Показатели групповой сплоченности и уровня развития коллектива по параметрам сплоченности класса (в баллах)
Стили педагогического общения
Параметры сплоченности класса, балл (х) | ДС | ЛС | АС |
Опосредованность групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности | 3 | 2 | 1,5 |
Ценностно-ориентационное единство класса | 2,5 | 2,5 | 2 |
Психологический климат класса | 2,5 | 1,5 | 1,5 |
В классах, где для учителя характерен либеральный стиль педагогического общения групповая сплоченность и уровень развития коллектива средние (х = 2 балла). А в классах с авторитарным стилем общения учителя с учениками групповая сплоченность и уровень развития коллектива низкие (х = 1.5 балла).
Сравнительный анализ результатов опосредованности групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности показал (рис.2), что в классах с демократическим стилем педагогического общения групповая сплоченность и уровень развития коллективов выше, чем в классах с другими стилями общения.
Рис.2 Определение опосредованности групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности (в баллах).
Условные обозначения:
1-демократический стиль общения
2-либеральный стиль общения
3-авторитарный стиль общения
Рис. 3 Определение ценностно-ориентационного единства класса (в баллах).
Условные обозначения:
1-демократический стиль общения
2-либеральный стиль общения
3-авторитарный стиль общения
Сравнительный анализ результатов определения ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) классов позволил обнаружить, что во всех классах, независимо от стиля педагогического общения учителя, групповая сплоченность и уровень развития коллектива по данному параметру средние (х=2-2,5 балла) (рис. 3).
Следовательно, можно сделать вывод о том, что данный показатель или напрямую не зависит от стиля педагогического общения учителя начальных классов с младшими школьниками или ценностно-ориентационное единство в классе обладает специфическими особенностями для каждого стиля, что требует дополнительного изучения.
Результаты изучения показателей психологического климата позволили заключить, что в классах, где учителям свойственен демократический стиль педагогического общения, групповая сплоченность и уровень развития коллектива средние (рис. 4).
Рис. 4 определение психологического климата классов (в баллах)
Условные обозначения:
1-демократический стиль общения
2-либеральный стиль общения
3-авторитарный стиль общения
Однако, данный показатель выше, чем в классах, где учителям свойственен либеральный и авторитарный стили педагогического общения, т.к. в них групповая сплоченность и уровень развития коллектива низкие.
Измерение трех параметров сплоченности класса позволило вычислить среднюю интегральную оценку групповой сплоченности и уровня развития коллектива в каждом классе отдельно, а затем вычислить среднюю интегральную оценку групповой сплоченности и уровня развития коллектива для классов по каждому стилю педагогического общения (табл. 2 ). Интегральная оценка складывается из баллов по всем трем параметрам сплоченности класса.
Таблица 2
Средняя интегральная оценка групповой сплоченности и уровни развития коллектива (в баллах)
Стиль педагогического общения | Интегральная оценка (х) |
Демократический | 8 |
Либеральный | 6 |
Авторитарный | 5 |
Так, в классах с демократическим стилем педагогического общения групповая сплоченность и уровень развития коллектива высокие, что выразилось в среднем показателе 8 баллов. В классах, где учителям свойственен либеральный стиль педагогического общения групповая сплоченность и уровень развития коллектива средние, т.к. средняя интегральная оценка равна 6 баллам. В классах, где учителя тяготеют к авторитарному стилю общения с учениками, групповая сплоченность и уровень развития коллектива низкие, что выразилось в средней оценке 5 баллов.
Проведенный корреляционный анализ позволил выявить зависимость между стилем педагогического общения показателями групповой сплоченности (опосредованностью групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности, ценностно-ориентационным единством и психологическим климатом класса) (табл. 3).
Таблица 3
Корреляционная зависимость между стилем педагогического общения и параметрами сплоченности класса.
Показатель сплоченности | Стиль общения | ||
ДС | ЛС | АС | |
Опосредованность групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности | 0,62<0,01 | 0,98>0.01 | 0.71<0.01 |
Ценностно-ориентационное единство класса | 0.45<0.01 | 0.87>0.01 | 0.61<0.01 |
Психологический климат класса | 0.21<0.01 | -0.43<0.01 | 0.31<0.01 |
Данные говорят о том, что педагоги с демократическим и авторитарным стилем общения в равной степени могут влиять на показатели групповой сплоченности в коллективе. Педагоги с либеральным стилем взаимодействия мало влияют на объединение группы общими целями и задачами, вооружение общей системы ценностей, психологический климат в коллективе.
Все же при некоторой равности по силе влияния на коллектив педагогов-автократов и педагогов-демократов открытым остается вопрос о качестве их педагогического влияния. Однако гипотетически можно предположить, что качественный анализ и оценка показателей уровня развития коллективов, которыми руководят столь полярные по стилю педагоги (авторитарным и демократическим) будут существенно отличаться.
- Введение
- Глава 1. Современное состояние проблемы адаптации и социализации в психолого-педагогической науке
- 1.1. Основные концептуальные подходы к пониманию сущности межличностных отношений.
- 1.2. Педагогическое общение как фактор личностного развития ребенка.
- 1.3 Особенности развития детей младшего школьного возраста.
- 1.4. Групповая сплоченность и факторы ее определяющие
- 1.5. Влияние педагогического общения на групповую сплоченность и уровень развития коллектива младших школьников
- Глава II Цели, задачи, методы и организация исследования
- 2.1. Цель и задачи исследования
- 2.2. Методы исследования
- 2.3. Организация исследования.
- Глава 3. Практическое изучение стилей педагогического общения и особенностей межличностных отношений младших школьников в классе
- Определение влияния стилей педагогического общения на показатели групповой сплоченности
- Показатели групповой сплоченности и уровня развития коллектива по параметрам сплоченности класса (в баллах)
- Влияние стиля педагогического общения на привлекательность для школьника группы одноклассников и тип взаимоотношений в классе
- Оценка детьми отношений в классе (в % от числа детей)
- Список литературы.
- Андреева г.А. О понятии адаптации // Человек и общество. – л.: лгу, 1983. – с.62-69.
- Диагностика стиля взаимодействия (в.Н. Симонов)
- Определение опосредованности групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности.
- Привлекательность для школьников группы одноклассников.