logo
дипломка

1.4. Групповая сплоченность и факторы ее определяющие

Групповая сплоченность является одной из главных составляющих межличностных отношений, состоящая из трех основных слоев: социально-психологического климата, целостно-ориентационного единства и опосредования сплоченности целями и задачами совместной деятельности, сущность которых раскрыта в данной главе. Особое значение приобретает развитие групповой сплоченности в младшем школьном возрасте.

Проблема групповой сплоченности имеет солидную традицию ее исследования, которая опирается на понимание группы, прежде всего как некоторой системы межличностных отношений, имеющих эмоциональную основу.

Проблемой групповой сплоченности занимались такие известные отечественные психологи, как Г.М. Андреева, А.В. Петровский, А.И. Донцов, Я.Л. Коломинский, Н.Н. Обозов и др. Одни интерпретировали групповую сплоченность при помощи «согласия», другие определяли зависимость групповой сплоченности от «операционных и символических целей группы» [4, c. 68].

Новый подход к исследованию сплоченности опирался на идею о том, что главным интегратором группы является совместная деятельность ее членов. В отечественной социальной психологии представителем этого подхода является А.В. Петровский, который разработал концепцию, названную «теорией деятельностного опосредования межличностных отношений в группе». В своей работе мы будем придерживаться этого подхода при изучении сплоченности класса младших школьников. Основная идея в этой концепции заключается в том, что всю структуру малой группы можно представить, как состоящую из трех основных слоев:

А.В. Петровский назвал третий слой отношений «ядром» групповой сплоченности. Все это имеет непосредственное отношения к пониманию сплоченности группы. Г.М. Андреева утверждает, что выше названные три слоя групповых структур могут одновременно быть рассмотрены и как три уровня развития групповой сплоченности. Мы придерживаемся этого подхода, так как на наш взгляд развитие сплоченности осуществляется не только за счет развития лишь коммуникативной практики, но и на основе совместной деятельности. Кроме того, единство группы, выраженное в единстве ценностных ориентаций членов группы, интерпретируется в этой концепции не просто как сходство этих ориентаций, но и как «…воплощение этого сходства в ткань практических действий членов группы» [4, c, 215].

В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» ввел Н.С. Мансуров. В настоящее время число определений социально-психологического климата в отечественной литературе уже превышает сто. Кроме этого термина, в научной литературе употребляются и другие. Однако термин «социально-психологический климат» наиболее адекватно отражает суть данного явления. Это понятие характеризует объект исследования (группу, коллектив, общество) на всех уровнях и видах духовных отношений: политических, правовом, нравственном и т.д.

В.А. Богданов и В.Е. Семенов выделили две основные тенденции, имеющиеся в определениях социально-психологического климата. Первая из них заключается в том, что под этим термином понимается отражение социального окружения личности или группы. В этом случае речь идет о его месте в системе «коллектив-личность» или «первичный коллектив -вторичный коллектив». Представители другой тенденции, по мнению указанных авторов, понимают под социально-психологическим климатом существенный, но не единственный компонент внутренней, социально-психологической структуры. Эта тенденция типичная для определений, даваемых психологами, которые обычно подчеркивают эмоциональный характер отражения группового единства, присущий социально-психологическому климату.

Сами авторы выступают представителями третьей тенденции, суть которой заключается в том, что, учитывая сложность социально психологического климата, а также требования современной научной методологии, его необходимо рассматривать как систему, выделяя при ее анализе три относительно независимые аспекта: функциональный, структурный, генетический. При этом данные авторы отмечают, что социально-психологический климат можно рассматривать как процесс, состояние и свойство коллектива.

Анализ различных взглядов по определению и изучению социально-психологического климата позволил заключить, что данный феномен является сложным. Приемлемое ему определение, на основе уже имеющихся научных результатов в отношении данного феномена, дают В.Г. Леонтьев и Ю.С. Сыровецкий. Социально-психологический климат – это интегральная характеристика коллектива, проявляющаяся во взаимоотношении между рядовыми членами коллектива и руководством коллектива и в отношении коллектива в целом к общему делу.

Социально-психологическую основу в коллективе составляют принятые в нем ценности, то есть то, что коллектив считает наиболее важным и значимым в его жизни и деятельности, в личности и поведении.

Р.С. Немов под ценностными ориентациями коллектива понимает индивидуальные качества и поступки, наиболее высоко оцениваемые, если не всеми, то абсолютным большинством коллектива.

И.В. Дубровина считает, что ценностные ориентации определяют взаимоотношения в группе, особенности взаимодействия и регулируют поведение членов группы. В классе особо могут цениться честность, отзывчивость, доброта, смелость, а соответствующие личностные качества рассматриваться как образец для подражания. Ценностные ориентации коллектива во многом обусловлены имеющимися в нем социальными нормами, которые представляют собой принятые и разделяемые членами одного коллектива правила, стандарты, образцы, на которые они в своем поведении ориентируются. Нормы учебного коллектива – это регуляторы поведения учащихся в среде сверстников.

В управлении деятельностью классного коллектива социальные нормы выполняют ряд важных функций:

Регулятивная функция состоит в том, что социальные нормы в классном коллективе задают образцы их взаимодействий и взаимоотношений, формируют основные требования, предъявляемые к члену коллектива.

Оценочная функция характеризуется представлениями о правильности или неправильности групповых норм и ценностных ориентаций. Эти представления в известном смысле относительны. Они бывают различными у коллективов и людей, которые эту правильность устанавливают. То, что кажется, например, безусловно правильным учителю, может не показаться таковым для учеников. Вместе с тем то, что для самих учащихся выступает как ценное, как приемлемая, с их точки зрения, норма, может быть неприемлемым для учителя.

Санкционирующая функция групповых норм тесно связана с оценочной. Ею определяется реакция коллектива на поступки отдельных учеников, отклоняющихся от нормы в положительную или отрицательную сторону.

Стабилизирующая функция групповых норм состоит в том, что они сплачивают коллектив, придают ему психологическую устойчивость. Чем разнообразней и определеннее нормы, чем меньше между ними противоречий, тем эффективнее межличностное взаимодействие и благоприятнее взаимоотношения. Чем больше членов коллектива принимают групповые нормы и следуют им в своих поступках, тем сплоченней и устойчивей данный коллектив.

Содержание ценностных ориентаций определяет направление межличностных отношений в коллективе: оно может быть общественно-ценным, или наоборот, идти в разрез с принятыми ценностями. Из этого следует, что ценностную ориентацию следует рассматривать и как целевую направленность коллектива.

Ценностно-ориентационное единство – один из основных показателей сплоченности группы. Оно фиксирует степень совпадения позиций, оценок, установок, и мнений членов группы по отношению к объектам наиболее значимым для нее в целом.

Учитель начальных классов играет большую роль в степени ценностно-ориентационного единства класса. Его жизненные ценности, педагогические воззрения и позиция являются одним из наиболее существенных системообразующих факторов, так как учитель – самая авторитетная личность для младшего школьника. Высокая степень ценностно-ориентационного единства выступает важным источником интенсификации внутригруппового общения и повышения эффективности совместной деятельности, которая опосредуется сплоченностью ее целями и задачами. Цели, которые ставятся группой или перед группой ее руководителями, помогают коллективу сплачиваться в том случае, если они отвечают потребностям членов группы, могут быть приняты ими в качестве своих личных целей. Другой очень важной характеристикой цели, считает Р.С. Немов, должна быть четкость и однозначность ее постановки. Он говорит о том, что цель деятельности, в том случае, когда она действительно может служить источником активности учащихся и фактором сплочения классного коллектива, должна отвечать следующим требованиям: во-первых, она должна быть конечна, то есть иметь четкий результат, достижение которого не очень оттянуто во времени от момента принятия цели. Во-вторых, цель должна быть ясной, определенной и понятной каждому учащемуся. Обязательно надо проверить действительно ли все учащиеся одинаково понимают смысл и цель происходящего. В-третьих, цель должна быть технологична, то есть содержать в себе доступные детям средства ее достижения. Наконец, цель должна быть личностно-привлекательной для каждого школьника. Естественно, сформировать такую личность может лишь человек, который сам обладает высоким уровнем профессиональной и общечеловеческой культуры.