logo
История психологии

Практическое занятие № 8 Тема: Развитие психологических знаний с середины хіх – второй половины хх вв.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Охарактеризуйте период выделения психологии в самостоятельную науку и этапы ее развития до периода открытого кризиса (60-е гг. ХIХ в. – 10-е гг. ХХ в.)?

2. В чем состоит историческая роль В. Вундта в развитии психологии?

3. Проанализируйте течения зарубежной психологии периода 10-е – 30-е гг. ХХ в.:

а) бихевиоризм;

б) гештальтпсихология;

в) психоанализ;

г) индивидуальная психология А. Адлера.

д) аналитическая психология К. Юнга.

е) описательная психология В. Дильтея.

3. В чем состоит специфика следующих направлений зарубежной психологической науки второй половины ХХ в.:

а) когнитивной психологии;

б) гуманистической психологии;

г) генетической психологии Ж. Пиаже.

Задание для самостоятельной работы:

1. Ждан А.Н. Общая характеристика состояния зарубежной психологии в период открытого кризиса / История психологии. ХХ век / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М., 2005. – С. 7 -22 (конспект).

2. Составить таблицу «Основные направления психологии ХІХ – ХХ вв.». См.: Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. - М, 2007. – С. 16 – 18, 282 – 399.

Название направления, период

Представители

Сущность учения,

Позитивный вклад

Недостатки

Литература:

Основная:

  1. Великие психологи / Сост.: Самыгин С.И., Столяренко Л.Д.- Ростов н/Д, 2000.

  2. Величковский, Б. М. Когнитивная наука и современная психология // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26, N 5. - С. 79-85.

  3. Ждан А.Н. История психологии. – М., 2007. – С. 313 – 392.

  4. Нестерова М.А. Дискуссии о психологии на рубеже ХIХ – ХХ вв. // Мир психологии. – 2001. - № 2. – С. 263 – 268.

  5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов-на-Дону, 1996. – с. 217-226, 246-259,273-290.

  6. Розин В. М. Становление психоанализа в творчестве Зигмунда Фрейда и Анны Фрейд // Философские науки. – 2006. - N 12. - С. 13-32.

  7. Сто великих психологов / Авт.-сост. В. Яровицкий. - М., 2004.

  8. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. – СПб., 1998.

  9. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии : теорет. проблемы развития психологической науки. - М., 1974.

Дополнительная:

  1. Вер Г. Карл Густав Юнг, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. - Челябинск, 1998.

  2. Вертгеймер М. О гештальттеории. // Хрестоматия по истории психологии. / Под ред. Гальперина П.Я. – МГУ, 1980.– с. 84-99.

  3. Вундт В. проблемы психологии народов. – Спб., 2001.

  4. Грюнбаум А. Критика психоанализа // Вопросы философии. - 2007. - N 3. - С. 105-129.

  5. Джемс У. Психология. – М., 1991.

  6. История зарубежной психологии, 30-е-60-е г. ХХ в. / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н. Ждан. - М., 1986.

  7. Куличенко Л.А., Становление и развитие английской характерологической школы. // Психологический журнал. – 2003. - Т. 24. N 3. - С. 94 - 99.

  8. Лэнгле А. Виктор Франкл – поверенный человечности : к 100-летию со дня рождения В. Франкла // Вопросы психологии. - 2005. - N 3. - С. 107 - 112.

  9. Миллер, Дж. А. Когнитивная революция с исторической точки зрения // Вопросы психологии. - 2005. - N 6. - С. 104-109.

  10. Михайлова, И. Г. Историко-психологические аспекты проблемы архетипа // Мир психологии. - N 3. - С. 177 - 185.

  11. Уотсон Д. Бихевиоризм // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. Гальперина П.Я. – МГУ, 1980.– с. 34-46.

  12. Фрейд З. О психоанализе. Пять лекций. // Хрестоматия по истории психологии. / Под ред. Гальперина П.Я. – МГУ, 1980.– с. 148-184.