logo
История психологии

Тема 5 Психология Средних веков Психологические учения Средневековья

Арабская психология

Средневековье — это эпоха, начало которой связывают с падением Римской империи (V век), а окончание — с XV веком, со временем возрождения искусства, светской, то есть не связанной с богословием, науки, открытием Америки.

В период с VIII по XII в. в. большое количество психологических исследований проводилось на Востоке. В то время в странах арабского халифата, — а это была империя, раскинувшаяся в результате завоеваний в пределах от Индии до Испании, — были разрешены отличные от ислама религиозно-философские воззрения, не запрещалось и проведение естественно-научных исследований. Ибн аль-Хайсам (965-1039) впервые в истории попытался объяснить природу зрительного восприятия исходя из законов оптики. Он экспериментально изучал бинокулярное зрение, смешение цветов, явление контраста, доказывал, что для полноценного восприятия объектов необходимо движение глаз — перемещение зрительных осей. Благодаря этому организм автоматически производит операции, которые представляют своего рода суждения о местонахождении воспринимаемых вещей, их отдаленности от человека. В том случае, если воздействие предметов было кратковременным, глаз успевает правильно воспринять только уже знакомые человеку объекты, оставившие следы в нервной системе.

Ибн Сина (Авиценна) (980 — 1037) в своих философских трудах разработал так называемую теорию двух истин, согласно которой существуют 2 независимые, как параллельные прямые, истины — вера и знание. Знание, не соприкасаясь и не приходя в противоречие с религией, имеет право на собственную область исследований и на собственные методы изучения человека. Соответственно складывалось 2 учения о душе — религиозно-философское и естественно-научное. Трактат “Канон врачебной науки”, переведенный в XII в. на латынь, затмил труды Гиппократа и Галена. Под медициной тогда понималась не узкоспециальная область врачевания, она охватывала вопросы, которые в дальнейшем стали относить к химии, ботанике, географии, астрономии — вообще к естествознанию. Ибн Сина учил о зависимости психических явлений от физиологических, в частности, о связи физического развития ребенка и его психологических особенностей. Сохранились сведения о нем как о психотерапевте. Он поставил эксперимент с баранами, вызвав у одного из них невроз.

Ибн Рушд (европейское имя Аверроэс) (1126 — 1198) жил в Испании, затем в Марокко, где занимал должность судьи и придворного врача. Его основные труды — оригинальные комментарии к сочинениям Аристотеля. Этот комментарий приобрел значение самостоятельного учения. Особо отметим мысль о том, что религию можно рассматривать как верование, содержащее в иносказательной форме философскую истину. Доказывал, что необходимо изучать неразрывные связи между функциям организма и ощущениями, мыслями, чувствами. Возможности человека в постижении истины неограниченны, и важно только научить людей правильно мыслить, привить им желание размышлять.