Практическое занятие № 8 Тема: Развитие психологических знаний с середины хіх – второй половины хх вв.
Вопросы для коллективного обсуждения:
1. Охарактеризуйте период выделения психологии в самостоятельную науку и этапы ее развития до периода открытого кризиса (60-е гг. ХIХ в. – 10-е гг. ХХ в.)?
2. В чем состоит историческая роль В. Вундта в развитии психологии?
3. Проанализируйте течения зарубежной психологии периода 10-е – 30-е гг. ХХ в.:
а) бихевиоризм;
б) гештальтпсихология;
в) психоанализ;
г) индивидуальная психология А. Адлера.
д) аналитическая психология К. Юнга.
е) описательная психология В. Дильтея.
3. В чем состоит специфика следующих направлений зарубежной психологической науки второй половины ХХ в.:
а) когнитивной психологии;
б) гуманистической психологии;
г) генетической психологии Ж. Пиаже.
Задание для самостоятельной работы:
1. Ждан А.Н. Общая характеристика состояния зарубежной психологии в период открытого кризиса / История психологии. ХХ век / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М., 2005. – С. 7 -22 (конспект).
2. Составить таблицу «Основные направления психологии ХІХ – ХХ вв.». См.: Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. - М, 2007. – С. 16 – 18, 282 – 399.
Название направления, период | Представители | Сущность учения, | Позитивный вклад | Недостатки |
Литература:
Основная:
Великие психологи / Сост.: Самыгин С.И., Столяренко Л.Д.- Ростов н/Д, 2000.
Величковский, Б. М. Когнитивная наука и современная психология // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26, N 5. - С. 79-85.
Ждан А.Н. История психологии. – М., 2007. – С. 313 – 392.
Нестерова М.А. Дискуссии о психологии на рубеже ХIХ – ХХ вв. // Мир психологии. – 2001. - № 2. – С. 263 – 268.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов-на-Дону, 1996. – с. 217-226, 246-259,273-290.
Розин В. М. Становление психоанализа в творчестве Зигмунда Фрейда и Анны Фрейд // Философские науки. – 2006. - N 12. - С. 13-32.
Сто великих психологов / Авт.-сост. В. Яровицкий. - М., 2004.
Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. – СПб., 1998.
Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии : теорет. проблемы развития психологической науки. - М., 1974.
Дополнительная:
Вер Г. Карл Густав Юнг, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. - Челябинск, 1998.
Вертгеймер М. О гештальттеории. // Хрестоматия по истории психологии. / Под ред. Гальперина П.Я. – МГУ, 1980.– с. 84-99.
Вундт В. проблемы психологии народов. – Спб., 2001.
Грюнбаум А. Критика психоанализа // Вопросы философии. - 2007. - N 3. - С. 105-129.
Джемс У. Психология. – М., 1991.
История зарубежной психологии, 30-е-60-е г. ХХ в. / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н. Ждан. - М., 1986.
Куличенко Л.А., Становление и развитие английской характерологической школы. // Психологический журнал. – 2003. - Т. 24. N 3. - С. 94 - 99.
Лэнгле А. Виктор Франкл – поверенный человечности : к 100-летию со дня рождения В. Франкла // Вопросы психологии. - 2005. - N 3. - С. 107 - 112.
Миллер, Дж. А. Когнитивная революция с исторической точки зрения // Вопросы психологии. - 2005. - N 6. - С. 104-109.
Михайлова, И. Г. Историко-психологические аспекты проблемы архетипа // Мир психологии. - N 3. - С. 177 - 185.
Уотсон Д. Бихевиоризм // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. Гальперина П.Я. – МГУ, 1980.– с. 34-46.
Фрейд З. О психоанализе. Пять лекций. // Хрестоматия по истории психологии. / Под ред. Гальперина П.Я. – МГУ, 1980.– с. 148-184.
- Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (мгпу)
- По специальности
- 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)»
- 050502 «Технология и предпринимательство»
- Раздел 1. Программа учебной дисциплины.
- Автор программы:
- 1.2 Рецензенты:
- Пояснительная записка
- Извлечение из гос впо
- Объем дисциплины и виды учебной работы
- Содержание дисциплины.
- Содержание разделов дисциплины.
- Тема 1. Предмет и задачи истории психологии
- Тема 2. Теоретико-методологические основания истории психологии.
- Тема 3. Зарождение психологии как науки
- Тема 4. Психологические воззрения в античную эпоху.
- Тема 5. Психология Средних веков.
- Тема 6. Психология Нового времени.
- Тема 7. Развитие психологии в эпоху Просвещения.
- Тема 8. Становление психологии как самостоятельной науки.
- Тема 9. Психологические теории и направления
- Тема 10. Основные психологические школы хіх в.
- Тема 11. Новые направления в психологии в хх в.
- Тема 12. Зарождение отечественной психологии
- Тема 13. Современное состояние психологической науки.
- Тема 14. Постановка и пути решения фундаментальных психологических проблем личности, деятельности, способностей, общения на разных этапах развития психолгии
- 1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
- Практическое занятие 1 Тема: Предмет и задачи истории психологии.
- Практическое занятие № 2 Тема: Теоретико-методологические основания истории психологии.
- Практическое занятие 3 Тема: Зарождение психологии как науки
- Практическое занятие № 4 Тема: Развитие психологических знаний в рамках учения о душе
- Практическое занятие № 5-6 Тема: Понимание феномена души в Средние века и Новое время.
- Практическое занятие 7 Тема: Психологические теории и направления
- Практическое занятие № 8 Тема: Развитие психологических знаний с середины хіх – второй половины хх вв.
- Практическое занятие 9 Тема: Постановка и пути решения фундаментальных психологических проблем личности, деятельности, способностей, общения на разных этапах развития психологии
- 1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
- 1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины.
- 1.10 Примерные зачетные тестовые задания.
- 1.10 Тесты по курсу «история психологии».
- 0. Теоретико-методологические основы истории психологии
- 1. Психологические воззрения в античную эпоху. А. Философия досократиков.
- Б. Материализм Демокрита.
- В. Философские системы Платона и Аристотеля.
- Г. Психологические взгляды стоиков и эпикурейцев.
- 2. Проблемы психологии в Средние века и эпоху Возрождения
- 3. Психология Нового времени (XVII в.).
- 4. Развитие психологии в эпоху Просвещения (хviii –хiх вв.)
- 5. Становление психологии как самостоятельной науки.
- 6. Основные психологические школы хх века.
- 7. Психология в России. А. Отечественная психология хviii в.
- Б. Русская психология хiх вв.
- 1.11 Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).
- 1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденных зав. Кафедрой до начала сессии).
- 1.13 Примерная тематика рефератов.
- Тема 1. Теоретико-методологические основания истории психологии.
- Тема 2. Психологические воззрения в античную эпоху.
- Тема 3. Психология Средних веков и Нового времени. Развитие психологии в эпоху Просвещения.
- Тема 4. Основные психологические школы хіх в. Новые направления в психологии в хх в.
- Тема 5. Зарождение отечественной психологии и современное состояние психологической науки
- Тематика контрольных работ
- Ects (Ектс)
- Раздел 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.
- Раздел 3. Содержательный компонент теоретического материала.
- Тема 1. Предмет и задачи истории психологии
- 2. Методологические основы истории психологии. Принципы историко-психологического анализа
- Тема 3. Зарождение психологии как науки
- Тема 4 Психологические воззрения в античную эпоху Основные положения материалистического учения о душе в античной психологии
- Идеалистическая психология античности
- Вклад античных врачей в развитие материалистических представлений о психике.
- Психологические идеи поздней античности
- Тема 5 Психология Средних веков Психологические учения Средневековья
- Психолого-философские проблемы в Средневековой Европе
- Тема 6 Психология Нового времени Основные направления психологии в Новое время
- Сенсуализм: ф. Бэкон, т. Гоббс, Дж. Локк.
- Тема 7 Развитие психологии в эпоху Просвещения.
- Становление психологии как самостоятельной науки.
- Возникновение экспериментальной психологии в германии
- В XIX веке
- Достижения ранней физиологии
- Тема 9 Психологические теории и направления
- Тема10 Основные психологические школы хіх в.
- Расхождения во взглядах Кюльпе и Вундта
- Научные исследования в вюрцбургской лаборатории
- Комментарии
- Экспериментальная психология
- "Отцом" экспериментальной психологии стали в дальнейшем называть Вундта
- Описательная психология
- Тема 11. Новые направления в психологии в хх в. Гештальтпсихология
- Психоанализ глубинная психология (психоанализ) и ее развитие в XX веке Общая характеристика глубинной психологии
- Теория Фрейда
- Аналитическая психология Юнга
- Индивидуальная психология Адлера
- Развитие психоанализа в 30-50-е годы
- Модификация глубинной психологии во второй половине XX века
- Гуманистическая, генетическая и когнитивная психология Общая характеристика гуманистической психологии
- Основные теории гуманистической психологии
- Первые теории гуманистической психологии
- Теория Маслоу
- Теоретические и психотерапевтические концепции Роджерса и Франкла
- Генетическая психология
- Когнитивная психология
- Общая характеристика бихевиоризма
- Тема 12 Зарождение отечественной психологии
- Тема 13 Современное состояние психологической науки.
- Тема 14 Постановка и пути решения фундаментальных психологических проблем личности, деятельности, способностей, общения на разных этапах развития психологии
- Раздел 4. Словарь терминов (глоссарий). Словарь терминов (глоссарий)
- Тема 1. Теоретико-методологические основания истории психологии
- Тема 2. Психологические воззрения в античную эпоху.
- Тема 3. Психология Средних веков и Нового времени. Развитие психологии в эпоху Просвещения.
- Тема 4. Основные психологические школы хіх в. Новые направления в психологии в хх в.
- Тема 5. Зарождение отечественной психологии и современное состояние психологической науки.
- Раздел 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации).
- Раздел 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.
- Раздел 7. Учебные занятия по дисциплине ведут: