2.2. Методы исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
Анализ научной литературы.
Наблюдение.
Опросный метод (психолого-педагогическое тестирование).
Методы математической статистики.
Анализ научной литературы использовался для изучения состояния интересующей нас проблемы. В ходе исследования был проанализирован ряд литературных источников, среди которых статьи в периодической печати, сборники научных статей, авторефераты, учебные пособия, монографии.
Была проанализирована проблема адаптации и социализации личности, сущность межличностных отношений индивидов, рассмотрены особенности педагогического общения и его влияния на развитие личности детей, понятие «групповая сплоченность». Проведен теоретический анализ влияния стиля педагогического общения на групповую сплоченность и адаптацию и социализацию личности.
Анализ литературных источников позволил:
- выявить основные предпосылки адаптации и социализации личности;
- выявить основные концептуальные подходы к понятию «межличностные отношения»;
выделить следующие составляющие межличностных отношений: сплоченность класса, определяющаяся опосредованными целями и задачами совместной деятельности, ценностно-ориентационным единством и психологическим климатом; а также сформированность социально-психологических характеристик школьников.
Всего было изучено 62 источника.
Наблюдение использовалось для текущей визуальной оценки актуального состояния психологической атмосферы в классных коллективах, особенностей взаимодействия младших школьников с педагогом, членов группы между собой и влияние их на адаптацию и социализацию .
Опросный метод. Психолого-педагогическое тестирование использовалось с целью изучения стиля педагогического общения учителей начальных классов и особенностей межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста. Психого-педагогические методики составили диагностический блок исследования. Он включал:
методика «Диагностика стиля взаимодействия» (В.Н. Симонов, 1998г).
Стиль педагогического общения учителей начальных классов определялся по методике В.Н.Симонова (Приложение 1), которая предполагала выбор учителем из всех утверждений наиболее значимых для него. Определялось, как учитель в целом воспринимается в большей степени: как автократ, как либерал или как демократ;
методика «Изучение сплоченности класса» (В.С. Ивашкин, 1990).
Изучение сплоченности класса позволило измерить следующие параметры:
1.опосредованность групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности;
2.ценностно-ориентационное единство;
3.психологический климат класса.
Определение опосредованности групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности происходило на основе списка качеств личности, включающего поровну деловые, моральные и эмоциональные качества, расположенные в случайном порядке (Приложение 2). Детям предлагалось выбрать из предложенного списка пять качеств, которые, по их мнению, наиболее важны для человека как члена коллектива. Вычислялся процент выборов, приходящихся на эмоциональные, деловые и моральные качества:
Км = [м/5N]*100% ;
Кд = [д/5N]*100% ;
Кэ = [э/5N]*100% .
М,Д,Э – число выборов по каждой группе качеств, N – число школьников в группе. Групповая сплоченность оценивалась как высокая (3,6 балла), средняя (2,6 балла), низкая (1,6 балла).
Определение ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ). Учащимся из этого списка качеств, предлагалось выбрать пять, которые, по их мнению, наиболее ценны для успешной совместной работы. Вычислялся коэффициент ЦОЕ (С) по формуле:
С = ((n-n1)/N)*100%, где n – количество выборов, приходящихся на пять самых популярных качеств; n1 – количество выборов, приходящихся на пять самых непопулярных качеств; N – обще число выборов, сделанных испытуемыми.
ЦОЕ определялось тремя уровнями: высокий (3,6 балла), средний (2,6 балла), низкий (1,6 балла).
Для изучения психологического климата учащимся были даны вопросы и пять вариантов ответов, из которых дети выбирали один ответ, наиболее сходный с их мнением. Вычислялся средний балл группы x = (а + б + в)/3*N, где а, б, в – балльные оценки по вопросам; N – число испытуемых. Психологический климат также определяется тремя уровнями: высокий, средний, низкий.
Описанные параметры позволили определить интегральную оценку групповой сплоченности и уровня развития коллектива. Для этого вычислялась сумма балов по всем трем параметрам:
И = К + С + Х.
Для проверки объективности данных о групповой сплоченности и уровне развития коллектива были использованы:
методика «Определение привлекательности для школьников группы одноклассников» (В.С. Ивашкин, 1990). Определение привлекательности для школьника группы одноклассников проводилось на основе индекса групповой сплоченности Сишора (Приложение 3 ).
Методика «Исследование взаимоотношений в группе учащихся» (Е.М. Крутова, 1997, в модификации В.С. Ивашкина). Исследование взаимоотношений в группе учащихся проводилось с помощью 4-х факторной шкалированной анкеты, предназначенной для выявления количественной оценки в виде числовых показателей четырех видов взаимоотношений в школьных группах по шкалам:
социальной дистанции (СД),
дружбы (Д),
альтруизма (А),
ответственности (О).
Анкета позволила решить две взаимосвязанные задачи: исследование сформированности социально-психологического климата, динамику адаптации и социализации школьников младших классов.
Методы математической статистики. Для математической обработки полученного цифрового материала были использованы общеупотребительные методы статистической обработки: вычисление среднего арифметического значения (х), нахождение процентного соотношения данных и ранговый коэффициент корреляции Спирмена (rs).
- Введение
- Глава 1. Современное состояние проблемы адаптации и социализации в психолого-педагогической науке
- 1.1. Основные концептуальные подходы к пониманию сущности межличностных отношений.
- 1.2. Педагогическое общение как фактор личностного развития ребенка.
- 1.3 Особенности развития детей младшего школьного возраста.
- 1.4. Групповая сплоченность и факторы ее определяющие
- 1.5. Влияние педагогического общения на групповую сплоченность и уровень развития коллектива младших школьников
- Глава II Цели, задачи, методы и организация исследования
- 2.1. Цель и задачи исследования
- 2.2. Методы исследования
- 2.3. Организация исследования.
- Глава 3. Практическое изучение стилей педагогического общения и особенностей межличностных отношений младших школьников в классе
- Определение влияния стилей педагогического общения на показатели групповой сплоченности
- Показатели групповой сплоченности и уровня развития коллектива по параметрам сплоченности класса (в баллах)
- Влияние стиля педагогического общения на привлекательность для школьника группы одноклассников и тип взаимоотношений в классе
- Оценка детьми отношений в классе (в % от числа детей)
- Список литературы.
- Андреева г.А. О понятии адаптации // Человек и общество. – л.: лгу, 1983. – с.62-69.
- Диагностика стиля взаимодействия (в.Н. Симонов)
- Определение опосредованности групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности.
- Привлекательность для школьников группы одноклассников.