logo search
История психологии

Тема 1. Теоретико-методологические основания истории психологии

Адаптация - постоянный процесс активного приспособления человека к социальной среде.

Амбивалентность чувств - двойственность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отно­шений.

Биографический метод – истолкование литературных текстов, психологических источников как отражение биографии и особенностей личности автора.

Герменевтика - теория истолкования и понимания текста. Ме­тод разъяснения основан на объективных основаниях (главным образом на значении слов) и субъективных, т. е. переживаниях и намерениях авторов.

Знак - предмет или явление - представитель другого предмета или явления.

Идентификация - уподобление, отождествление с чем-либо или с кем-либо.

Интенциональность - направленность (устремленность) созна­ния на предмет.

Интуиция - способность непосредственного постижения исти­ны. Интеллигибельная интуиция предполагает, что такое пости­жение возможно только на основе рассудка, разума.

Креативность - творческие способности человека, проявляющие­ся в разных сферах деятельности и характеризующие его личность.

Метод – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Методология – совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности.

Мотив - побуждение к деятельности, связанное со стремлением к удовлетворению потребности.

Научение - процесс и результат приобретения индивидуально­го опыта, независимо от мотивации и способа этого приобрете­ния - целенаправленного или стихийного.

Объект – часть объективной реальности, подлежащей научному изучению, то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.

Одаренность - качественно своеобразное сочетание способно­стей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности.

Парадигма (от греч. пример, образец) – строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности, а также признанные всеми научные достижения, дающие научному сообществу модель постановки проблем и их решения в течении определенного исторического периода.

Познавательные (когнитивные) процессы - психические про­цессы, отражающие различные стороны действительности в виде образов или представлений (восприятие, память), которые впо­следствии преобразуются при помощи мышления и воображения. Эти процессы служат инструментами познания окружающего мира, картина которого создается на основе данных, полученных при помощи познавательных процессов.

Предмет познания – часть объекта, зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах.

Принцип научного познания (от лал. основа, первоначало) – центральное понятие, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области знания, из которой он выделен.

Психология - наука о закономерностях развития и функциони­рования психики как особой формы жизнедеятельности.

Развитие психики - закономерное изменение психических про­цессов во времени, выраженное в их количественных, качествен­ных и структурных преобразованиях.

Реконструкция – восстановление первоначального вида, образа, облика чего-либо по остаткам или письменным источникам.

Рефлексия (интроспекция, самонаблюдение) - процесс самопо­знания человеком своих внутренних психических состояний и пе­реживаний. Рефлексия является одним из первых методов иссле­дования психики.

Социализация - процесс и результат активного присвоения че­ловеком норм, идеалов, ценностных ориентации, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения.

Теория (от греч. рассмотрение, исследование) – система основных идей в определенной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.