Введение
В настоящие время идет активная перестройка всех сфер общества. Коренные изменения происходят в системе образования. Процесс обучения и воспитания становится все более демократичным, его целью является гармоничное развитие личности, которое во многом осуществляется на фоне и под влиянием межличностных отношений. В основе развития межличностных отношений лежит потребность в общении, которая заставляет ребенка искать эмоциональный контакт не только со взрослыми, но и со сверстниками (Зимняя И.А., 1997, Столяренко Л.Д., 1996). Общение включает в себя обмен мыслями, эмоциональными переживаниями, взаимоотношениями вступающих в него индивидов. С того момента, как ребенок впервые попадает в группу сверстников, его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать и изучать в отрыве от взаимоотношений с другими членами группы. Общение является основной формой жизнедеятельности человека. Именно здесь, на основе опыта общения со сверстниками закладываются основы нравственных качеств личности, происходит формирование ее самооценки, обнаруживаются значительные индивидуальные особенности (А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, 1999).
Особенно это важно в младшем школьном возрасте, когда происходит глубокая перестройка всей структуры взаимоотношений между детьми. Здесь у ребенка впервые появляется обязательная общественно-значимая деятельность учеба, способствующая формированию системы деловых отношений, которые зарождаются одновременно с личными отношениями. Между детьми складываются сложные отношения, несущие на себе отпечаток реальных социальных зависимостей во «взрослом» обществе (А.А. Реан, 1999). Таким образом, главное условие развития личности в этом возрасте – внутри коллективные отношения.
Важную предпосылку для самоутверждения и самореализация личности младшего школьника в классном коллективе составляет формирование педагогически целесообразных взаимоотношений учителя и учащихся. Учитель – самая авторитетная личность для младших школьников. Его оценки, суждения воспринимаются как истинные, не подлежащие проверки и контролю. Учитель – человек, который должен создавать общую атмосферу жизни и деятельности коллектива. Каждый учитель в своей педагогической деятельности тяготеет к какому-то стилю общения с учащимися. В стиле общения проявляется обращение человека к человеку: мягкое или жесткое, подавляющие или одобряющие, грубое или мягкое, сухое или ласковое. От того, каковы стилевые особенности педагогического общения и руководства учителя, в существенной мере зависит эффективность процесса обучения и воспитания, формирования межличностных отношений детей и особенности развития личности (А.А. Леонтьев, 1989). Формирование, развитие, воспитание личности школьника происходят в процессе той жизнедеятельности, которая задается общественным условиям. От учителя, от его профессионализма зависит очень многое. Нельзя забывать, что обучение и воспитание приобретают личностную, индивидуальную форму – форму непосредственной связи конкретных людей: учителя и ученика. Ведь от того, как будет строиться, и направляться эта связь с учителем, зависят в конечном итоге процессы эффективности обучения и воспитания, качество знаний. Исследования роли стиля педагогического общения в формировании межличностных отношений младших школьников является актуальной.
Проблема состоит в необходимости оказания помощи школьникам младших классов в социализации и адаптации. Состояние проблемы указывает на недостаточную изученность вопроса касающегося влияния стиля руководства учителя младших классов как механизма адаптации и социализации младших школьников (Колосова С., Семенюк Л.К.).
Целью нашего исследования является теоретическое и экспериментальное изучение влияния стиля педагогического общения учителя начальных классов на социализацию и адаптацию школьников.
Объектом исследования процесс социализации и адаптации младших школьников.
Предметом исследования является влияние стиля общения учителя на групповую сплоченность и уровень развития коллектива как факторы адаптации и социализации младших школьников.
Гипотезой исследования является предположение о том, что изучение влияния стиля общения учителя младших классов на внутригрупповые отношения школьников позволить выявить факторы, определяющие оптимальный уровень их социализации и адаптации.
- Введение
- Глава 1. Современное состояние проблемы адаптации и социализации в психолого-педагогической науке
- 1.1. Основные концептуальные подходы к пониманию сущности межличностных отношений.
- 1.2. Педагогическое общение как фактор личностного развития ребенка.
- 1.3 Особенности развития детей младшего школьного возраста.
- 1.4. Групповая сплоченность и факторы ее определяющие
- 1.5. Влияние педагогического общения на групповую сплоченность и уровень развития коллектива младших школьников
- Глава II Цели, задачи, методы и организация исследования
- 2.1. Цель и задачи исследования
- 2.2. Методы исследования
- 2.3. Организация исследования.
- Глава 3. Практическое изучение стилей педагогического общения и особенностей межличностных отношений младших школьников в классе
- Определение влияния стилей педагогического общения на показатели групповой сплоченности
- Показатели групповой сплоченности и уровня развития коллектива по параметрам сплоченности класса (в баллах)
- Влияние стиля педагогического общения на привлекательность для школьника группы одноклассников и тип взаимоотношений в классе
- Оценка детьми отношений в классе (в % от числа детей)
- Список литературы.
- Андреева г.А. О понятии адаптации // Человек и общество. – л.: лгу, 1983. – с.62-69.
- Диагностика стиля взаимодействия (в.Н. Симонов)
- Определение опосредованности групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности.
- Привлекательность для школьников группы одноклассников.