Психолого-философские проблемы в Средневековой Европе
На раннем этапе распространения христианства причиной антагонизма между психологией и богословием была несовместимость знания и веры, провозглашенная отцами церкви. Церковь в то время сурово осуждала не только усомнившихся в ее истинах, но даже тех, кто пытался доказать эти истины, так как считала, что стремление к доказательству идет от недостатка веры. Квинт Тертуллиан, живший на рубеже II и III в. н. э., считал, что христианству не нужно никакого философского обоснования: После Христа не нужна никакая любознательность, после Евангелия не нужно никакого исследования... Сын божий был распят; не стыдимся этого, хотя это и постыдно; сын божий умер, — вполне верим этому, потому что это нелепо... И погребенный воскрес; это верно, потому что это невозможно.
Примерно до X века отсутствие стабильности, государственной власти, постоянные набеги, эпидемии сделали жизнь людей настолько беспросветной (эти века историки называют годами мрака), что церковь стала единственным очагом надежды на лучшее будущее, культуры, стабильности, она же объединяла разрозненные и враждующие племена. Монастыри давали защиту, охраняли от голода и военных грабежей.
В связи с развитием городов и ремесел, укреплением государства у людей появилась надежда на достойную жизнь в настоящем, а не только в потустороннем мире. Торговое дело, ремесла, городское самоуправление требовали более высокого уровня мастерства и самосознания. Купец, ювелир, оружейник чувствовали себя более свободными людьми, так как рассчитывали в основном на себя. Экономические, социальные, культурные факторы подтачивали безусловную власть церкви, и это отразилось на состоянии философской и научной мысли. После X века в Европе получила распространение теория двух истин Ибн Сины. Несколько позже, в XII - XIII веках в психологии появилось новое направление — деизм, которое утверждало, что существуют 2 души — духовная (ее изучает богословие и телесная (ее изучает психология). В XIII в. теория 2-х истин была несколько перефразирована в томизме — учении Фомы Аквинского (1226-1274), который разрабатывал свою теорию уже с целью защитить веру от научных доказательств. Современные последователи этого учения — неотомисты — представляют одно из влиятельных течений современной западной философии. Фома Аквинский признавал наличие двух истин, но утверждал, что если научная истина противоречит истине веры, наука должна ей уступить. Он доказывал, что мышление — это главное, имманентное свойство души. Имманентное — значит, внутренне присущее к-л. предмету, явлению, процессу, антоним понятия “трансцендентное” — запредельное по отношению к к-л. сфере, к миру в целом. С т. зрения Фомы А., душа человека не просто разумна, она еще и сознательна во всех своих проявлениях, в отличие от бессознательной души животных. Он отстаивал идею сенсуализма, которая состоит в признании того, что без тела и его органов восприятия разум не может нормально работать, и телесное расстройство неизбежно ведет к расстройству умственному. Образы внешнего мира осознаются при помощи специальной операции сознания — интенции — направленности сознания и воли на какой-либо предмет. Под интенцией можно понимать “внутреннее слово”, придающее правильное направление восприятию и познанию. Обладание разумом и возникающей на его основе волей делают человека ответственным за поступки, ибо он в состоянии выбирать между добром и злом. Разум имеет примат над волей: нельзя желать того, что до этого не признано разумом. Будучи не в силах доказать истинность веры, разум в силах оградить ее от нападок и сделать истину церковного учения понятной.
Постепенно для средневековых ученых идеи античных философов стали приобретать все большее значение, хотя им придавали ортодоксальный характер. Если в VI — VII веках мыслителям ставили в вину ссылки на Платона и Аристотеля то к XIV-XVI векам, наоборот, критика или непочтительный отзыв об этих теориях мог привести к крупному штрафу или отлучению от кафедры. Таким штрафам подвергался, например, Джордано Бруно, критиковавший некоторые положения Аристотеля. Magister dixit — “так сказал учитель” — считалось неоспариваемым аргументом.
К кругу традиционных психологических проблем, исследуемых в средневековой науке, относится изучение процесса мышления и его взаимосвязи с речью. Анализируя становление понятийного мышления, ученые ставили вопрос о происхождении общих понятий (универсалий). Сторонники реализма (Эриугена, Гильом, Ансельм Кентерберийский) доказывали, что общие понятия реально существовали и существуют еще до вещей, в уме у Бога. Такой подход перекликался с идеями Платона, утверждавшего, что общие понятия существуют в мировой душе, являясь образцом для реальных предметов. Представители номинализма (Росцелин, Дунс Скотт, Уильям Оккам) считали, что общие понятия не существуют в реальности, они есть лишь “дуновение голоса”, т. е. слово, которым для удобства общения фиксируют группу сходных предметов. Основатель концептуализма (направления, примыкавшего к номинализму) Пьер Абеляр (1079 — 1142) доказывал, что общие понятия существуют и вне вещей, в уме человека, т. е. слово — это не только звук, но и значение, которое, оставаясь в названиях, передается людям. При этом он одним из первых (наряду с Эриугеной) отстаивал верховенство разума над верой, говоря о том, что надо понимать, чтобы верить. Так, к XI - XII векам в науке начал возрождаться рационализм, который стал ведущим направлением в психологии и философии Нового времени. Интерес представляет также концепция развития нравственности и самопознания человека, в которой Абеляр доказывал, что критерий нравственности — это согласие с собственной совестью. Значит, этот критерий субъективен, а потому внешней оценки действий человека быть не может, во всяком случае, она не важнее, чем его оценка самого себя.
У. Оккам (1285-1349), развивая идеи номинализма, утверждал, что в основе понятий лежат знаки вещей, т. е. общее — это знак многих объектов, в реальности его не существует. Понятие рассматривается им как результат абстракции, причем эта логическая операция происходит на основании сходства между предметами. Оккам также писал о существовании понятий разного уровня — одни из них являются знаками вещей, а другие — знаками понятий, т. е. знаками знаков. Отсюда и знание он делил на наглядное и отвлеченное. Оккам известен своим афоризмом, получившим название “Бритва Оккама” и гласившим :”Сущностей не следует приумножать без необходимости”. Иначе говоря, если в какой-нибудь науке все может быть истолковано без допущения той или иной гипотетической сущности, то и нет никакой нужды ее допускать. Этот афоризм оказал огромное влияние на развитие логики и использовался в рассуждениях ученых Средневековья и Нового Времени, доказывавших, что, исходя из “бритвы Оккама”, душа как недоказуемая и не постигаемая разумом сущность должна быть исключена из научного рассмотрения и отдана чистому богословию.
- Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (мгпу)
- По специальности
- 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)»
- 050502 «Технология и предпринимательство»
- Раздел 1. Программа учебной дисциплины.
- Автор программы:
- 1.2 Рецензенты:
- Пояснительная записка
- Извлечение из гос впо
- Объем дисциплины и виды учебной работы
- Содержание дисциплины.
- Содержание разделов дисциплины.
- Тема 1. Предмет и задачи истории психологии
- Тема 2. Теоретико-методологические основания истории психологии.
- Тема 3. Зарождение психологии как науки
- Тема 4. Психологические воззрения в античную эпоху.
- Тема 5. Психология Средних веков.
- Тема 6. Психология Нового времени.
- Тема 7. Развитие психологии в эпоху Просвещения.
- Тема 8. Становление психологии как самостоятельной науки.
- Тема 9. Психологические теории и направления
- Тема 10. Основные психологические школы хіх в.
- Тема 11. Новые направления в психологии в хх в.
- Тема 12. Зарождение отечественной психологии
- Тема 13. Современное состояние психологической науки.
- Тема 14. Постановка и пути решения фундаментальных психологических проблем личности, деятельности, способностей, общения на разных этапах развития психолгии
- 1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
- Практическое занятие 1 Тема: Предмет и задачи истории психологии.
- Практическое занятие № 2 Тема: Теоретико-методологические основания истории психологии.
- Практическое занятие 3 Тема: Зарождение психологии как науки
- Практическое занятие № 4 Тема: Развитие психологических знаний в рамках учения о душе
- Практическое занятие № 5-6 Тема: Понимание феномена души в Средние века и Новое время.
- Практическое занятие 7 Тема: Психологические теории и направления
- Практическое занятие № 8 Тема: Развитие психологических знаний с середины хіх – второй половины хх вв.
- Практическое занятие 9 Тема: Постановка и пути решения фундаментальных психологических проблем личности, деятельности, способностей, общения на разных этапах развития психологии
- 1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
- 1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины.
- 1.10 Примерные зачетные тестовые задания.
- 1.10 Тесты по курсу «история психологии».
- 0. Теоретико-методологические основы истории психологии
- 1. Психологические воззрения в античную эпоху. А. Философия досократиков.
- Б. Материализм Демокрита.
- В. Философские системы Платона и Аристотеля.
- Г. Психологические взгляды стоиков и эпикурейцев.
- 2. Проблемы психологии в Средние века и эпоху Возрождения
- 3. Психология Нового времени (XVII в.).
- 4. Развитие психологии в эпоху Просвещения (хviii –хiх вв.)
- 5. Становление психологии как самостоятельной науки.
- 6. Основные психологические школы хх века.
- 7. Психология в России. А. Отечественная психология хviii в.
- Б. Русская психология хiх вв.
- 1.11 Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).
- 1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденных зав. Кафедрой до начала сессии).
- 1.13 Примерная тематика рефератов.
- Тема 1. Теоретико-методологические основания истории психологии.
- Тема 2. Психологические воззрения в античную эпоху.
- Тема 3. Психология Средних веков и Нового времени. Развитие психологии в эпоху Просвещения.
- Тема 4. Основные психологические школы хіх в. Новые направления в психологии в хх в.
- Тема 5. Зарождение отечественной психологии и современное состояние психологической науки
- Тематика контрольных работ
- Ects (Ектс)
- Раздел 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.
- Раздел 3. Содержательный компонент теоретического материала.
- Тема 1. Предмет и задачи истории психологии
- 2. Методологические основы истории психологии. Принципы историко-психологического анализа
- Тема 3. Зарождение психологии как науки
- Тема 4 Психологические воззрения в античную эпоху Основные положения материалистического учения о душе в античной психологии
- Идеалистическая психология античности
- Вклад античных врачей в развитие материалистических представлений о психике.
- Психологические идеи поздней античности
- Тема 5 Психология Средних веков Психологические учения Средневековья
- Психолого-философские проблемы в Средневековой Европе
- Тема 6 Психология Нового времени Основные направления психологии в Новое время
- Сенсуализм: ф. Бэкон, т. Гоббс, Дж. Локк.
- Тема 7 Развитие психологии в эпоху Просвещения.
- Становление психологии как самостоятельной науки.
- Возникновение экспериментальной психологии в германии
- В XIX веке
- Достижения ранней физиологии
- Тема 9 Психологические теории и направления
- Тема10 Основные психологические школы хіх в.
- Расхождения во взглядах Кюльпе и Вундта
- Научные исследования в вюрцбургской лаборатории
- Комментарии
- Экспериментальная психология
- "Отцом" экспериментальной психологии стали в дальнейшем называть Вундта
- Описательная психология
- Тема 11. Новые направления в психологии в хх в. Гештальтпсихология
- Психоанализ глубинная психология (психоанализ) и ее развитие в XX веке Общая характеристика глубинной психологии
- Теория Фрейда
- Аналитическая психология Юнга
- Индивидуальная психология Адлера
- Развитие психоанализа в 30-50-е годы
- Модификация глубинной психологии во второй половине XX века
- Гуманистическая, генетическая и когнитивная психология Общая характеристика гуманистической психологии
- Основные теории гуманистической психологии
- Первые теории гуманистической психологии
- Теория Маслоу
- Теоретические и психотерапевтические концепции Роджерса и Франкла
- Генетическая психология
- Когнитивная психология
- Общая характеристика бихевиоризма
- Тема 12 Зарождение отечественной психологии
- Тема 13 Современное состояние психологической науки.
- Тема 14 Постановка и пути решения фундаментальных психологических проблем личности, деятельности, способностей, общения на разных этапах развития психологии
- Раздел 4. Словарь терминов (глоссарий). Словарь терминов (глоссарий)
- Тема 1. Теоретико-методологические основания истории психологии
- Тема 2. Психологические воззрения в античную эпоху.
- Тема 3. Психология Средних веков и Нового времени. Развитие психологии в эпоху Просвещения.
- Тема 4. Основные психологические школы хіх в. Новые направления в психологии в хх в.
- Тема 5. Зарождение отечественной психологии и современное состояние психологической науки.
- Раздел 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации).
- Раздел 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.
- Раздел 7. Учебные занятия по дисциплине ведут: