Тема 4 Психологические воззрения в античную эпоху Основные положения материалистического учения о душе в античной психологии
Родоначальники этого учения — Левкипп ( V век до н. э.) и его ученик Демокрит. Далее это учение разрабатывали Эпикур (IV — III века до н. э.), его ученик Лукреций в Риме (I век до н. э.). Свой вклад в развитие идей материалистического учения о душе внесли стоики. Основоположниками стоицизма были Хризипп и Зенон (III век до н. э.)
Античный атомистический материализм утверждал, что все существующее состоит из 2-х начал — бытие (неделимые атомы) и небытие (пустота). На первоначальной стадии существуют только тончайшие частицы — атомы огня. Вселенная представляет собой сплошной разум. Первоначальный огонь превращается в парообразную массу, из которой затем образуются сначала неживая природа, затем растения, животные и, наконец, человек. Через некоторое время начинается обратный процесс, когда все возвращается к началу, снова превращается в огненный пар. Мировой цикл завершается, потом следует новое образование мира, в котором все будет происходить по тем же законам, пока все снова не будет уничтожено. Жизнь мира состоит из мировых циклов, которые бесконечно повторяются. Над миром властвуют два начала: закономерность, с которой следуют возникновение и уничтожение, и рок или судьба как их проявление в единичной человеческой жизни.
Душа — атомы огня — самые маленькие и подвижные частицы, которые проникают в тяжелые и заставляют их двигаться, становясь душой этих тяжелых тел. Душа — продукт распределения атомов в теле. Когда сложные тела распадаются, тогда маленькие выходят из них, рассеиваются в пространстве и пропадают. Значит, душа смертна и уничтожается вместе с телом. Когда мы дышим, мы втягиваем в себя частицы, составляющие душу, которые находятся в большом кол-ве в воздухе; выдыхая, мы выбрасываем какую-то часть нашей души. Душа непрерывно материально обновляется с каждым дыханием. Даже в мертвом теле есть частицы души, только их очень мало. Демокрит приходит к панпсихизму: душа есть и у растений, и у камней.
Болезнь — это изменение пропорции атомов. В старости число подвижных атомов уменьшается. В органах чувств мелкие атомы ближе всего к внешнему миру, поэтому они приспособлены для внешнего восприятия. Особенно благоприятное соотношение легких и тяжелых атомов в мозгу. Органом благородных страстей является сердце, чувственных желаний и вожделений — печень.
Душа выступает продуктом организации тела, и в то же время сама является особым телом, толкающим организм. Лукреций различает дух и душу: дух называется еще умом, он — душа души.
Восприятие рассматривалось как физический процесс. От вещей отделяются — истекают — тончайшие пленочки, копии, образы, идолы, эйдолы, по внешнему виду подобные самому предмету. Они суть формы или виды вещей. Они летают в пространстве и попадают в органы чувств, например в глаз. При этом из глаз направляется встречный поток атомов души, которые улавливают образы. Большой образ ужимается до размеров, позволяющих войти в глаз. Воздух, находящийся между глазом и предметом, получает отпечаток, который отражается во влажной части глаза. Эпикур, защищая данную теорию, указывает на целостную природу восприятия: все чувственные качества улавливаются не по отдельности, а в сопровождении с целым.
Мышление, по Демокриту, умеет улавливать атомы, недоступные ощущению. По Эпикуру, мышление дает знание общего, и в этом его преимущество перед ощущением, способным дать только единичное представление.
Целью жизни Демокрит считал “хорошее спокойное расположение духа (эвтюмию), при котором душа живет спокойно и безмятежно, не возмущаемая никаким страхом, ни боязнью демонов, ни какой-либо страстью. Эпикур также полагал страх перед богами и перед смертью главными чувствами, нарушающими спокойствие духа. “Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам отношения. Ведь все хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущения”.
Стоики разработали учение об аффектах. Аффекты — чрезмерные противоразумные и противоестественные движения души, связанные с неправильными представлениями о вещах: наслаждение — неразумное возбуждение, скорбь — неразумное душевное сжатие и т.д. Всего стоики насчитывали 26 аффектов. Поскольку аффект основывается на неправильном суждении, Хризипп называет его ошибкой разума. Надо не допускать этой ошибки, и моральная задача, проповедуемая стоиками, сводилась не к смягчению аффектов, а к безусловному их искоренению. Где нет разума (у животных, детей, слабоумных), там нет аффектов, хотя есть естественные влечения, которые аффектами считать нельзя, поскольку нет их осознания и оценки. Добрые страсти — радость (разумное возбуждение), осторожность (разумное уклонение), воля (разумное стремление).
Стоики различали три стадии нарастания аффективного состояния.
1. Под влиянием внешних воздействий наступают физиологические изменения в организме: аффекты, как и любое другое проявление души, телесны, без телесных изменений нет аффектов. 2. Непроизвольно наступает мнение о том, что произошло и как нужно реагировать. Это психический, но непроизвольный компонент. 3. Должен вмешаться разум. Если он слаб или отягчен обычными предрассудками, он увлекается к неправильному суждению, и тогда наступает аффект. Разум должен составить правильное суждение о происходящем с точки зрения блага или зла. Была составлена рецептура по борьбе с аффектами: не дать аффекту принять внешнее выражение, которое его укрепляет, важно бороться с внешними выражениями страстей, не преувеличивать аффект воображением, оттягивать последний этап нарастания аффективного состояния (сосчитать до 10) и этим создать расстояние между аффектом и деятельностью в направлении аффекта, отвлечься на воспоминание другого рода, разоблачить действия, на которые толкает аффект и др.
Проблема свободы воли решается по-разному у Демокрита и у Эпикура. Демокрит — сторонник жесткого детерминизма, ничто не происходит случайно, все атомы жестко сцеплены. Эпикур выдвинул положение о самопроизвольном отклонении атомов, это позволило ему отстаивать идею, что каждый человек наделен элементом свободы воли. Человек не только игрушка внешних сил, воздействующих на него, он является активным действующим субъектом, смеющимся над судьбой. Стоики считали, что рок неумолим, но человек, добровольно принимающий предписания судьбы, обретает внутреннюю свободу. Вера стоиков в силу духа человека, презирающего злой рок, воспитывала уважение к сильному характеру, спокойствию души перед лицом испытаний. Идеология покорности судьбе была воспринята христианством, Ф. Энгельс назвал Сенеку, сторонника философии стоицизма, дядюшкой христианства.
- Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (мгпу)
- По специальности
- 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)»
- 050502 «Технология и предпринимательство»
- Раздел 1. Программа учебной дисциплины.
- Автор программы:
- 1.2 Рецензенты:
- Пояснительная записка
- Извлечение из гос впо
- Объем дисциплины и виды учебной работы
- Содержание дисциплины.
- Содержание разделов дисциплины.
- Тема 1. Предмет и задачи истории психологии
- Тема 2. Теоретико-методологические основания истории психологии.
- Тема 3. Зарождение психологии как науки
- Тема 4. Психологические воззрения в античную эпоху.
- Тема 5. Психология Средних веков.
- Тема 6. Психология Нового времени.
- Тема 7. Развитие психологии в эпоху Просвещения.
- Тема 8. Становление психологии как самостоятельной науки.
- Тема 9. Психологические теории и направления
- Тема 10. Основные психологические школы хіх в.
- Тема 11. Новые направления в психологии в хх в.
- Тема 12. Зарождение отечественной психологии
- Тема 13. Современное состояние психологической науки.
- Тема 14. Постановка и пути решения фундаментальных психологических проблем личности, деятельности, способностей, общения на разных этапах развития психолгии
- 1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
- Практическое занятие 1 Тема: Предмет и задачи истории психологии.
- Практическое занятие № 2 Тема: Теоретико-методологические основания истории психологии.
- Практическое занятие 3 Тема: Зарождение психологии как науки
- Практическое занятие № 4 Тема: Развитие психологических знаний в рамках учения о душе
- Практическое занятие № 5-6 Тема: Понимание феномена души в Средние века и Новое время.
- Практическое занятие 7 Тема: Психологические теории и направления
- Практическое занятие № 8 Тема: Развитие психологических знаний с середины хіх – второй половины хх вв.
- Практическое занятие 9 Тема: Постановка и пути решения фундаментальных психологических проблем личности, деятельности, способностей, общения на разных этапах развития психологии
- 1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
- 1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины.
- 1.10 Примерные зачетные тестовые задания.
- 1.10 Тесты по курсу «история психологии».
- 0. Теоретико-методологические основы истории психологии
- 1. Психологические воззрения в античную эпоху. А. Философия досократиков.
- Б. Материализм Демокрита.
- В. Философские системы Платона и Аристотеля.
- Г. Психологические взгляды стоиков и эпикурейцев.
- 2. Проблемы психологии в Средние века и эпоху Возрождения
- 3. Психология Нового времени (XVII в.).
- 4. Развитие психологии в эпоху Просвещения (хviii –хiх вв.)
- 5. Становление психологии как самостоятельной науки.
- 6. Основные психологические школы хх века.
- 7. Психология в России. А. Отечественная психология хviii в.
- Б. Русская психология хiх вв.
- 1.11 Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).
- 1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденных зав. Кафедрой до начала сессии).
- 1.13 Примерная тематика рефератов.
- Тема 1. Теоретико-методологические основания истории психологии.
- Тема 2. Психологические воззрения в античную эпоху.
- Тема 3. Психология Средних веков и Нового времени. Развитие психологии в эпоху Просвещения.
- Тема 4. Основные психологические школы хіх в. Новые направления в психологии в хх в.
- Тема 5. Зарождение отечественной психологии и современное состояние психологической науки
- Тематика контрольных работ
- Ects (Ектс)
- Раздел 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.
- Раздел 3. Содержательный компонент теоретического материала.
- Тема 1. Предмет и задачи истории психологии
- 2. Методологические основы истории психологии. Принципы историко-психологического анализа
- Тема 3. Зарождение психологии как науки
- Тема 4 Психологические воззрения в античную эпоху Основные положения материалистического учения о душе в античной психологии
- Идеалистическая психология античности
- Вклад античных врачей в развитие материалистических представлений о психике.
- Психологические идеи поздней античности
- Тема 5 Психология Средних веков Психологические учения Средневековья
- Психолого-философские проблемы в Средневековой Европе
- Тема 6 Психология Нового времени Основные направления психологии в Новое время
- Сенсуализм: ф. Бэкон, т. Гоббс, Дж. Локк.
- Тема 7 Развитие психологии в эпоху Просвещения.
- Становление психологии как самостоятельной науки.
- Возникновение экспериментальной психологии в германии
- В XIX веке
- Достижения ранней физиологии
- Тема 9 Психологические теории и направления
- Тема10 Основные психологические школы хіх в.
- Расхождения во взглядах Кюльпе и Вундта
- Научные исследования в вюрцбургской лаборатории
- Комментарии
- Экспериментальная психология
- "Отцом" экспериментальной психологии стали в дальнейшем называть Вундта
- Описательная психология
- Тема 11. Новые направления в психологии в хх в. Гештальтпсихология
- Психоанализ глубинная психология (психоанализ) и ее развитие в XX веке Общая характеристика глубинной психологии
- Теория Фрейда
- Аналитическая психология Юнга
- Индивидуальная психология Адлера
- Развитие психоанализа в 30-50-е годы
- Модификация глубинной психологии во второй половине XX века
- Гуманистическая, генетическая и когнитивная психология Общая характеристика гуманистической психологии
- Основные теории гуманистической психологии
- Первые теории гуманистической психологии
- Теория Маслоу
- Теоретические и психотерапевтические концепции Роджерса и Франкла
- Генетическая психология
- Когнитивная психология
- Общая характеристика бихевиоризма
- Тема 12 Зарождение отечественной психологии
- Тема 13 Современное состояние психологической науки.
- Тема 14 Постановка и пути решения фундаментальных психологических проблем личности, деятельности, способностей, общения на разных этапах развития психологии
- Раздел 4. Словарь терминов (глоссарий). Словарь терминов (глоссарий)
- Тема 1. Теоретико-методологические основания истории психологии
- Тема 2. Психологические воззрения в античную эпоху.
- Тема 3. Психология Средних веков и Нового времени. Развитие психологии в эпоху Просвещения.
- Тема 4. Основные психологические школы хіх в. Новые направления в психологии в хх в.
- Тема 5. Зарождение отечественной психологии и современное состояние психологической науки.
- Раздел 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации).
- Раздел 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.
- Раздел 7. Учебные занятия по дисциплине ведут: