Вопрос 5. Период зрелости возникает в возрасте:
а) 20-25 лет
б) 25-30 лет
в) 30-35 лет
г) 35-60 лет
д) старше 60 лет
Вопрос 6. «Комплекс оживления» характерен для:
а) периода новорожденности
б) периода младенчества
в) юношеского периода
г) периода зрелости
д) периода преклонного возраста
Вопрос 7. Отсутствие «комплекса оживления» считается характерным признаком:
а) синдрома раннего детского аутизма
б) подростковой шизофрении
в) шизофрении в позднем возрасте
г) детских страхов
д) пубертатного криза
Вопрос 8. Кризис первого года жизни характеризуется:
а) появлением социальных навыков
б) потребностью к самостоятельности
в) потребностью в близких отношениях с матерью
г) становлением «комплекса оживления»
д) становлением ходьбы и речи
Вопрос 9. Гипердинамический синдром является типичным для:
а) новорожденных
б) младенцев
в) детей в возрасте 3-5 лет
г) подростков
д) пожилых людей
Вопрос 10. Ведущей деятельностью детей дошкольного и младшего школьного возраста является:
а) учеба
б) отдых
в) развлечения
г) хобби
д) игра
Вопрос 11. Игровая деятельность, во время которой на длительный период человек способен «перевоплотиться» в животное, выдуманный образ или неодушевленный предмет, называется:
а) фантазированием
б) патологическим фантазированием
в) воображением
г) галлюцинозом
д) иллюзорной деятельностью
Вопрос 12. Реакция, выражающаяся настойчивым стремлении подростка добиться успеха в той области, в которой он слаб, называется:
а) реакцией компенсации
б) реакцией гиперкомпенсации
в) реакцией оппозиции
г) реакцией эмансипации
д) реакцией достижения
Вопрос 13. Руководство человеком эгоистическими соображениями взаимной выгоды при совершении тех или иных поступков относится к проявлениям:
а) автономной морали
б) конвенциональной морали
в) доморальному уровню морали
г) аморальному уровню
д) ни один из ответов неверен
Вопрос 14. «Кризис средних лет» наступает, как правило, в возрасте:
а) 20±2 лет
б) ЗО±2 лет
в) 40±2 лет
г) 50+2 лет
д) 60+2 лет
Вопрос 15. Типичными психологическими особенностями пожилых людей являются все нижеперечисленные за исключением:
а) эгоцентризма
б) альтруизма
в) недоверчивости
г) тревожности
д) снижения общительности
Вопрос 16. Семейный паттерн, при котором у члена семье вырабатывается игнорирование наличия проблем или заболеваний, называется:
а) апатический
б) истерический
-466-
в) ипохондрическим
г) нозогнозическим
д) анозогнозическим
Вопрос 17. Развитие шизофрении у ребенка происходит вследствие семейного воспитания по типу:
а) парадоксальной коммуникации («шизофреногенной матерью»)
б) «кумир семьи»
в) гиперопеки
г) гипоопёки
д) ни один из ответов неверен
Вопрос 18. Конфликт между семейными традициями, к примеру, в выборе профессии или рода занятия, и желаниями, идущими с ними вразрез, называется (по Н.Пезешкиану):
а) аверсия-аппетенция
б) аверсия-аверсия
в) справедливость-любовь
г) уникальность-тождественность
д) семья-индивид
Вопрос 19. Семья вырабатывает у ее членов саногенное мышление в целью:
а) личностного роста
б) уменьшения внутреннего конфликта, напряженности, и предотвращения заболеваний
в) смирения с жизнью в случае телесного дефекта
г) избегания шизофрении
д) преодоления невротических расстройств
Вопрос 20. Реакция эмансипации характерна для:
а) пожилых
б) младенцев
в) престарелых
г) зрелых лиц
д) подростков
-467-
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Л.С. Выготский, Детская психология. /Собр. сочинений. М, 1984, т.4. Детская психология: Учеб. пособие /Под ред. Я.Л. Коломинского,
ЕА. Панько. Минск, 1988.
В.В. Ковалев. Психиатрия детского возраста. М., 1979,608 с.
И.С. Кон. Психология ранней юности. М., 1989, 255 с.
Е.А. Личко. Подростковая психиатрия. Л.,1985,416 с.
В.Д. Менделевт, Д.А. Авдеев, С.В.Киселев. Психотерапия «здравым смыслом», Чебоксары, 1992, 76 с.
Э.Г. Эйдемиллер, В.В.Юстицкий. Семейная психотерапия. Л., 1990,192 с. Д.Б. Эльконин. Детская психология. М., 1960. Д.Б.Эльконин. Психология игры. М., 1978.
-468-
- Менделевич в. Д. Клиническая (медицинская) психология
- Глава 1 методы исследования в клинической психологии
- Глава 2 клинические проявления психической нормы и патологии
- Глава 10 психологическое консультирование, психокоррекция и основы психотерапии
- Введение
- Глава 1 методы исследования в клинической психологии
- Клиническое интервьюирование
- Экспериментально-психологические (пато- и нейропсихологические) методы исследования Патопсихологические методы исследования.
- Патопсихологическая оценка нарушений внимания
- Патопсихологическая оценка нарушений памяти
- Патопсихологическая оценка нарушений восприятия
- Патопсихологическая оценка нарушений мышления
- Патопсихологическая оценка нарушений интеллекта
- Патопсихологическая оценка нарушений эмоций
- Патопсихологическая оценка индивидуально-психологических особенностей
- Экспериментальное нейропсихологическое исследование
- Оценка эффективности психокоррекционного и психотерапевтического воздействия
- Программированный контроль знаний:
- Глава 2 клинические проявления психической нормы и патологии Принципы разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов
- Диагностические принципы-альтернативы
- Болезнь-личность
- Нозос-патос
- Реакция-состояние-развитие
- Психотическое-непсихотическое
- Экзогенное-эндогенное-психогенное
- Дефект-выздоровление-хронификация
- Адаптация-дезадаптация, компенсация-декомпенсация
- Негативное-позитивное
- Феноменология клинических проявлений
- Программированный контроль знаний:
- Ощущения
- Восприятие
- Внимание
- Мышление
- Интеллект
- Сознание
- Психологические феномены и патопсихологические синдромы при психических заболеваниях
- Невротические расстройства
- Расстройства личности.
- Шизофрения
- Эпилептические психические расстройства
- Органические психические расстройства
- Программированный контроль знаний:
- Глава 4 психология индивидуальных различий
- Темперамент
- Классификация а.Томаса и с.Чесса:
- Характер
- Личность
- Структура личности (по к.К.Платонову)
- Программированный контроль знаний:
- Глава 5 психология больного Психическое реагирование на заболевание и психология соматически больного
- Возраст
- Профессия
- Особенности темперамента
- Особенности характера
- Особенности личности
- Психологические особенности больных с различными соматическими заболеваниями
- Онкологическая патология
- Акушерская и гинекологическая патология
- Терапевтическая патология
- Хирургическая патология
- Дефекты тела и органов чувств
- Программированный контроль знаний:
- Глава 6 психология лечебного взаимодействия
- Программированный контроль знаний:
- Неврозы
- Психосоматические расстройства и заболевания
- Программированный контроль знаний:
- Глава 8 психология девиантного поведения
- Агрессивное поведение
- Аутоагрессивное поведение
- Злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности
- Нарушения пищевого поведения
- Сексуальные девиации и перверсии
- Сверхценные психологические увлечения
- Сверхценные психопатологические увлечения
- Характерологические и патохарактерологические реакции
- Коммуникативные девиации
- Безнравственное и аморальное поведение
- Неэстетичное поведение
- Программированный контроль знаний:
- Глава 9 специальные разделы клинической психологии
- Возрастная клиническая психология* Социальные и биологические составляющие нормального и аномального развития человека
- Психические особенности и психосоматические расстройства в период новорожденности, младенчества и раннего детства
- Психические особенности и психосоматические расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста
- Психология и психопатология ранней юности
- Психологические особенности и психические расстройства лиц зрелого, пожилого и преклонного возраста
- Семейная клиническая психология
- Программированный контроль знаний:
- Вопрос 1. Понятие «зона ближайшего развития» предполагает, что:
- Вопрос 3. Психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь называются:
- Вопрос 5. Период зрелости возникает в возрасте:
- Глава 10 психологическое консультирование, психокоррекция и основы психотерапии
- Психологическое консультирование
- Психологическая коррекция
- Психотерапия
- Парапсихология и экстрасенсорное целительство
- Программированный контроль знаний:
- Приложения приложение к теме: «психология индивидуальных различий» Опросник Стреляу
- Тест Айзенка
- Характерологический опросник к. Леонгарда
- Приложение к теме: «психология больного» лоби (ленинградский опросник бехтеревского института)
- Приложение к теме: «невротические расстройства» Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (к.К. Яхин, д.М. Менделевич)
- Приложение к теме: «психология девиантного поведения» Патохарактерологический диагностический опросник (пдо)
- Приложение к теме: возрастная клиническая психология Тестовая оценка знаний юношеской психологии
- Ответы к программированному контролю
- Глава 1. «методы исследования в клинической психологии»
- Глава 2. «клинические проявления психической нормы и патологии»
- Глава 3. «психологическая и патопсихологическая характеристика познавательных психических процессов»
- Глава 4. «психология индивидуальных раз-личий»
- Глава 6. «психология лечебного взаимодействия»
- Глава 10. «психологическое консультирование, психокоррекция и основы психотерапии»
- Оглавление
- Глава 1. Методы исследования в клинической психологии..........................10
- Глава 2. Клинические проявления психической нормы и патологии................62
- Глава 9. Специальные разделы клинической психологии (в соавторстве с еа. Сахаровым)............417
- Глава 10. Психологическое консультирование, психокоррекция и основы психотерапии.............469