logo search
дипломка

2.2. Методы исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

  1. Анализ научной литературы.

  2. Наблюдение.

  3. Опросный метод (психолого-педагогическое тестирование).

  4. Методы математической статистики.

Анализ научной литературы использовался для изучения состояния интересующей нас проблемы. В ходе исследования был проанализирован ряд литературных источников, среди которых статьи в периодической печати, сборники научных статей, авторефераты, учебные пособия, монографии.

Была проанализирована проблема адаптации и социализации личности, сущность межличностных отношений индивидов, рассмотрены особенности педагогического общения и его влияния на развитие личности детей, понятие «групповая сплоченность». Проведен теоретический анализ влияния стиля педагогического общения на групповую сплоченность и адаптацию и социализацию личности.

Анализ литературных источников позволил:

- выявить основные предпосылки адаптации и социализации личности;

- выявить основные концептуальные подходы к понятию «межличностные отношения»;

Всего было изучено 62 источника.

Наблюдение использовалось для текущей визуальной оценки актуального состояния психологической атмосферы в классных коллективах, особенностей взаимодействия младших школьников с педагогом, членов группы между собой и влияние их на адаптацию и социализацию .

Опросный метод. Психолого-педагогическое тестирование использовалось с целью изучения стиля педагогического общения учителей начальных классов и особенностей межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста. Психого-педагогические методики составили диагностический блок исследования. Он включал:

Стиль педагогического общения учителей начальных классов определялся по методике В.Н.Симонова (Приложение 1), которая предполагала выбор учителем из всех утверждений наиболее значимых для него. Определялось, как учитель в целом воспринимается в большей степени: как автократ, как либерал или как демократ;

Изучение сплоченности класса позволило измерить следующие параметры:

1.опосредованность групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности;

2.ценностно-ориентационное единство;

3.психологический климат класса.

Определение опосредованности групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности происходило на основе списка качеств личности, включающего поровну деловые, моральные и эмоциональные качества, расположенные в случайном порядке (Приложение 2). Детям предлагалось выбрать из предложенного списка пять качеств, которые, по их мнению, наиболее важны для человека как члена коллектива. Вычислялся процент выборов, приходящихся на эмоциональные, деловые и моральные качества:

Км = [м/5N]*100% ;

Кд = [д/5N]*100% ;

Кэ = [э/5N]*100% .

М,Д,Э – число выборов по каждой группе качеств, N – число школьников в группе. Групповая сплоченность оценивалась как высокая (3,6 балла), средняя (2,6 балла), низкая (1,6 балла).

Определение ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ). Учащимся из этого списка качеств, предлагалось выбрать пять, которые, по их мнению, наиболее ценны для успешной совместной работы. Вычислялся коэффициент ЦОЕ (С) по формуле:

С = ((n-n1)/N)*100%, где n – количество выборов, приходящихся на пять самых популярных качеств; n1 – количество выборов, приходящихся на пять самых непопулярных качеств; N – обще число выборов, сделанных испытуемыми.

ЦОЕ определялось тремя уровнями: высокий (3,6 балла), средний (2,6 балла), низкий (1,6 балла).

Для изучения психологического климата учащимся были даны вопросы и пять вариантов ответов, из которых дети выбирали один ответ, наиболее сходный с их мнением. Вычислялся средний балл группы x = (а + б + в)/3*N, где а, б, в – балльные оценки по вопросам; N – число испытуемых. Психологический климат также определяется тремя уровнями: высокий, средний, низкий.

Описанные параметры позволили определить интегральную оценку групповой сплоченности и уровня развития коллектива. Для этого вычислялась сумма балов по всем трем параметрам:

И = К + С + Х.

Для проверки объективности данных о групповой сплоченности и уровне развития коллектива были использованы:

  1. социальной дистанции (СД),

  2. дружбы (Д),

  3. альтруизма (А),

  4. ответственности (О).

Анкета позволила решить две взаимосвязанные задачи: исследование сформированности социально-психологического климата, динамику адаптации и социализации школьников младших классов.

Методы математической статистики. Для математической обработки полученного цифрового материала были использованы общеупотребительные методы статистической обработки: вычисление среднего арифметического значения (х), нахождение процентного соотношения данных и ранговый коэффициент корреляции Спирмена (rs).