logo search
дипломка

Влияние стиля педагогического общения на привлекательность для школьника группы одноклассников и тип взаимоотношений в классе

Для того чтобы проверить объективность данных о групповой сплоченности были использованы методики: определение привлекательности для школьника группы одноклассников и изучение типов взаимоотношений в классе.

Результаты показали, что в классах, где учителя тяготеют к демократическому стилю педагогического общения, оценка привлекательности класса высокая, что выразилось в средней оценке 14,5 баллов; в классах с либеральным стилем педагогического общения оценка привлекательности класса средняя, что выразилось в оценке 10,5 баллов; а в классах с авторитарным стилем оценка привлекательности класса низкая и она равна 8 баллам (рис. 5).

Рис. 5 Оценка привлекательности для школьников группы одноклассников (в баллах)

Условные обозначения:

1-демократический стиль общения

2-либеральный стиль общения

3-авторитарный стиль общения

В классах с демократическим стилем педагогического общения эта оценка свидетельствует о высоком уровне групповой сплоченности и развития коллектива. Средний уровень групповой сплоченности и развития коллектива в классах, где для учителей характерен либеральный стиль общения. В классах с авторитарным стилем педагогического общения оценка привлекательности для школьника группы одноклассников свидетельствует о низком уровне групповой сплоченности и уровне развития коллектива.

Полученные данные позволяют утверждать, что демократический стиль руководства создает благоприятную обстановку для адаптации и социализации школьников. Однако большой интерес представляет изучение типов взаимоотношений школьников в классе.

Исследование типов взаимоотношений в группе учащихся проводилось с помощью 4-факторной шкалированной анкеты, которая позволяла решать две взаимосвязанные задачи: исследование детей в группе и группы через сформированность социально-психологических характеристик школьников. Выявлялись количественные оценки в виде числовых показателей четырех видов взаимоотношений в школьных группах по шкалам: социальной дистанции (СД), дружбы (Д), альтруизма (А), ответственности (О).

Показатели шкалы СД позволили выявить соотношение коэффициентов (К), которое показывает соотношение типов взаимоотношений в классе: позитивных, нейтральных, негативных. Данные остальных шкал использовались для составления вербальной характеристики взаимоотношений в классе (табл. 4).

Таблица 4