logo
История психологии

Тема 6 Психология Нового времени Основные направления психологии в Новое время

Исследования процессов познания привели психологию к разделению на 2 направления: рационализм и сенсуализм

Рационализм: Декарт, Спиноза, Лейбниц.

Декарт (1596 — 1650). Его учение получило название “картезианство”. Познание состоит из 2-х ступеней. Первая дает знания о мире на основе логического обобщения данных ощущения, эти знания неполные и неадекватные. Идеи, являющиеся результатом обобщения данных органов чувств, т. е. полученные методом индукции — самые несовершенные идеи, поскольку мы можем, к примеру, на основании индукции прийти к выводу о том, что все лебеди — белые, если нам не посчастливиться увидеть черного. Также мы можем получить знания из книг или общения с другими людьми. Это более совершенные знания, так как они являются обобщением опыта многих людей. Но и они не всегда дают истинное знание (страусы). Вторая ступень — интуитивное мышление (рациональная интуиция) — дает возможность истинного познания мира. Понятие интуиции появилось у 20-летнего Декарта в работе “Правила для руководства ума”. Под интуицией он понимал разумение ясного и внимательного ума, настолько легкое и отчетливое, что не остается совершенно никакого сомнения относительно того, что он разумеет. В таком разуме содержатся общие понятия, существующие в виде врожденных идей, главные из которых — идеи Бога, числа и “Я”. Эти знания не нуждаются в опоре на данные органов чувств или логические обобщения. Наряду с рациональной интуицией основным методом проверки достоверности полученных знаний является дедукция. От общих идей, имеющих благодаря интуиции вид аксиом, мы приходим к частным выводам. Например, интуитивно мы видим, понимаем, что треугольник ограничивается тремя линиями. Все остальные теоремы мы доказываем дедуктивным способом. Познание у Декарта становится нравственной деятельностью, правда и добродетель тождественны, добро одновременно является истиной.

Важной заслугой Декарта является его гениальная догадка о существовании рефлексов. Он пришел к выводу, что тело не нуждается в душе как его двигателе. Источник движения не в душе, а в теле. Душа и тело существуют независимо друг от друга, такая философская позиция называется “дуализм”.

У Спинозы (1632 — 1677) дуализм преодолевается в его учении, получившем название “монизм”. Есть одна субстанция, она же — природа, она же — Бог. У нее — бесконечное количество свойств (атрибутов), но мы можем познать только два — протяжение и мышление, вещь как тело имеет длину, ширину, высоту, также мы можем понять идею этой вещи. Душа и тело человека есть одно, рассматриваемое со стороны либо протяжения, либо мышления.