1.11 Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).
Предмет и методы истории психологии.
Принципы, подходы и методы историко-психологической науки.
Основные положения материалистического учения о душе в античной психологии.
Вклад античной медицины в развитие материалистических представлений о психике.
Идеалистическая психология античности.
Учение Аристотеля о душе как вершина античной психологии.
Психологические идеи поздней античности.
Расцвет арабской медицины и психологической мысли в IX-XI вв.
Психология в средние века: учение о душе и познании в схоластической философии.
Эмпирическая теория Ф. Бэкона.
Дуалистическая концепция Р. Декарта.
Монистическое учение Б. Спинозы.
Механический детерминизм Т. Гоббса.
Развитие рационалистических идей в теории Г.Т. Лейбница.
Сенсуализм Д. Локка.
Ассоциативная психология в Англии XVIII в.
Французская эмпирическая психологическая мысль.
Психологические идеи в немецкой классической философии конца XVIII - первой половины XIX вв.
Естественнонаучные предпосылки становления психологии как самостоятельной науки.
Развитие ассоциативной психологии в XVIII - XIX вв.
Создание экспериментальной психофизиологии.
Психологическая школа В. Вундта.
Начало экспериментальных исследований психических процессов.
Возникновение дифференциальной психологии.
Структурализм Э. Титченера.
Русская психология XVIII - XIX вв.
Идеалистическая психология в России в XIX в.
Психологические идеи И.М. Сеченова.
Психологическая теория В. Джемса.
Развитие функционализма в начале XX в.
Описательная и понимающая психология. (В. Дильтей, Э. Шпранглер).
Основные положения о психике и историческом развитии сознания во французской социологической школе. ( Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, Ж. Пиаже).
Возникновение и развитие психоанализа в начале XX в.
Возникновение и развитие бихевиоризма в начале XX в.
Гештальтпсихология: предмет, области исследования, критический анализ.
Динамическая теория личности и группы К. Левина.
Необихевиоризм.
Индивидуальная психология А.Адлера.
Направления неофрейдизма. (К. Хорни, Г. Салливан, В. Райх).
Аналитическая психология К. Юнга.
Теория целостной личности Г. Олпорта.
Теория самоактуализации и пирамида потребностей А. Маслоу.
Теоретические и психотерапевтические концепции К. Роджерса, В. Франкла.
Когнитивная психология (У. Найсер).
Гуманистическая психология К. Роджерса, А. Маслоу, В. Франкла.
Отечественная психология в 20 - 30-е гг. XX в.
Культурно-историческая теория Л. С. Выготского.
Теория деятельности С. Л. Рубинштейна – А. Н. Леонтьева.
Российская психология в 50 – 80 годы XX века.
Российская психология на современном этапе развития.
- Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (мгпу)
- По специальности
- 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)»
- 050502 «Технология и предпринимательство»
- Раздел 1. Программа учебной дисциплины.
- Автор программы:
- 1.2 Рецензенты:
- Пояснительная записка
- Извлечение из гос впо
- Объем дисциплины и виды учебной работы
- Содержание дисциплины.
- Содержание разделов дисциплины.
- Тема 1. Предмет и задачи истории психологии
- Тема 2. Теоретико-методологические основания истории психологии.
- Тема 3. Зарождение психологии как науки
- Тема 4. Психологические воззрения в античную эпоху.
- Тема 5. Психология Средних веков.
- Тема 6. Психология Нового времени.
- Тема 7. Развитие психологии в эпоху Просвещения.
- Тема 8. Становление психологии как самостоятельной науки.
- Тема 9. Психологические теории и направления
- Тема 10. Основные психологические школы хіх в.
- Тема 11. Новые направления в психологии в хх в.
- Тема 12. Зарождение отечественной психологии
- Тема 13. Современное состояние психологической науки.
- Тема 14. Постановка и пути решения фундаментальных психологических проблем личности, деятельности, способностей, общения на разных этапах развития психолгии
- 1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
- Практическое занятие 1 Тема: Предмет и задачи истории психологии.
- Практическое занятие № 2 Тема: Теоретико-методологические основания истории психологии.
- Практическое занятие 3 Тема: Зарождение психологии как науки
- Практическое занятие № 4 Тема: Развитие психологических знаний в рамках учения о душе
- Практическое занятие № 5-6 Тема: Понимание феномена души в Средние века и Новое время.
- Практическое занятие 7 Тема: Психологические теории и направления
- Практическое занятие № 8 Тема: Развитие психологических знаний с середины хіх – второй половины хх вв.
- Практическое занятие 9 Тема: Постановка и пути решения фундаментальных психологических проблем личности, деятельности, способностей, общения на разных этапах развития психологии
- 1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
- 1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины.
- 1.10 Примерные зачетные тестовые задания.
- 1.10 Тесты по курсу «история психологии».
- 0. Теоретико-методологические основы истории психологии
- 1. Психологические воззрения в античную эпоху. А. Философия досократиков.
- Б. Материализм Демокрита.
- В. Философские системы Платона и Аристотеля.
- Г. Психологические взгляды стоиков и эпикурейцев.
- 2. Проблемы психологии в Средние века и эпоху Возрождения
- 3. Психология Нового времени (XVII в.).
- 4. Развитие психологии в эпоху Просвещения (хviii –хiх вв.)
- 5. Становление психологии как самостоятельной науки.
- 6. Основные психологические школы хх века.
- 7. Психология в России. А. Отечественная психология хviii в.
- Б. Русская психология хiх вв.
- 1.11 Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).
- 1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденных зав. Кафедрой до начала сессии).
- 1.13 Примерная тематика рефератов.
- Тема 1. Теоретико-методологические основания истории психологии.
- Тема 2. Психологические воззрения в античную эпоху.
- Тема 3. Психология Средних веков и Нового времени. Развитие психологии в эпоху Просвещения.
- Тема 4. Основные психологические школы хіх в. Новые направления в психологии в хх в.
- Тема 5. Зарождение отечественной психологии и современное состояние психологической науки
- Тематика контрольных работ
- Ects (Ектс)
- Раздел 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.
- Раздел 3. Содержательный компонент теоретического материала.
- Тема 1. Предмет и задачи истории психологии
- 2. Методологические основы истории психологии. Принципы историко-психологического анализа
- Тема 3. Зарождение психологии как науки
- Тема 4 Психологические воззрения в античную эпоху Основные положения материалистического учения о душе в античной психологии
- Идеалистическая психология античности
- Вклад античных врачей в развитие материалистических представлений о психике.
- Психологические идеи поздней античности
- Тема 5 Психология Средних веков Психологические учения Средневековья
- Психолого-философские проблемы в Средневековой Европе
- Тема 6 Психология Нового времени Основные направления психологии в Новое время
- Сенсуализм: ф. Бэкон, т. Гоббс, Дж. Локк.
- Тема 7 Развитие психологии в эпоху Просвещения.
- Становление психологии как самостоятельной науки.
- Возникновение экспериментальной психологии в германии
- В XIX веке
- Достижения ранней физиологии
- Тема 9 Психологические теории и направления
- Тема10 Основные психологические школы хіх в.
- Расхождения во взглядах Кюльпе и Вундта
- Научные исследования в вюрцбургской лаборатории
- Комментарии
- Экспериментальная психология
- "Отцом" экспериментальной психологии стали в дальнейшем называть Вундта
- Описательная психология
- Тема 11. Новые направления в психологии в хх в. Гештальтпсихология
- Психоанализ глубинная психология (психоанализ) и ее развитие в XX веке Общая характеристика глубинной психологии
- Теория Фрейда
- Аналитическая психология Юнга
- Индивидуальная психология Адлера
- Развитие психоанализа в 30-50-е годы
- Модификация глубинной психологии во второй половине XX века
- Гуманистическая, генетическая и когнитивная психология Общая характеристика гуманистической психологии
- Основные теории гуманистической психологии
- Первые теории гуманистической психологии
- Теория Маслоу
- Теоретические и психотерапевтические концепции Роджерса и Франкла
- Генетическая психология
- Когнитивная психология
- Общая характеристика бихевиоризма
- Тема 12 Зарождение отечественной психологии
- Тема 13 Современное состояние психологической науки.
- Тема 14 Постановка и пути решения фундаментальных психологических проблем личности, деятельности, способностей, общения на разных этапах развития психологии
- Раздел 4. Словарь терминов (глоссарий). Словарь терминов (глоссарий)
- Тема 1. Теоретико-методологические основания истории психологии
- Тема 2. Психологические воззрения в античную эпоху.
- Тема 3. Психология Средних веков и Нового времени. Развитие психологии в эпоху Просвещения.
- Тема 4. Основные психологические школы хіх в. Новые направления в психологии в хх в.
- Тема 5. Зарождение отечественной психологии и современное состояние психологической науки.
- Раздел 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации).
- Раздел 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.
- Раздел 7. Учебные занятия по дисциплине ведут: