logo search
дипломка

Показатели групповой сплоченности и уровня развития коллектива по параметрам сплоченности класса (в баллах)

Стили педагогического

общения

Параметры

сплоченности

класса, балл (х)

ДС

ЛС

АС

Опосредованность групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности

3

2

1,5

Ценностно-ориентационное единство класса

2,5

2,5

2

Психологический климат класса

2,5

1,5

1,5

В классах, где для учителя характерен либеральный стиль педагогического общения групповая сплоченность и уровень развития коллектива средние (х = 2 балла). А в классах с авторитарным стилем общения учителя с учениками групповая сплоченность и уровень развития коллектива низкие (х = 1.5 балла).

Сравнительный анализ результатов опосредованности групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности показал (рис.2), что в классах с демократическим стилем педагогического общения групповая сплоченность и уровень развития коллективов выше, чем в классах с другими стилями общения.

Рис.2 Определение опосредованности групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности (в баллах).

Условные обозначения:

1-демократический стиль общения

2-либеральный стиль общения

3-авторитарный стиль общения

Рис. 3 Определение ценностно-ориентационного единства класса (в баллах).

Условные обозначения:

1-демократический стиль общения

2-либеральный стиль общения

3-авторитарный стиль общения

Сравнительный анализ результатов определения ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) классов позволил обнаружить, что во всех классах, независимо от стиля педагогического общения учителя, групповая сплоченность и уровень развития коллектива по данному параметру средние (х=2-2,5 балла) (рис. 3).

Следовательно, можно сделать вывод о том, что данный показатель или напрямую не зависит от стиля педагогического общения учителя начальных классов с младшими школьниками или ценностно-ориентационное единство в классе обладает специфическими особенностями для каждого стиля, что требует дополнительного изучения.

Результаты изучения показателей психологического климата позволили заключить, что в классах, где учителям свойственен демократический стиль педагогического общения, групповая сплоченность и уровень развития коллектива средние (рис. 4).

Рис. 4 определение психологического климата классов (в баллах)

Условные обозначения:

1-демократический стиль общения

2-либеральный стиль общения

3-авторитарный стиль общения

Однако, данный показатель выше, чем в классах, где учителям свойственен либеральный и авторитарный стили педагогического общения, т.к. в них групповая сплоченность и уровень развития коллектива низкие.

Измерение трех параметров сплоченности класса позволило вычислить среднюю интегральную оценку групповой сплоченности и уровня развития коллектива в каждом классе отдельно, а затем вычислить среднюю интегральную оценку групповой сплоченности и уровня развития коллектива для классов по каждому стилю педагогического общения (табл. 2 ). Интегральная оценка складывается из баллов по всем трем параметрам сплоченности класса.

Таблица 2

Средняя интегральная оценка групповой сплоченности и уровни развития коллектива (в баллах)

Стиль педагогического общения

Интегральная оценка (х)

Демократический

8

Либеральный

6

Авторитарный

5

Так, в классах с демократическим стилем педагогического общения групповая сплоченность и уровень развития коллектива высокие, что выразилось в среднем показателе 8 баллов. В классах, где учителям свойственен либеральный стиль педагогического общения групповая сплоченность и уровень развития коллектива средние, т.к. средняя интегральная оценка равна 6 баллам. В классах, где учителя тяготеют к авторитарному стилю общения с учениками, групповая сплоченность и уровень развития коллектива низкие, что выразилось в средней оценке 5 баллов.

Проведенный корреляционный анализ позволил выявить зависимость между стилем педагогического общения показателями групповой сплоченности (опосредованностью групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности, ценностно-ориентационным единством и психологическим климатом класса) (табл. 3).

Таблица 3

Корреляционная зависимость между стилем педагогического общения и параметрами сплоченности класса.

Показатель сплоченности

Стиль общения

ДС

ЛС

АС

Опосредованность групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности

0,62<0,01

0,98>0.01

0.71<0.01

Ценностно-ориентационное единство класса

0.45<0.01

0.87>0.01

0.61<0.01

Психологический климат класса

0.21<0.01

-0.43<0.01

0.31<0.01

Данные говорят о том, что педагоги с демократическим и авторитарным стилем общения в равной степени могут влиять на показатели групповой сплоченности в коллективе. Педагоги с либеральным стилем взаимодействия мало влияют на объединение группы общими целями и задачами, вооружение общей системы ценностей, психологический климат в коллективе.

Все же при некоторой равности по силе влияния на коллектив педагогов-автократов и педагогов-демократов открытым остается вопрос о качестве их педагогического влияния. Однако гипотетически можно предположить, что качественный анализ и оценка показателей уровня развития коллективов, которыми руководят столь полярные по стилю педагоги (авторитарным и демократическим) будут существенно отличаться.