Программированный контроль знаний:
Вопрос 1. Способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, в частности в условиях лечебного взаимодействия называется:
а) интерактивной толерантностью
б) интерактивной компетентностью
в) коммуникативной состоятельностью
г) коммуникативной толерантностью
д) коммуникативной компетенцией
Вопрос 2. Общение, при котором оценивают другого человека, как нужный или мешающий объект, обозначается:
а) духовным общением
б) примитивным общением
в) «контактом масок»
г) манипулятивным общением
д) формально-ролевым общением
Вопрос 3. Выделяют все нижеследующие типы психологической установки в процессе лечебного взаимодействия за исключением:
а) позитивная
б) негативная
в) адекватная
г) неадекватная
д) кататимная
Вопрос 4-. Эффект общения, при котором происходит формированием мнения о частных свойствах и качествах человека на основании общих впечатлений о нем, называется:
а) эффектом «последовательности»
б) эффектом «авансирования» в). эффектом «ореола»
г) эффектом «проецирования на других людей собственных свойств»
д) дедуктивным эффектом
Вопрос 5. Плацебо-эффект связан с:
а) параметрами лекарственного вещества
б) психологической установкой
в) длительностью предъявления раздражителя
г) наркотической зависимостью
д) фактором неожиданности
- 303-
Вопрос 6. Паттернализм — это:
а) способ взаимодействия врача и пациента при директивной роли врача
б) способ взаимодействия врача и пациента при недирективной роли врача
в) способ взаимодействия врача и медицинской сестры
г) способ взаимодействия пациентов между собой
д) способ оказания психологической помощи
Вопрос 7. Полезность является критерием оценки поступков человека в:
а) деонтологической теории морали
б) гуманистической теории морали
в) бихевиорадьной теории морали
г) психодинамической теории морали
д) утилитарной теории морали
Вопрос 8. Пациент, как правило, расценивает «идеального врача» как лицо:
а) одного с ним возраста и пола
б) более младшего возраста и одного с ним пола
в) более старшего возраста и одного с ним пола
г) более младшего возраста и противоположного пола
д) более старшего возраста и противоположного пола
Вопрос 9. Приватность в рамках лечебного взаимодействия относится к сфере этических:
а) теорий
б) норм
в) стандартов
г) принципов
д) технологий
Вопрос 10. Добровольное безболезненного лишения жизни пациента, страдающего неизлечимым недугом, называется:
а) евгеникой
б) эвтаназией
в) эмпатией
г) эйдетизмом
д) эксгумацией
Вопрос 11. К числу базисных принципов биомедицинской этики все нижеследующие за исключением принципа:
а) духовности
б) автономии
в) непричинения вреда
г) благодеяния
д> справедливости
-304-
Вопрос 12. Сочетание таких качеств как эмоциональная дистанциро-ванность врача от глубинных проблем пациента, ориентация на симптомы, ориентация на технократический подход к лечению входит в структуру одного из следующих психологических типов врача:
а) сопереживающего
б) эмоционально-нейтрального
в) апатического
г) директивного
д) недиректйвного
Вопрос 13. Ориентация на партнерство в отличие от ориентации на руководство, склонность принимать к рассмотрению точку зрения больного как при диагностике, так и при выборе методов и способов терапии входит в структуру одного из следующих психологических типов врача:
а) сопереживающего
б) эмоционально-нейтрального
в) апатического
г) директивного
д) недирективного
Вопрос 14. В понятие «идеального пациента»- врач, как правило, включает все нижеследующие характеристики за исключением одной:
а) вера и отсутствие сомнений в силах и умениях лечащего врача
б) готовность беспрекословно выполнять назначения
в) умение кратко и четко излагать проблему и жалобы
г) хорошая осведомленности в медицинских вопросах
д) малая осведомленность в медицинских вопросах
Вопрос 15. Пациенты с невротическими расстройствами в образ «идеального врача» в не склонны включать такое качество, как:
а) чувство юмора
б) компетентность
в) ум
г) внимательность
д) увлеченность работой
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
С.И.Самыгин, Л.Д.Столяренко, Психология управления. Ростов-на-Дону, М., 1997, 512-с.
В.А. Ташлыков. Психология лечебного процесса. Л., 1984,192 с.
В. А. Тихоненко. Этика практической психиатрии. М., 1996, 244 с.
И.Харди. Врач, сестра, больной. Психология работы с больныкш. Будапешт, 1981, 286 с.
- 305 -
Глава 7 НЕВРОТИЧЕСКИЕ, ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ И СОМАТОФОРМНЫЕ РАССТРОЙСТВА
Одной, из основополагающих проблем клинической психологии считается проблема реакций личности на психологический стресс. Под стрессом в психологическом ракурсе йонимается воздействие на человека, его организм и личность фрустрирующих, психотрав-мирующих событий с формированием расстройств как на уровне психического, так и соматического реагирования. Центральными вопросами становятся вопросы о механизмах формирования связанных со стрессом нарушений, выбором невротического или психосоматического пути синдромогенеза, а также преморбидных индивидуально-психологических особенностях, способствующих и препятствующих появлению расстройств и методах.
Считается, что в условиях воздействия на человека психической травмы возникает альтернатива: либо в связи со стрессоустойчивос-тыо и под влиянием методов психологической защиты человек остается психически и соматически здоровым, либо он заболевает неврозом или психосоматическим заболеванием (рисунок 14). Причем, по мнению некоторых ученых (В.С.Ротенберг, В.В.Аршавс-кий), альтернатива существует и внутри патогенного пути,.и «психосоматические заболевания возникают у тех, кто в силу особенностей личности не может позволить себе невротический тип реагирования, демонстрацию тревоги или страха, фиксацию на своих ощущениях».
-306-
- Менделевич в. Д. Клиническая (медицинская) психология
- Глава 1 методы исследования в клинической психологии
- Глава 2 клинические проявления психической нормы и патологии
- Глава 10 психологическое консультирование, психокоррекция и основы психотерапии
- Введение
- Глава 1 методы исследования в клинической психологии
- Клиническое интервьюирование
- Экспериментально-психологические (пато- и нейропсихологические) методы исследования Патопсихологические методы исследования.
- Патопсихологическая оценка нарушений внимания
- Патопсихологическая оценка нарушений памяти
- Патопсихологическая оценка нарушений восприятия
- Патопсихологическая оценка нарушений мышления
- Патопсихологическая оценка нарушений интеллекта
- Патопсихологическая оценка нарушений эмоций
- Патопсихологическая оценка индивидуально-психологических особенностей
- Экспериментальное нейропсихологическое исследование
- Оценка эффективности психокоррекционного и психотерапевтического воздействия
- Программированный контроль знаний:
- Глава 2 клинические проявления психической нормы и патологии Принципы разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов
- Диагностические принципы-альтернативы
- Болезнь-личность
- Нозос-патос
- Реакция-состояние-развитие
- Психотическое-непсихотическое
- Экзогенное-эндогенное-психогенное
- Дефект-выздоровление-хронификация
- Адаптация-дезадаптация, компенсация-декомпенсация
- Негативное-позитивное
- Феноменология клинических проявлений
- Программированный контроль знаний:
- Ощущения
- Восприятие
- Внимание
- Мышление
- Интеллект
- Сознание
- Психологические феномены и патопсихологические синдромы при психических заболеваниях
- Невротические расстройства
- Расстройства личности.
- Шизофрения
- Эпилептические психические расстройства
- Органические психические расстройства
- Программированный контроль знаний:
- Глава 4 психология индивидуальных различий
- Темперамент
- Классификация а.Томаса и с.Чесса:
- Характер
- Личность
- Структура личности (по к.К.Платонову)
- Программированный контроль знаний:
- Глава 5 психология больного Психическое реагирование на заболевание и психология соматически больного
- Возраст
- Профессия
- Особенности темперамента
- Особенности характера
- Особенности личности
- Психологические особенности больных с различными соматическими заболеваниями
- Онкологическая патология
- Акушерская и гинекологическая патология
- Терапевтическая патология
- Хирургическая патология
- Дефекты тела и органов чувств
- Программированный контроль знаний:
- Глава 6 психология лечебного взаимодействия
- Программированный контроль знаний:
- Неврозы
- Психосоматические расстройства и заболевания
- Программированный контроль знаний:
- Глава 8 психология девиантного поведения
- Агрессивное поведение
- Аутоагрессивное поведение
- Злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности
- Нарушения пищевого поведения
- Сексуальные девиации и перверсии
- Сверхценные психологические увлечения
- Сверхценные психопатологические увлечения
- Характерологические и патохарактерологические реакции
- Коммуникативные девиации
- Безнравственное и аморальное поведение
- Неэстетичное поведение
- Программированный контроль знаний:
- Глава 9 специальные разделы клинической психологии
- Возрастная клиническая психология* Социальные и биологические составляющие нормального и аномального развития человека
- Психические особенности и психосоматические расстройства в период новорожденности, младенчества и раннего детства
- Психические особенности и психосоматические расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста
- Психология и психопатология ранней юности
- Психологические особенности и психические расстройства лиц зрелого, пожилого и преклонного возраста
- Семейная клиническая психология
- Программированный контроль знаний:
- Вопрос 1. Понятие «зона ближайшего развития» предполагает, что:
- Вопрос 3. Психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь называются:
- Вопрос 5. Период зрелости возникает в возрасте:
- Глава 10 психологическое консультирование, психокоррекция и основы психотерапии
- Психологическое консультирование
- Психологическая коррекция
- Психотерапия
- Парапсихология и экстрасенсорное целительство
- Программированный контроль знаний:
- Приложения приложение к теме: «психология индивидуальных различий» Опросник Стреляу
- Тест Айзенка
- Характерологический опросник к. Леонгарда
- Приложение к теме: «психология больного» лоби (ленинградский опросник бехтеревского института)
- Приложение к теме: «невротические расстройства» Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (к.К. Яхин, д.М. Менделевич)
- Приложение к теме: «психология девиантного поведения» Патохарактерологический диагностический опросник (пдо)
- Приложение к теме: возрастная клиническая психология Тестовая оценка знаний юношеской психологии
- Ответы к программированному контролю
- Глава 1. «методы исследования в клинической психологии»
- Глава 2. «клинические проявления психической нормы и патологии»
- Глава 3. «психологическая и патопсихологическая характеристика познавательных психических процессов»
- Глава 4. «психология индивидуальных раз-личий»
- Глава 6. «психология лечебного взаимодействия»
- Глава 10. «психологическое консультирование, психокоррекция и основы психотерапии»
- Оглавление
- Глава 1. Методы исследования в клинической психологии..........................10
- Глава 2. Клинические проявления психической нормы и патологии................62
- Глава 9. Специальные разделы клинической психологии (в соавторстве с еа. Сахаровым)............417
- Глава 10. Психологическое консультирование, психокоррекция и основы психотерапии.............469