logo
История психологии

Идеалистическая психология античности

Наряду с материалистической традицией объяснения психических явлений в Древней Греции существовала и идеалистическая. Уже у Фалеса душа есть нечто особое, отличное от тела (VI век до н. э.) — магнит имеет душу, так как движет железо.

Фалесу приписывают знаменитое “Познай себя”, хотя другие источники сообщают, что автором афоризма был Гераклит. Он считался одним из “7 мудрецов”. Аристотель рассказывает о нем, что, когда его стали укорять по причине его бедности в бесполезности философии, он, рассчитав по приметам о будущем богатом урожае маслин, арендовал маслодавильни в Милете и Хиосе заблаговременно, зимой, а когда пришла пора и спрос на них внезапно возрос, он стал отдавать их внаем за более высокую цену. Собрав много денег, он доказал, что философы легко могут разбогатеть, да только не об этом они заботятся.

Последователи полулегендарного Пифагора уже считают душу бессмертной и способной переселяться. Один из них, Филолай впервые назвал тело тюрьмой для души.

Анаксагор, входивший в кружок Перикла, при котором Афины в V веке до н. э. достигли расцвета, выдвинул учение об уме “нус” как причине всего. Нус не только правит миром, но и познает его. Однако Анаксагор непоследователен в своем идеализме. Нус появляется у него, когда неизвестна естественная причина упорядоченности вещей (закономерностей), в других случаях он ищет “естественная причины”. Разум человека не имеет никакого отношения к Нусу. Человек является мудрейшим существом потому, что у него есть руки. У животных есть “деятельный разум” (сенсомоторный интеллект), но не речевой.

Сократ, вначале пришедший в восторг от Анаксагора, разочаровывается в нем и провозглашает божественный разум единственной причиной всех явлений.

Ученик Сократа Платон (427-347 г. г. до н. э.) развивает учение об идеях (Лосев — с. 80-81, 86-87). Идеи — общие понятия, логические конструкции, математические формулы, геометрические фигуры скрыты за небосводом, образуя сферу вечных идеальных форм. В отличие от калейдоскопа чувственных впечатлений, они наделены незыблемостью и обязательностью. Все чувственно-воспринимаемое есть лишь слабые копии общих идей. Жизнь человека в мире чувственных вещей уподобляется жизни узников, прикованных на дне темницы-пещеры, из глубины которой они могут видеть только тени людей и предметов, которые находятся наверху, слышать лишь отзвуки голосов, но не сами голоса. Созерцание чувственного мира не дает нам знания, а только мнение — переходную форму между знанием и незнанием. Подлинное знание может быть достигнуто только направленностью познания на идеи, т. е. на умопостигаемый мир. Интеллектуальное знание существует в двух видах: 1. Рассудок; 2. Разум, или ум.

Рассудок пользуется образами, например, геометр рассуждает о видимых формах, хотя имеет в виду идеальные точку, прямую, квадрат и т. д. Разум есть постигнутые идеи, не имеющие образов. Поскольку чувственные впечатления земной жизни не дают материала для истинного знания, надо изучать не внешний мир, а свою душу как вместилище идей. Процесс падения души с небес сопровождается забыванием всего, что она ранее видела на небесах. В то же время она может вспомнить все, что видела, в процессе анамнезиса — припоминания или познания, поскольку для Платона это одно и то же. Отзвук платоновского учения мы находим в стихотворении Лермонтова “Ангел”

По небу полуночи ангел летел // И тихую песню он пел; // И месяц, и звезды, и тучи толпой // Внимали той песне святой. // Он пел о блаженстве безгрешных духов // Под кущами райских садов; // о Боге великом он пел, и хвала // Его непритворна была. // Он душу младую в объятиях нес // Для мира печали и слез, // И звук его песни в душе молодой // Остался — без слов, но живой. // И долго на свете томилась она, // Желанием чудным полна; // И звуков небес заменить не могли // Ей скучные песни земли.

В реальной основе стихотворения лежит именно воспоминание поэта о песне, которую ему в детстве певала мать.

Учение о душе Аристотеля (384-322 г. г. до н. э.) — вершина античной психологии

По словам Гегеля, “самое лучшее, что мы имеем в психологии, вплоть до новейших времен, это то, что мы получили от Аристотеля”. Вплоть до 17 века, т. е. две тысячи лет, культурная часть человечества признавала учение Аристотеля о душе как самое верное. Будучи учеником Платона, он расходился с ним в понимании природы идей, отвергая положение об отделенности идей от вещей: “как могут идеи, будучи сущностями вещей, существовать отдельно от них?”. Всякая вещь есть единство материи и формы. Известная фреска Рафаэля “Афинская школа” изображает Платона указывающим рукой на небо, Аристотеля — на землю.

Ученик Аристотеля Александр Македонский приказал отправлять тому образцы растений и животных из завоеванных стран. Психологическое учение Аристотеля строилось на обобщении биологических фактов. Изучение души есть дело двух исследователей — естествоиспытателя и диалектика. “Диалектик определил бы гнев как стремление отомстить за оскорбление, рассуждающий же о природе — как кипение крови или жара около сердца.”

Душа организма — это его форма, — говоря современным языком, функция, работа. В душе заключены суть, причина и цель всех действий. Все эти характеристики души Аристотель объединяет термином “энтелехия”. Энтелехия — осуществление — это полная действительность тела, то, что делает его живым, постоянная возможность его жизненных функций. Сам термин “организм” требует рассматривать его под углом зрения организации, т. е. упорядоченности целого, которое подчиняет себе свои части во имя решения каких-либо задач. Устройство этого целого и его функция (душа) неразрывны. Аристотель критиковал Платона за то, что тот разделял душу на части; доказывая единство души, он говорил не о частях, а об отдельных силах (дюнамис), способностях души. Понятие о способности, введенное Аристотелем, было важным новшеством, навсегда вошедшим в основной фонд психологической науки. Иерархия способностей души обозначала уровни ее развития.

Аристотель признавал раздельность и самостоятельность двух начал — души как энтелехии тела, уничтожающейся при его разрушении, и души как проявления божественной сущности, приходящей в тело и выходящей из него в момент смерти, чтобы возвратиться в бестелесный эфир воздушного пространства.

Начало познания образует способность ощущения; “...существо, не имеющее ощущений, ничему не научается и ничего не поймет... душа новорожденного представляет чистую дощечку, на которой еще ничего не написано”. Процесс ощущения есть процесс уподобления воспринимаемому объекту. Например, цвет приводит в движение прозрачную промежуточную среду (воздух), а под действием этого непрерывного движения приходит в состояние движения и ощущающий орган. Главнейшим ощущением является осязание (чтобы питаться, надо прикоснуться). Ощущения на расстоянии нужны для удобства.

Память нужна для сохранения и воспроизведения ощущений. Различают три вида памяти: низшая — заключ-ся в сохранении полученных ощущений в виде представлений как копий предметов, ею обладают все животные. Память в собственном смысле отличается тем, что к образу присоединяется временная характеристика, т. е. отношение к нему как к чему-то бывшему в прошлом, она есть не у всех, а только у животных, обладающих способностью восприятия времени; высшая память как процесс воспоминания, в котором участвует суждение. Последняя есть только у человека. Воспоминание есть некоторый силлогизм, умозаключение, активный поиск прошлого, оно происходит путем установления каких-либо отношений (по сходству, по контрасту и т. д.). Хотя Аристотель не дает термин “ассоциация”, речь идет именно о ней.

Следующая познавательная способность — фантазия — заключается в образовании представления. В представлении обобщаются содержания впечатлений, а обобщенный образ воображения составляет фундамент мышления.

Органом мышления является нус — ум, который не прикреплен ни к какому телесному органу. Мышление характеризуется составлением суждений, протекает в понятиях, постигает общее. Аристотель различает высшее и низшее мышление. Низшее — это мнение, предположение; высшее — это открытие истины. 3 вида высшего мышления — логика, интуиция, мудрость. В зависимости, на что направляется мышление, различают 2 вида ума: теоретический и практический. 1 познает сущее как оно есть. Это наука, ее предмет — необходимое. Практический ум направлен на деятельность. С его помощью создаются нормы и принципы действия, а также средства их осуществления, принимаются решения, на основе которых совершаются поступки.

Аристотель составил проницательные описания аффектов (А. Н. Ждан, с. 51-52). Аффекты, по Аристотелю, сами по себе ни добродетели, не пороки. О человеке судят по его делам, а в аффекте оценивают манеру поведения. Без аффектов невозможны героические поступки, наслаждение искусством. Составная часть учения Аристотеля об аффектах — понятие о катарзисе, т. е. об очищении аффектов. Понятие о катарзисе ввел Гиппократ, у него оно означало очищение организма от дурных соков, накопление которых привело к болезни. Аристотель понимал под катарзисом эмоционально окрашенное эстетическое переживание под влиянием искусства: “Трагедия при помощи сострадания и страха достигает очищение аффектов”. Вызываемые у зрителей аффекты страха и сострадания в отличие от таковых в обычной жизни освобождаются — очищаются от всего тяжелого, давящего, смутного, человеку раскрывается логика событий и действий в определенных обстоятельствах, какая-то мудрость жизни.

Страстям (аффектам) как сильным движениям души Аристотель противопоставляет устойчивость характера. Характер, выражая сущность человека, не является природным свойством, его черты складываются под влиянием опыта. Аристотель описывает характерные черты, присущие людям благородного происхождения, а также юности, зрелости, старости. Это учение было развито учеником Аристотеля Теофрастом (370-288 г. г. до н. э.), выделявшим 30 характеристик, среди них болтун, деревенщина, нравственный урод, святая простота, навязчивый, нелюдим, сутяга, трус, злоречивый, крохобор (алтынник) и др. Описания основываются на наблюдениях, отличаются проницательностью и тонкостью наблюдений.