Программированный контроль знаний:
Вопрос 1. Эффект Зейгарник относится к психологическому процессу:
а) вниманию
б) памяти
в) эмоциям
г) мышлению
д) воле
Вопрос 2. Минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение называется:
а) абсолютным верхним порогом ощущений
б) абсолютным нижним порогом ощущений (порогом чувствительности)
в) болевым порогом
г) дифференциальным порогом ощущений
д) оперативным порогом ощущений
Вопрос 3. Ощущения, связанные с сигналами, возникающими вследствие раздражения рецепторов, находящихся в мышцах, сухожилиях или суставах называются:
а) экстероцептивными
б) интероцептивными
в) проприоцептивными
г) экстракампинными
д) эндоцептивными
Вопрос 4. Психофизический закон Вебера-Фехнера описывает:
а) закономерности нарушения памяти
б) зависимости эмоциональной реакции от экспектаций
в) закономерности нарушений мышления
г) закономерности слухового восприятия
д) зависимость силы ощущения от величины действующего раздражителя.
Вопрос 5. В результате восприятия образуются все нижеследующие свойства образа за исключением:
а) предметность
б) категориальность
в) целостность
г) уникальность
д) константность
Вопрос б. Процесс восприятия, при котором элементы, выступающие как части знакомых фигур, контуров и форм, с большей вероятностью объединяются именно в эти фигуры, форму, контуры называется принципом:
а) сходства
б) смежности
в) замкнутости
г) «естественного продолжения»
д) близости
Вопрос 7. Расстройство восприятия, при котором происходит образование и восприятие причудливых зрительных образов на основе слияния элементарных особенностей объекта называется:
а) физическими иллюзиями
б) парейдолическими иллюзиями
в) фантастическими галлюцинациями
г) фантастическими псевдогаллюцинациями
д) эйдетизмом
Вопрос 8. Расстройство узнавания частей собственного тела называется:
а) соматоагнозией
б) соматогнозней
в) дисморфоманией
г) симптомом Фреголи
д) симптомом Капгра
Вопрос 9. Внимание обладает всеми нижеследующими свойствами за исключением:
а) устойчивости
б) сосредоточенности
в) распределения
г) длительности
д) объема
Вопрос 10. Средний объем внимания человека составляет:
а) 1-3 единиц информации
б) 3-5 единиц информации
в) 5-7 единиц информации
г) 7-9 единиц информации
д) 9-11 единиц информации
Вопрос 11. Процесс лучшего запоминания незавершенных действий по сравнению с завершенными называется:
а) эффектом края
б) эффектом Зейгарник
в) эффектом ореола
г) законом Эббингауза
д) законом Вебера-Фехтнера
Вопрос 12, Расстройство памяти, характеризующееся нарушением за-печатления получаемой человеком информации и резко ускоренным процессом забывания, называется:
а) антероградной амнезией
б) ретроградной амнезией
в) фиксационной амнезией
г) антероретроградной амнезией
д) Корсаковским амнестическим синдромом
Вопрос 13. Нарушение хронологии в памяти, при котором отдельные имевшие место в прошлом события переносятся в настоящее, называется:
а) конфабуляцией
б) реминисценцией
в) псевдореминисценцией
г) перфорационной амнезией
д) гипомнезией
Вопрос 14. К мыслительным операциям относится все нижеперечисленное за исключением:
а) суждения
б) анализа
в) абстрагирования
г) синтеза
д) обобщения
Вопрос 15. Умозаключение относится к:
а) мыслительным операциям
б) мыслительным процессам
в) мыслительным факторам
г) мыслительным видам
д) мыслительным механизмам '
Вопрос 16. Снижение уровня обобщений и искажение процесса обобщения относят к:
а) нарушениям динамики мыслительных процессов
б) нарушениям операционной стороны мышления
в) нарушениям личностного компонента мышления
г) нарушениям процесса внешней опосредованности познавательной деятельности
д) нарушениям процесса саморегуляции познавательной деятельности
Вопрос 17. Расстройство мышления, при котором значительно (максимально) затрудняется образование новых ассоциаций вследствие длительного доминирования одной мысли, представления называется:
а) инертностью
б) резонерством
в) персеверацией
г) соскальзыванием
д) разноплановостью
Вопрос 18. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, а также создания представления об истинном отношении к субъекту со стороны окружающих называется:
а) самоактуализацией
б) самооценкой
в) атрибуцией
г) ипохондрией
д) рефлексией
Вопрос 19. Антиципация — это:
а) способность человека предвзято воспринимать происходящие события
б) способность человека предвосхищать ход событий, прогнозировать вероятные исходы различных действий
в) мнемоническая способность человека
г) способность человека быстро реагировать на происходящие события
д) способность человека вытеснять в подсознание события, носящие негативный эмоциональный характер
Вопрос 20. Особо выраженные эмоциональные состояния человека, сопровождающиеся существенными изменениями в поведении называют:
а) стрессами
б) фрустрациями
в) чувствами
г) аффектами
д) психическими травмами
Вопрос 21. Наиболее значимым дифференциально-диагностическим критерием патологического аффекта является:
а) наличие агрессии
б) наличие расстройств сознания
в) наличие аутоагрессии
г) наличие расстройств эмоциональной сферы
д) наличие умственной отсталости
Вопрос 22. Алекситимией называется:
а) неспособность испытывать яркие переживания
б) неспособность сопереживать
в) неспособность сконцентрировать внимание на своих чувствах
г) неспособность даже короткое время быть в одиночестве
д) неспособность точно описать свое эмоциональное состояние
Вопрос 23. Канцерофобия — это:
а) навязчивый страх заболеть раком
б) навязчивый страх заболеть любым онкологическим заболеванием
в) сверхценная идея о наличии у человека раковой опухоли
г) бредовая идея о наличии у человека раковой опухоли
д) доминирующая идея о наличия у человека раковой опухоли
Вопрос 24. К парабулиям относятся все нижеперечисленные расстройства за исключением:
а) анорексии
б) аутизма
в) булимии
г) пирбмании
д) дипсомании
Вопрос 25. Патологическое непреодолимое влечение к бродяжничеству называется:
а) дипсоманией
б) дромоманией
в) клептоманией
г) пироманией
д) билимией
Вопрос 26. Выделяются следующие виды автоматизмов за исключением:
а) кинестетеческий
б) амбулаторный
в) сомнамбулический
г) сенестопатический
д) галлюцинаторный
Вопрос 27. Грезоподобное нарушение сознания, сопровождающееся состояниями «зачарованности» или эйфории, называется:
а) онейроидом
б) делирием
в) аменцией
г) ступором
д) сумеречным расстройством сознания
Вопрос 28. Среди больных неврозами отмечается тенденция к увеличению лиц с:
а) низким интеллектом
б) высоким интеллектом
в) средним интеллектом
г) низким и высоким интеллектом
д) низким и средним интеллектом
Вопрос 29. Недифференцированность реальных и идеальных целей, неумение объективно оценить возникающую ситуацию, увидеть ее не только в актуальной сиюминутности чаще встречается при:
а) невротических расстройствах
б) личностных (психопатических) расстройствах
в) шизофренических расстройствах
г) эпилептических расстройствах
д) деменции
Вопрос 30. Патологический полисемантизм, при котором слова начинают приобретать множественное значение и нередко смысловая структура слова расшатывается, чаще встречается при:
а) невротических расстройствах
б) личностных (психопатических) расстройствах
в) шизофренических расстройствах
г) эпилептических расстройствах
д) деменции
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
М.Г.Айрапетянц, А.М.Вейн. Неврозы в эксперименте и в клинике. М., 1982, 272 с.
В.М.Блейхер, ВЖКрук, С.Н.Боков. Практическая патопсихология. Ростов-на-Дону, 1996, 448 с.
Б.С.Братусь. Аномалии личности. М, 1988, 301 с.
Н.Н.Брагина, Т. А Доброхотова. Функциональные асимметрии человека. М., 1988, 240 с.
Б.В.Зейгарник. Патопсихология. М., 1986, 288 с.
В.П.Критская, Т.К.Мелешко, Ю.Ф.Поляков. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. М., 1991, 256 с.
Р.С.Немов. Психология (в 3-х томах), М., 1995.
Е. Т. Соколова. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989, 215 с.
- Менделевич в. Д. Клиническая (медицинская) психология
- Глава 1 методы исследования в клинической психологии
- Глава 2 клинические проявления психической нормы и патологии
- Глава 10 психологическое консультирование, психокоррекция и основы психотерапии
- Введение
- Глава 1 методы исследования в клинической психологии
- Клиническое интервьюирование
- Экспериментально-психологические (пато- и нейропсихологические) методы исследования Патопсихологические методы исследования.
- Патопсихологическая оценка нарушений внимания
- Патопсихологическая оценка нарушений памяти
- Патопсихологическая оценка нарушений восприятия
- Патопсихологическая оценка нарушений мышления
- Патопсихологическая оценка нарушений интеллекта
- Патопсихологическая оценка нарушений эмоций
- Патопсихологическая оценка индивидуально-психологических особенностей
- Экспериментальное нейропсихологическое исследование
- Оценка эффективности психокоррекционного и психотерапевтического воздействия
- Программированный контроль знаний:
- Глава 2 клинические проявления психической нормы и патологии Принципы разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов
- Диагностические принципы-альтернативы
- Болезнь-личность
- Нозос-патос
- Реакция-состояние-развитие
- Психотическое-непсихотическое
- Экзогенное-эндогенное-психогенное
- Дефект-выздоровление-хронификация
- Адаптация-дезадаптация, компенсация-декомпенсация
- Негативное-позитивное
- Феноменология клинических проявлений
- Программированный контроль знаний:
- Ощущения
- Восприятие
- Внимание
- Мышление
- Интеллект
- Сознание
- Психологические феномены и патопсихологические синдромы при психических заболеваниях
- Невротические расстройства
- Расстройства личности.
- Шизофрения
- Эпилептические психические расстройства
- Органические психические расстройства
- Программированный контроль знаний:
- Глава 4 психология индивидуальных различий
- Темперамент
- Классификация а.Томаса и с.Чесса:
- Характер
- Личность
- Структура личности (по к.К.Платонову)
- Программированный контроль знаний:
- Глава 5 психология больного Психическое реагирование на заболевание и психология соматически больного
- Возраст
- Профессия
- Особенности темперамента
- Особенности характера
- Особенности личности
- Психологические особенности больных с различными соматическими заболеваниями
- Онкологическая патология
- Акушерская и гинекологическая патология
- Терапевтическая патология
- Хирургическая патология
- Дефекты тела и органов чувств
- Программированный контроль знаний:
- Глава 6 психология лечебного взаимодействия
- Программированный контроль знаний:
- Неврозы
- Психосоматические расстройства и заболевания
- Программированный контроль знаний:
- Глава 8 психология девиантного поведения
- Агрессивное поведение
- Аутоагрессивное поведение
- Злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности
- Нарушения пищевого поведения
- Сексуальные девиации и перверсии
- Сверхценные психологические увлечения
- Сверхценные психопатологические увлечения
- Характерологические и патохарактерологические реакции
- Коммуникативные девиации
- Безнравственное и аморальное поведение
- Неэстетичное поведение
- Программированный контроль знаний:
- Глава 9 специальные разделы клинической психологии
- Возрастная клиническая психология* Социальные и биологические составляющие нормального и аномального развития человека
- Психические особенности и психосоматические расстройства в период новорожденности, младенчества и раннего детства
- Психические особенности и психосоматические расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста
- Психология и психопатология ранней юности
- Психологические особенности и психические расстройства лиц зрелого, пожилого и преклонного возраста
- Семейная клиническая психология
- Программированный контроль знаний:
- Вопрос 1. Понятие «зона ближайшего развития» предполагает, что:
- Вопрос 3. Психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь называются:
- Вопрос 5. Период зрелости возникает в возрасте:
- Глава 10 психологическое консультирование, психокоррекция и основы психотерапии
- Психологическое консультирование
- Психологическая коррекция
- Психотерапия
- Парапсихология и экстрасенсорное целительство
- Программированный контроль знаний:
- Приложения приложение к теме: «психология индивидуальных различий» Опросник Стреляу
- Тест Айзенка
- Характерологический опросник к. Леонгарда
- Приложение к теме: «психология больного» лоби (ленинградский опросник бехтеревского института)
- Приложение к теме: «невротические расстройства» Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (к.К. Яхин, д.М. Менделевич)
- Приложение к теме: «психология девиантного поведения» Патохарактерологический диагностический опросник (пдо)
- Приложение к теме: возрастная клиническая психология Тестовая оценка знаний юношеской психологии
- Ответы к программированному контролю
- Глава 1. «методы исследования в клинической психологии»
- Глава 2. «клинические проявления психической нормы и патологии»
- Глава 3. «психологическая и патопсихологическая характеристика познавательных психических процессов»
- Глава 4. «психология индивидуальных раз-личий»
- Глава 6. «психология лечебного взаимодействия»
- Глава 10. «психологическое консультирование, психокоррекция и основы психотерапии»
- Оглавление
- Глава 1. Методы исследования в клинической психологии..........................10
- Глава 2. Клинические проявления психической нормы и патологии................62
- Глава 9. Специальные разделы клинической психологии (в соавторстве с еа. Сахаровым)............417
- Глава 10. Психологическое консультирование, психокоррекция и основы психотерапии.............469