6. Основные психологические школы хх века.
1. Главными психологическими произведениями американского основоположника функционализма, философа-прагматика У. Джеймса (1842 – 1910) являются:
а) «Принципы психологии»;
б) «Существует ли сознание?»;
в) оба произведения.
2. Возникшее в ХХ в. новое направление. утверждавшее в качестве предмета психологии поведение возглавляли:
а) Дж. Уотсон;
б) Э. Толмен;
в) оба ученых.
3. Схему бихевиоризма составляют формулы:
а) St → R;
б) R → St;
в) обе формулы.
4. Основой психического развития, согласно бихевиоризму, являются:
а) законы сознания;
б) законы научения;
в) оба закона.
5. Предмет психоаналитической науки:
а) сознание;
б) бессознательное;
в) оба феномена.
6. Главным мотивационным ресурсом личности психоанализ определил:
а) энергию влечения сексуальной природы;
б) деятельность, направляемая творческой энергией;
в) оба компонента.
7. Идея «коллективного бессознательного» принадлежит:
а) З. Фрейду;
б) К. Юнгу;
в) обоим мыслителям.
8. Появившись в конце ХIХ века в Германии и Австрии, гештальт-психология для объяснения явлений психической жизни взяла на вооружение принципы:
а) целостности, несводимости элементов психической жизни к простой сумме ее составляющих;
б) причинной обусловленности возникающих психических феноменов, которые претерпевают непрерывные изменения на протяжении всей жизни;
в) оба принципа.
9. Центральное понятие гештальтизма – гештальт – понимается как:
а) структура, динамическая форма;
б) паттерн (узор), конфигурация;
в) возможны оба варианта.
10. Создатель теории развития интеллекта Ж. Пиаже (1896 – 1980) преобразовал основные понятия других психологических школ:
а) бихевиоризма;
б) гештальтизма;
в) обеих школ.
11. В своём учении Пиаже детально исследовал действие принципов на психику ребенка:
а) принципа гуманизма;
б) принципа эгоцентризма;
в) оба принципа.
12. Представителями неофрейдизма были:
а) К. Хорни и Э. Фромм;
б) К. Юнг и А. Адлер;
в) все перечисленные психологи.
13. Когнитивная психология возникла в начале 1960-х гг. благодаря У. Найссеру ка альтернатива:
а) бихевиоризму;
б) гештальтизму;
в) обоим направлениям.
14. Гуманистическая психология, представленная в наследии К. Роджерса (1902 – 1990), А. Маслоу (1908 – 1970) и В. Франкла (1905 – 1997), отвергла:
а) конформизм, приспособление к существующему порядку вещей и детерминизм как уверенность в причинной обусловленности поведения внешними биологическими или социальными факторами;
б) сопротивляемость равновесию, самоактуализацию и самодетерминацию, которые заложены в биологии человека;
в) оба положения.
15. Такое напрвление в психологии как логотерапия разрабатывали:
а) А. Маслоу;
б) В. Франкл;
в) оба психолога.
- Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (мгпу)
- По специальности
- 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)»
- 050502 «Технология и предпринимательство»
- Раздел 1. Программа учебной дисциплины.
- Автор программы:
- 1.2 Рецензенты:
- Пояснительная записка
- Извлечение из гос впо
- Объем дисциплины и виды учебной работы
- Содержание дисциплины.
- Содержание разделов дисциплины.
- Тема 1. Предмет и задачи истории психологии
- Тема 2. Теоретико-методологические основания истории психологии.
- Тема 3. Зарождение психологии как науки
- Тема 4. Психологические воззрения в античную эпоху.
- Тема 5. Психология Средних веков.
- Тема 6. Психология Нового времени.
- Тема 7. Развитие психологии в эпоху Просвещения.
- Тема 8. Становление психологии как самостоятельной науки.
- Тема 9. Психологические теории и направления
- Тема 10. Основные психологические школы хіх в.
- Тема 11. Новые направления в психологии в хх в.
- Тема 12. Зарождение отечественной психологии
- Тема 13. Современное состояние психологической науки.
- Тема 14. Постановка и пути решения фундаментальных психологических проблем личности, деятельности, способностей, общения на разных этапах развития психолгии
- 1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
- Практическое занятие 1 Тема: Предмет и задачи истории психологии.
- Практическое занятие № 2 Тема: Теоретико-методологические основания истории психологии.
- Практическое занятие 3 Тема: Зарождение психологии как науки
- Практическое занятие № 4 Тема: Развитие психологических знаний в рамках учения о душе
- Практическое занятие № 5-6 Тема: Понимание феномена души в Средние века и Новое время.
- Практическое занятие 7 Тема: Психологические теории и направления
- Практическое занятие № 8 Тема: Развитие психологических знаний с середины хіх – второй половины хх вв.
- Практическое занятие 9 Тема: Постановка и пути решения фундаментальных психологических проблем личности, деятельности, способностей, общения на разных этапах развития психологии
- 1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
- 1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины.
- 1.10 Примерные зачетные тестовые задания.
- 1.10 Тесты по курсу «история психологии».
- 0. Теоретико-методологические основы истории психологии
- 1. Психологические воззрения в античную эпоху. А. Философия досократиков.
- Б. Материализм Демокрита.
- В. Философские системы Платона и Аристотеля.
- Г. Психологические взгляды стоиков и эпикурейцев.
- 2. Проблемы психологии в Средние века и эпоху Возрождения
- 3. Психология Нового времени (XVII в.).
- 4. Развитие психологии в эпоху Просвещения (хviii –хiх вв.)
- 5. Становление психологии как самостоятельной науки.
- 6. Основные психологические школы хх века.
- 7. Психология в России. А. Отечественная психология хviii в.
- Б. Русская психология хiх вв.
- 1.11 Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).
- 1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденных зав. Кафедрой до начала сессии).
- 1.13 Примерная тематика рефератов.
- Тема 1. Теоретико-методологические основания истории психологии.
- Тема 2. Психологические воззрения в античную эпоху.
- Тема 3. Психология Средних веков и Нового времени. Развитие психологии в эпоху Просвещения.
- Тема 4. Основные психологические школы хіх в. Новые направления в психологии в хх в.
- Тема 5. Зарождение отечественной психологии и современное состояние психологической науки
- Тематика контрольных работ
- Ects (Ектс)
- Раздел 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.
- Раздел 3. Содержательный компонент теоретического материала.
- Тема 1. Предмет и задачи истории психологии
- 2. Методологические основы истории психологии. Принципы историко-психологического анализа
- Тема 3. Зарождение психологии как науки
- Тема 4 Психологические воззрения в античную эпоху Основные положения материалистического учения о душе в античной психологии
- Идеалистическая психология античности
- Вклад античных врачей в развитие материалистических представлений о психике.
- Психологические идеи поздней античности
- Тема 5 Психология Средних веков Психологические учения Средневековья
- Психолого-философские проблемы в Средневековой Европе
- Тема 6 Психология Нового времени Основные направления психологии в Новое время
- Сенсуализм: ф. Бэкон, т. Гоббс, Дж. Локк.
- Тема 7 Развитие психологии в эпоху Просвещения.
- Становление психологии как самостоятельной науки.
- Возникновение экспериментальной психологии в германии
- В XIX веке
- Достижения ранней физиологии
- Тема 9 Психологические теории и направления
- Тема10 Основные психологические школы хіх в.
- Расхождения во взглядах Кюльпе и Вундта
- Научные исследования в вюрцбургской лаборатории
- Комментарии
- Экспериментальная психология
- "Отцом" экспериментальной психологии стали в дальнейшем называть Вундта
- Описательная психология
- Тема 11. Новые направления в психологии в хх в. Гештальтпсихология
- Психоанализ глубинная психология (психоанализ) и ее развитие в XX веке Общая характеристика глубинной психологии
- Теория Фрейда
- Аналитическая психология Юнга
- Индивидуальная психология Адлера
- Развитие психоанализа в 30-50-е годы
- Модификация глубинной психологии во второй половине XX века
- Гуманистическая, генетическая и когнитивная психология Общая характеристика гуманистической психологии
- Основные теории гуманистической психологии
- Первые теории гуманистической психологии
- Теория Маслоу
- Теоретические и психотерапевтические концепции Роджерса и Франкла
- Генетическая психология
- Когнитивная психология
- Общая характеристика бихевиоризма
- Тема 12 Зарождение отечественной психологии
- Тема 13 Современное состояние психологической науки.
- Тема 14 Постановка и пути решения фундаментальных психологических проблем личности, деятельности, способностей, общения на разных этапах развития психологии
- Раздел 4. Словарь терминов (глоссарий). Словарь терминов (глоссарий)
- Тема 1. Теоретико-методологические основания истории психологии
- Тема 2. Психологические воззрения в античную эпоху.
- Тема 3. Психология Средних веков и Нового времени. Развитие психологии в эпоху Просвещения.
- Тема 4. Основные психологические школы хіх в. Новые направления в психологии в хх в.
- Тема 5. Зарождение отечественной психологии и современное состояние психологической науки.
- Раздел 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации).
- Раздел 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.
- Раздел 7. Учебные занятия по дисциплине ведут: