Определение влияния стилей педагогического общения на показатели групповой сплоченности
Одной из важных характеристик педагогической деятельности является стиль общения и взаимодействия педагога с учащимися. Известно, что стиль общения педагога может характеризоваться как положительный и отрицательный, устойчивый и неустойчивый и проч. Однако существенной характеристикой межличностного взаимодействия педагога с детьми является его направленность на педагогическое общение, принятие партнерской позиции по отношению к учащимся.
В связи с этим было проведено изучение стиля педагогического общения учителей начальных классов (рис. 1).
Рис. 1 Соотношение стилей педагогического общения учителей начальных классов (в % от общего числа испытуемых).
Условные обозначения:
демократический стиль
авторитарный стиль
либеральный стиль
В результате было обнаружено, что среди учителей начальных классов 58% тяготеют к демократическому стилю (ДС), авторитарный стиль
характерен для 15% педагогов и у 27% учителей преобладает либеральный стиль (ЛС) педагогического общения. Интересным является тот факт, что более половины учителей проявляют стремление поддерживать инициативу и самостоятельность учащихся, учитывать мнение отдельных учащихся и коллектива (ДС). Данный факт свидетельствует о положительной тенденции в образовательных учреждениях, связанной с перестройкой всей системы просвещения в сторону личностно-ориентированного подхода. Однако 42% педагогов (в совокупности) все же остаются приверженцами тех стилей взаимодействия (либерального и авторитарного), которые нельзя характеризовать как оптимальные для образовательного процесса в целом и развития детского коллектива, в частности.
Для решения задач исследования методом случайной выборки были отобраны классы для изучения особенностей межличностных отношений младших школьников, в которых учителя тяготеют к разным стилям педагогического общения, по 2 класса для каждого стиля.
Изучение сплоченности класса включало измерение трех параметров: определение опосредованности групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности, определение ценностно-ориентационного единства класса и психологического климата класса (табл.1)
Результаты определения опосредованности групповой сплоченности по целям и задачам совместной деятельности показали, что в классах с демократическим стилем педагогического общения групповая сплоченность и уровень развития коллектива высокие (х = 3 балла).
- Введение
- Глава 1. Современное состояние проблемы адаптации и социализации в психолого-педагогической науке
- 1.1. Основные концептуальные подходы к пониманию сущности межличностных отношений.
- 1.2. Педагогическое общение как фактор личностного развития ребенка.
- 1.3 Особенности развития детей младшего школьного возраста.
- 1.4. Групповая сплоченность и факторы ее определяющие
- 1.5. Влияние педагогического общения на групповую сплоченность и уровень развития коллектива младших школьников
- Глава II Цели, задачи, методы и организация исследования
- 2.1. Цель и задачи исследования
- 2.2. Методы исследования
- 2.3. Организация исследования.
- Глава 3. Практическое изучение стилей педагогического общения и особенностей межличностных отношений младших школьников в классе
- Определение влияния стилей педагогического общения на показатели групповой сплоченности
- Показатели групповой сплоченности и уровня развития коллектива по параметрам сплоченности класса (в баллах)
- Влияние стиля педагогического общения на привлекательность для школьника группы одноклассников и тип взаимоотношений в классе
- Оценка детьми отношений в классе (в % от числа детей)
- Список литературы.
- Андреева г.А. О понятии адаптации // Человек и общество. – л.: лгу, 1983. – с.62-69.
- Диагностика стиля взаимодействия (в.Н. Симонов)
- Определение опосредованности групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности.
- Привлекательность для школьников группы одноклассников.