logo
История психологии

4. Развитие психологии в эпоху Просвещения (хviii –хiх вв.)

(Ответы: верно – 1, не верно – 2)

1. Теория английского медика Д. Гартли (1705 – 1757) о душевных состояниях базируется на идеях И. Ньютона (теория притяжения), Д. Локка (сенсуализм и ассоциация). Б. Спинозы и Д. Толанда (взаимосвязь психического и физического), Г. Лейбница (учение о перцепциях и апперцепциях), Р. Декарта (рефлекторный принцип).

2. Гартли возвел ассоциацию во всеобщий механический закон всех форм психической деятельности подобно ньютоновскому закону всемирного тяготения.

3. Гартли связывал принцип ассоциации с рефлекторным механизмом, описанным Декартом.

4. Согласно Гартли ощущения обусловлены дрожанием нервных волокон в периферических частях нервной системы. С периферических нервов вибрации распространяются на головной мозг, что является физиологической основой возникновения идей и произвольных движений. В мозговой области этот механизм и заканчивает свою работу.

5. Антропоморфизм (приписывание животным черт человеческой психики) не был присущ ассоциативному учению Гартли.

6. Английский философ-материалист Д. Пристли ( 1733 – 1804) полагал, что материя есть нечто мертвое, инертное и пассивное. Бог есть главный источник движения материи.

7. Пристли принадлежит догадка о том, что чем сложнее умственный акт, тем больше участков мозгового вещества вовлекается в работу.

8. Согласно взглядам философа-идеалиста Д. Беркли, существует особое божественное сознание, которым наделены все люди.

9. Английский мыслитель Д. Юм (1711 – 1776) полагал, что восприятия и их связи имеют определенное отношение к телу и к объективной реальности.

10. Французский ученый-естествоиспытатель Ж. Ламетри (1709 – 1751) резко критиковал картезианский (декартовсий) тезис о машинообразном характере работы организма и его психических феноменов.

11. Системообразующая идея теории Ламетри звучит так: человек – это сложная, вертикально ползущая просвещенная машина, «живое олицетворение беспрерывного движения».

12. О человеке и его психических способностях французский философ-энциклопедист Д. Дидро (1713 – 1784) писал: «Мы – инструменты, одаренные способностью ощущать и памятью. Наши чувства – клавиши, по которым ударяет природа, и которые часто сами по себе ударяют; вот, по моему мнению, все, что происходит в фортепиано, организованном подобно вам или мне».

13. Работа французского материалиста П.Гольбаха (1723 – 1789) «Система природы» полностью посвящена описанию сущности духовной субстанции.

14. Французский мыслитель К. Гельвеций (1715 – 1771) полагал, что развитие умственных способностей и духовного облика людей обусловлено не столько воспитанием, которое трактуется философом чрезвычайно широко, сколько природными свойствами человека.

15. Гельвецию также принадлежит важная мысль о том, что человек – не пассивное существо, а активное, творческое, деятельное.

16. Немецкий философ-просветитель Х. Вольф (1679 – 1754) душу мыслил ведущей силой человеческого организма, проявляющейся в познавательных способностях человека.

17. Психология, по И.Канту (1724 – 1804), есть наука о явлениях сознания, к которым относятся познавательные, эмоциональные и волевые акты.

18. Кант заменил трехчленную классификации психических явлений на дихотомический принцип деления души.

19. О недопустимости использования эмпирических методов, в частности эксперимента, для изучения психики человека заявлял немецкий философ и педагог И. Гербарт (1776 – 1841).

20. Психические процессы, по Гербарту, протекают и изменяются во времени, поэтому применение математического метода для их изучения представляется сомнительным.