Влияние стиля педагогического общения на привлекательность для школьника группы одноклассников и тип взаимоотношений в классе
Для того чтобы проверить объективность данных о групповой сплоченности были использованы методики: определение привлекательности для школьника группы одноклассников и изучение типов взаимоотношений в классе.
Результаты показали, что в классах, где учителя тяготеют к демократическому стилю педагогического общения, оценка привлекательности класса высокая, что выразилось в средней оценке 14,5 баллов; в классах с либеральным стилем педагогического общения оценка привлекательности класса средняя, что выразилось в оценке 10,5 баллов; а в классах с авторитарным стилем оценка привлекательности класса низкая и она равна 8 баллам (рис. 5).
Рис. 5 Оценка привлекательности для школьников группы одноклассников (в баллах)
Условные обозначения:
1-демократический стиль общения
2-либеральный стиль общения
3-авторитарный стиль общения
В классах с демократическим стилем педагогического общения эта оценка свидетельствует о высоком уровне групповой сплоченности и развития коллектива. Средний уровень групповой сплоченности и развития коллектива в классах, где для учителей характерен либеральный стиль общения. В классах с авторитарным стилем педагогического общения оценка привлекательности для школьника группы одноклассников свидетельствует о низком уровне групповой сплоченности и уровне развития коллектива.
Полученные данные позволяют утверждать, что демократический стиль руководства создает благоприятную обстановку для адаптации и социализации школьников. Однако большой интерес представляет изучение типов взаимоотношений школьников в классе.
Исследование типов взаимоотношений в группе учащихся проводилось с помощью 4-факторной шкалированной анкеты, которая позволяла решать две взаимосвязанные задачи: исследование детей в группе и группы через сформированность социально-психологических характеристик школьников. Выявлялись количественные оценки в виде числовых показателей четырех видов взаимоотношений в школьных группах по шкалам: социальной дистанции (СД), дружбы (Д), альтруизма (А), ответственности (О).
Показатели шкалы СД позволили выявить соотношение коэффициентов (К), которое показывает соотношение типов взаимоотношений в классе: позитивных, нейтральных, негативных. Данные остальных шкал использовались для составления вербальной характеристики взаимоотношений в классе (табл. 4).
Таблица 4
- Введение
- Глава 1. Современное состояние проблемы адаптации и социализации в психолого-педагогической науке
- 1.1. Основные концептуальные подходы к пониманию сущности межличностных отношений.
- 1.2. Педагогическое общение как фактор личностного развития ребенка.
- 1.3 Особенности развития детей младшего школьного возраста.
- 1.4. Групповая сплоченность и факторы ее определяющие
- 1.5. Влияние педагогического общения на групповую сплоченность и уровень развития коллектива младших школьников
- Глава II Цели, задачи, методы и организация исследования
- 2.1. Цель и задачи исследования
- 2.2. Методы исследования
- 2.3. Организация исследования.
- Глава 3. Практическое изучение стилей педагогического общения и особенностей межличностных отношений младших школьников в классе
- Определение влияния стилей педагогического общения на показатели групповой сплоченности
- Показатели групповой сплоченности и уровня развития коллектива по параметрам сплоченности класса (в баллах)
- Влияние стиля педагогического общения на привлекательность для школьника группы одноклассников и тип взаимоотношений в классе
- Оценка детьми отношений в классе (в % от числа детей)
- Список литературы.
- Андреева г.А. О понятии адаптации // Человек и общество. – л.: лгу, 1983. – с.62-69.
- Диагностика стиля взаимодействия (в.Н. Симонов)
- Определение опосредованности групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности.
- Привлекательность для школьников группы одноклассников.