Глава 1. Современное состояние проблемы адаптации и социализации в психолого-педагогической науке
1.1 .Проблема адаптации и социализации индивида в биосоциальной среде
Процесс адаптации, является неотъемлемой составляющей жизни общества и отдельного индивида. Изучение этой проблемы находится на стыке различных отраслей знаний и является одним из перспективных подходов в комплексном изучении человека. Среди работ по адаптации имеются труды ученых физиологов, психологов, социологов, медиков, педагогов-теоретиков и практиков. В трактовке адаптации учеными различных специальностей имеются сходства и различия, поэтому первостепенной задачей анализа и обобщения литературы явилось всестороннее рассмотрение как самого понятия адаптация, так и тесно связанных с ним понятий социализация и самоидентификация.
В толковом словаре современного русского литературного языка адаптация определяется как "приспособление организма к изменяющимся внешним условиям" [46]. В новом энциклопедическом словаре трактовка понятия адаптации, дается в двух вариантах. В первом, рассматривается адаптация биологическая, под которой понимается «совокупность морфофизиологических, поведенческих популяционных и других особенностей биологического вида, обеспечивающих возможность специфического образа жизни особей в определенных условиях внешней среды. Адаптацией называется и сам процесс выработки приспособления». В физиологии и медицине это понятие обозначает также процесс привыкания [47].
Современные биологи понимают адаптацию как «способность
организмов существовать и осуществлять потомство в данной среде» [38].
Таким образом, первая или «узкая» трактовка понятия адаптация - это
изменение внутренних компонентов и структур активной подсистемы, носящее чисто реактивный характер. «Узкое» понимание термина адаптация рассматривается в медицине и физиологии для объяснения приспособления строения и функций организма, его органов и клеток к условиям изменяющейся среды [34, 39].
В биологии, в «широкой» трактовке, адаптация рассматривается как приспособление организма к условиям среды, охватывающей взаимовлияния и взаимозависимость организма и среды обитания. Несоответствие между адаптивными возможностями активной подсистемы и реальными изменениями среды ее функционирования ведет к «прекращению эволюции и разрушению системы» [34].
Понятие «адаптация» в «узком» физиологическом смысле используется в прикладных отраслях психологической и педагогической науки, исследованиях девиантного поведения, дефектологии, коррекционной педагогике [37, 50].
В психологических, педагогических и особенно социологических исследованиях в понятиях адаптация и социализация акцентируются иные аспекты, при этом термин адаптация приобретает определение социальной, подчеркивающей ее протекание в социуме.
В большом толковом социологическом словаре понятие «адаптация» определяется - как «путь, которым социальные системы любого рода отвечают на среду своего обитания». Авторы ссылаются на Т. Парсонса, утверждавшего, что это «одно из 4-х функциональных условий, которым все социальные системы должны отвечать, чтобы выжить». [35].
В зарубежной психологии наиболее разработанными и распространенными являются необихевиористская, интеракционисткая и психоаналитическая концепции социальной адаптации. Необихевиористская концепция даёт общее определение адаптации, в свете которого предлагается определение социальной адаптации. Адаптация по Г. Айзенку -это, во-первых состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды - с другой - полностью удовлетворены, состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой; во-вторых, процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается [33,43]. Психоаналитики отмечают существование различий между адаптацией как процессом и адаптированностью как результатом этого процесса. Хорошо адаптированным они считают человека, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены. В процессе адаптации активно изменяются как личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности. Индивид адаптируется к социальной среде, являющейся результатом деятельности предыдущих поколений и частично его самого. Структура общества, статусные позиции индивида в совокупности определяют возможности его адаптации, а также с большей вероятностью определяют формы поведения, обеспечивающие ее результативность [57].
На сложность процесса изменения социально-психологической структуры личности в процессе социальной адаптации обращает внимание социолог Э.С. Фаустова (1999). В предлагаемой им теории "когнитивного диссонанса" адаптация направлена на ликвидацию конфликта, несоответствия внутренних мотивов и внешней ситуации. Средством адаптации в этом случае являются защитные механизмы, с помощью которых происходит приспособительное преодоление напряжения, "психологическое облегчение", чтобы поддерживать целостность, устойчивость, идентичность индивидуального самосознания в условиях, конфликта различных установок, нарушающих гармонию [59].
В отечественной психолого-педагогической науке проблема социальной адаптации исследовалась интенсивно. Однако вопрос о соотношении понятий социальная адаптация и социализация остается дискуссионным. Краткое и емкое определение дает А.И. Кравченко (2000), определяя социализацию как процесс превращения человека из индивида в личность или как процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм [60]. Ф.А. Мустаева (2001) напротив детализирует его, акцентируя взаимосвязи личности и общества, отмечает сложность и многогранность процесса «включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности» [45].
Адаптируясь, человек с помощью конформных реакций, подражания вырабатывает совершенно необходимые для его жизнедеятельности стандарты, стереотипы восприятия, мышления и поведения. При изменении во внутренней и внешней среде уровень осознаваемости действий повышается, автоматизм исчезает до тех пор, пока не наступит приспособление к новым условиям. Сознание выполняет управляющую роль в процессе адаптации, являясь регулятором в начальных фазах адаптации и при неожиданном изменении ситуации. Чем больше у человека выработано почти бессознательных, автоматизированных шаблонов поведения в аналогичных ситуациях, тем больше у него возможности сосредоточить все внимание и энергию на решении сложных творческих проблем, развивать свою индивидуальность. Если стереотипные реакции - единственная матрица поведения, то человек превращается в конформиста [44,52].
Таким образом, различают адаптацию как процесс и адаптированность как результат, итог адаптации, выделяя 4 степени адаптированности личности в новой социальной среде:
начальная стадия - индивид знает, как должно вести себя в новой среде, но его сознание пока не адаптировано к ценностям новой среды и, он, где может, отвергает их, придерживаясь прежних ценностных притязаний;
стадия терпимости - индивид и субъекты-носители ценностей новой среды толерантны к ориентациям и образцам поведения друг друга;
аккомодация - признание и принятие индивидом основных систем ценностей новой социальной среды при одновременном признании за ним некоторых прежних ориентации;
ассимиляция - полное совпадение систем ценностей индивида и среды.
Адаптационный процесс представлен сложной полифункциональной структурой отношений и деятельности. Важнейшая задача адаптационного процесса - проблема выживания человека на основе гармоничного приспособления потенций организма индивида к условиям природной среды. По существу человек биосоциален, при доминировании социального. С поступательным развитием цивилизации у него исчезают приспособительные функции, присущие биологическим системам, и возникают новые, социальные, качественно особые способы и средства адаптации, отличительной чертой которой является эффективная связь телесного и психического как основы становления личности. Биологическое, физическое, психическое и социальное развитие человека взаимосвязаны, взаимообусловлены, в связи с этим принято выделять четыре вида адаптации человека: биологическую, физиологическую, психологическую и социальную.
Они тесно взаимосвязаны, но на различных уровнях реализации адаптационной потенции личности проявляют относительную независимость или приобретают временный приоритет. Несомненно, процесс социальной адаптации не тождественен биологическому приспособлению живого организма к среде обитания. Человек - носитель сознания, с помощью которого он не только воспринимает объективные реалии, но активно взаимодействует с социальной средой, природой, стремится оказать позитивное влияние на различные сферы социума [54].
Обращая внимание на эти стороны развития человека, его связь с внутренним и внешним миром, мы тем самым подчеркиваем многозначность проблемы адаптационных процессов, важность выбора действий самого индивида и его связь с социальной практикой. Специфика процесса предполагает активное участие человека, как в потреблении, так и в передаче социально значимых норм и ценностей существующей и предшествующей социальной среды в ее многообразных формах [55].
Социализация человека как непрерывный процесс развития и саморазвития личности органически связана с ее адаптацией. По существу, социальная адаптация является важнейшим механизмом, специфической формой социализации человека. Процесс социализации индивида - это эволюция, накопление и усвоение им социального опыта, оканчивающиеся только в момент его смерти; механизм социальной адаптации может включаться многократно, в сжатые сроки активно устраняя создавшиеся социальные прецеденты. Вместе с тем социальная адаптация - это процесс освоения личностью относительно стабильных условий социума, решения повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения. Взаимодействие компонентов этого процесса способствует повышению качества социальной адаптации. Это и объективные социальные условия (социальное происхождение, образовательный уровень и т. д.); условия непосредственной среды обитания (семья, трудовой коллектив, неформальное окружение) и, конечно, сама личность, которая формируется в зависимости от активной или пассивной позиции, способностей и творческой деятельности.
В основе развития механизмов социальной адаптации, ее сущности, лежит активная деятельность человека, ключевым моментом которой является потребность в преобразовании существующей действительности.
Изучение адаптационного процесса в социуме (микросреде) помогает вычленить причины, несовпадение интересов индивида с социальной группой (трудовой коллектив, семья и т. д.) и одновременно позволяет преподавателю осуществить надежную социальную диагностику и определить на ее основе эффективные меры решения проблемы
Следовательно, процесс формирования механизмов социальной адаптации личности интегрирован во все виды преобразований самих индивидов и реализуется в трех основных фазах: деятельности, общении, самосознании. В этой триаде происходит не просто изменение внешней действительности, но и преобразование внутреннего мира человека, раскрытие и реализация его (внутренних) латентных потенций, помогающих полноценно включиться в процессы социальной адаптации как активной личности [61]. Обобщая изложенное выше можно заключить, что механизмы социальной адаптации личности представляют целостный процесс деятельности, общения, самосознания в социальной практике индивидов. Это одновременно и многогранный процесс активного развития личности, которое осуществляется в объективно-субъективной форме и в основе его лежит активное или пассивное приспособление, взаимодействие с существующей социальной средой, а также способность личности изменять и качественно преобразовывать собственное "Я" на основе познанных биологических, физиологических и психологических механизмов развития.
Отмечая многообразие адаптивных явлений и процессов, важно систематизировать или выявить определенную типологию их видов. В частности, выделяют следующие виды социальной адаптации:
общественно-политическая;
адаптация к природе (создание жилищ, одежды, транспорта);
адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство);
гигиеническая; педагогическая, профессиональная и другие.
Изучение адаптационного процесса в социуме (микросреде) помогает вычленить причины, несовпадение интересов индивида с социальной группой (трудовой коллектив, семья и т. д.) и одновременно позволяет преподавателю осуществить надежную социальную диагностику и определить на ее основе эффективные меры решения проблемы.
- Введение
- Глава 1. Современное состояние проблемы адаптации и социализации в психолого-педагогической науке
- 1.1. Основные концептуальные подходы к пониманию сущности межличностных отношений.
- 1.2. Педагогическое общение как фактор личностного развития ребенка.
- 1.3 Особенности развития детей младшего школьного возраста.
- 1.4. Групповая сплоченность и факторы ее определяющие
- 1.5. Влияние педагогического общения на групповую сплоченность и уровень развития коллектива младших школьников
- Глава II Цели, задачи, методы и организация исследования
- 2.1. Цель и задачи исследования
- 2.2. Методы исследования
- 2.3. Организация исследования.
- Глава 3. Практическое изучение стилей педагогического общения и особенностей межличностных отношений младших школьников в классе
- Определение влияния стилей педагогического общения на показатели групповой сплоченности
- Показатели групповой сплоченности и уровня развития коллектива по параметрам сплоченности класса (в баллах)
- Влияние стиля педагогического общения на привлекательность для школьника группы одноклассников и тип взаимоотношений в классе
- Оценка детьми отношений в классе (в % от числа детей)
- Список литературы.
- Андреева г.А. О понятии адаптации // Человек и общество. – л.: лгу, 1983. – с.62-69.
- Диагностика стиля взаимодействия (в.Н. Симонов)
- Определение опосредованности групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности.
- Привлекательность для школьников группы одноклассников.