Лекция 10 Организация нервной системы
1. Нейрон.
2. Клетки глии.
3. Схема строения нервной системы.
4. Анатомическая организация нервной системы.
5. Спинной мозг и спинномозговые нервы. Внутреннее строение.
6. Продолговатый мозг. Внутреннее строение.
7. Задний мозг.
а) мост
б) мозжечок
8. Средний мозг.
9. Промежуточный мозг.
а) таламус
б) гипоталамус
10. Конечный мозг:
а) кора головного мозга
б) базальные ганглии.
Нервная система человека самая сложная. Она содержит 50 миллиардов нервных клеток, объединенных в невероятно сложную сеть. В мозгу находятся чувствительные центры, анализирующие изменения, которые происходят как во внешней, так и во внутренней среде. Он управляет всеми функциями организма, включая мышечные сокращения и секреторную активность желез.
Нейрон
Нейрон — это функциональная единица нервной системы, строение и функции которой приспособлены к передаче и интеграции информации. В каждом нейроне различают четыре различные области: тело, дендриты, аксон и аксонные окончания (терминали). Все эти области выполняют строго определенные функции. Центр процессов синтеза в нервной клетке — ее тело, или сома, — содержит ядро, рибосомы, эндоплазматический ретикулум и другие органеллы. Здесь синтезируются медиаторы, клеточные белки и другие важнейшие компоненты. Сома имеет первостепенное значение для существования и целости нейрона. При ее разрушении дегенерирует вся клетка, включая аксон с его терминалями и дендриты. Главная функция аксона состоит в проведении нервных импульсов к другим клеткам — нервным, мышечным или секреторным. Большинство аксонов представляет собой длинные нитевидные отростки, исходящие из сомы. До переключения на воспринимающие отростки других нейронов они проходят путь от нескольких миллиметров до нескольких метров. Ряд аксонов соединяет центральную нервную систему (головной и спинной мозг) с периферической. Аксоны чувствительных (сенсорных) нейронов передают информацию от расположенных на периферии рецепторов к центральной нервной системе (ЦНС). Аксоны двигательных (моторных) нейронов проводят нервные импульсы от ЦНС к мышцам туловища и конечностей. Другие аксоны соединяют ЦНС с рецепторами, мышечными и секреторными клетками внутренних органов.
Специфической функцией аксона является проведение нервных импульсов. Эти импульсы возникают в результате небольших изменений проницаемости мембраны аксона, приводящих к возникновению электрического потенциала; последний потенциал, подобно волне, пробегает по всей длине аксона — от сомы до окончаний.
Ближе к окончанию аксон ветвится и образует тонкую кисточку из конечных ветвей (аксонных терминалей, или окончаний). На конце каждая терминаль образует специализированный контакт, или синапс, с постсинаптической клеткой (нервной, мышечной или железистой). Подавляющее большинство синапсов ЦНС образовано окончаниями аксонов одних нейронов на дендритах других.
Специальная функция синапса заключается в передаче информации от клетки к клетке. Когда к окончанию аксона приходит нервный импульс, в этом окончании образуется небольшое количество особого химического вещества — нейромедиатора. Высвобождаясь из окончания, медиатор связывается с мембраной дендрита постсинаптического нейрона и изменяет ее проницаемость, что приводит к сдвигу ее электрического потенциала. Возникающий в результате этого синаптический потенциал может быть возбуждающим или тормозным. В первом случае он увеличивает вероятность генерации нервного импульса в постсинаптическом нейроне; тормозной же постсинаптический потенциал, напротив, этому препятствует.
Дендриты образуются в результате древовидного разветвления отростков нервной клетки, отходящих от ее тела; их специальная функция заключается в восприятии синаптических влияний. На дендритах типичной нервной клетки оканчиваются терминали аксонов сотен или тысяч нейронов. Эти терминали покрывают всю поверхность дендритов. В активном состоянии каждая терминаль высвобождает медиатор, вызывающий местное изменение проницаемости мембраны дендрита. В результате этого меняется электрический потенциал. Это изменение потенциала (синаптический потенциал) передается от дендритов к начальному сегменту аксона. Если синаптический потенциал возбуждающий, то частота генерации нервных импульсов возрастает, если же он тормозной — уменьшается.
Клетки глии
Хотя именно нервные клетки являются функциональными единицами, обрабатывающими информацию, на их долю приходится лишь 10% общего числа клеток в нервной системе. Большинство же здесь составляют глиальные клетки, заполняющие все пространство между нейронами. Существуют четыре основных разновидности глиальных клеток: астроциты, олигодендроциты и микроглия, находящиеся в головном и спинном мозгу, и гиванновские клетки, расположенные в периферических нервах. Многие клетки глии — олигодендроциты в ЦНС и гиванновские клетки периферических нервов — тесно связаны с длинными нервными путями, образованными пучками аксонов.
Многие крупные аксоны как бы заключены в футляр из мембранных выростов глиальных клеток, образующих миелиновую оболочку. Последняя изолирует мембрану аксона, что играет очень важную роль, так как способствует повышению скорости проведения нервного импульса. Другие глиальные клетки — астроциты — расположены между кровеносными сосудами и телами нейронов. Некоторые их отростки контактируют со стенкой капилляров. Эти периваскулярные отростки служат компонентом гематоэнцефалического барьера. Многие нейробиологи считают, что клетки глии регулируют транспорт питательных веществ от капилляров к нейронам. Предполагают, что между клетками глии и связанными с ними нейронами осуществляется обмен белками, нуклеиновыми кислотами и другими важными веществами. Ряд данных свидетельствует о том, что активность нейронов способна влиять на мембранный потенциал глиальных клеток путем увеличения концентрации К+ во внеклеточном пространстве.
Клетки микроглии — это клетки-мусорщики, или фагоциты мозга. Они входят в состав ретикулоэндотелиальной системы. Клетки микроглии редки в неповрежденном мозгу, в области же повреждений ткани мозга они всегда представлены в изобилии.
Схема строения нервной системы
Все нейроны можно разделить на 3 класса: чувствительные (сенсорные), вставочные и эффекторные. Чувствительные и эффекторные нейроны связывают структуры, расположенные на периферии (рецепторы, мышцы и железы), с ЦНС (головным и спинным мозгом). Чувствительные нейроны представляют собой афферентные пути, по которым импульсы передаются от рецепторов в ЦНС, а эфферентные нейроны проводят импульсы от ЦНС к эффекторам (мышцам и железам). К эффекторным нейронам относятся двигательные (моторные) нейроны, иннервирующие скелетные мышцы, и нейроны вегетативной нервной системы, осуществляющие центральную регуляцию мышц и желез внутренних органов.
Отростки вставочных нейронов не выходят за пределы ЦНС. Почти все нейроны ЦНС, за исключением сенсорных нейронов и эффекторных, являются вставочными. В центральной нервной системе вставочные нейроны образуют цепи, осуществляющие анализ входной сенсорной информации, хранение опыта в виде памяти и формирование соответствующих нервных команд.
Нервная система организована таким образом, что вставочные нейроны, выполняющие одинаковые функции, сгруппированы в виде так называемых ядер. В мозгу имеются сотни различных ядер, каждое из которых содержит тысячи нейронов, участвующих в интеграции тесно связанных между собой функций.
Наиболее сложна нервная организация коры. Все ее отделы — неокортеко, кора мозжечка и гиппокампа — состоят из нескольких слоев нейронов и их отростков. В большинстве областей кора образована чередующимися ядерными (содержащими тела клеток) и плексиформными (содержащими дендриты и синаптические окончания) слоями. Разные слои коры состоят из разных нейронов. Центростремительные пути к коре обычно оканчиваются в одном или двух плексиформных слоях; аксоны же, передающие сигналы из коры к другим отделам ЦНС, как правило, отходят от основания одного из ядерных слоев.
Анатомическая организация нервной системы
Нервная система подразделяется на две основные части: центральную и периферическую. Центральная нервная система состоит из нейронов, их отростков и глии, расположенных в головном и спинном мозгу. Периферическая нервная система, напротив, образована нейронами, отростками и глией, находящимися за пределами ЦНС. К ней относятся все нервные отростки, идущие в составе периферических нервов (черепно-мозговых, спинномозговых и вегетативных), а также расположенные на периферии скопления нервных клеток — чувствительные и вегетативные ганглии.
Анатомически ЦНС состоит из четырех отделов, образующихся у человека на третьей неделе внутриутробного развития. К ним относятся передний мозг (прозенцефалон), средний мозг (мезенцефалон), задний мозг (ромбенцефалон) и спинной мозг. На седьмой неделе эмбриогенеза происходит дальнейшее разделение переднего и заднего мозга, в результате чего образуются пять отделов, имеющихся и в зрелом мозгу: конечный мозг (теленцефалон), промежуточный мозг (диенцефалон), средний мозг (мезенцефалон), задний мозг (метенцефалон), и продолговатый мозг (миеленцефалон). Конечный мозг и промежуточный мозг являются производными переднего мозга, а задний мозг и продолговатый — ромбовидного (заднего). Внутри каждого из этих отделов находится пространство, заполненное жидкостью, или желудочек; всего таких желудочков четыре. Боковые (правый и левый) желудочки находятся внутри долей конечного мозга, третий желудочек локализуется в промежуточном мозге, а четвертый расположен между задним и продолговатым мозгом. Третий и четвертый желудочки сообщаются между собой посредством сильвиева водопровода, проходящего в виде канала в среднем мозгу.
- Оглавление:
- Введение
- Лекция 1 Общие вопросы физиологии поведения
- Лекция 2 Роль физиологических систем организма в регуляции поведения человека Общие принципы функционирования целого организма
- Системное квантование процессов жизнедеятельности
- Центры регуляции функций
- Лекция 3 Методы психофизиологических исследований
- Лекция 4 Управляющие и рабочие системы организма
- Управляющие и рабочие системы организма
- Лекция 5 Основы жизнедеятельности
- Клеточный метаболизм
- Минеральный обмен
- Обмен углеводов
- Обмен жиров
- Обмен белков
- Обмен энергии
- Законы термодинамики
- Первичная и вторичная теплота
- Основной обмен
- Закон поверхности тела Рубнера
- Расход энергии при физической нагрузке
- Лекция 6 Терморегуляция
- Терморегуляция
- Пойкилотермия
- Гетеротермия
- Системные механизмы регуляции температуры
- Температурные «ядро» и «оболочка»
- Ритмические изменения температуры
- Температурная схема тела
- Температура крови
- Рецепция результата Локализация и свойства терморецепторов
- Нервные центры
- Исполнительные механизмы
- Теплообразование
- Теплоотдача
- Регуляция теплоотдачи
- Потоотделение
- Локальная терморегуляция
- Гормональная терморегуляция
- Нейрогуморальная регуляция
- Условно-рефлекторная терморегуляция
- Терморегуляция при теплохолодовых процедурах
- Биологические функции воды
- Источники воды и пути выведения из организма
- Виды воды в организме
- Методы определения объема жидких фаз организма
- Электролитный состав жидких сред организма
- Функции системы крови
- Нервные центры
- Исполнительные механизмы
- Осмотическое давление
- Свертывание крови (гемостаз)
- Противосвертывающая система крови
- Реакция «самоторможения»
- Фибринолиз
- Трансцеллюлярные жидкости
- Лекция 8 Железы внутренней секреции
- Механизм действия гормонов
- Общие свойства гормонов
- Поджелудочная железа
- Надпочечники
- Щитовидная железа
- Околощитовидные железы
- Половые железы
- Вилочковая железа (тимус)
- Лекция 9 Гипоталамо-гипофизарная система. Эндокринная функция печени и почек
- Соматотропный гормон
- Гормоны задней доли гипофиза
- Активность гормонов задней доли гипофиза
- Окситоцин
- Эндокринная функция почек
- Печеночная и желчная секреция
- Лекция 10 Организация нервной системы
- Спинной мозг и спинномозговые нервы
- Внутреннее строение
- Продолговатый мозг
- Внутреннее строение
- Задний мозг
- Мозжечок
- Средний мозг
- Промежуточный мозг
- Гипоталамус
- Конечный мозг
- Кора головного мозга
- Лекция 11 Проведение возбуждения
- Проведение возбуждения по целому нерву
- Системная организация проводящих путей
- Лекция 12 Синаптическая передача
- Синаптическая передача
- Ультраструктура синапса
- Классификация синапсов
- Этапы и механизмы синаптической передачи
- Синтез медиатора
- Секреция медиатора
- Взаимодействие медиатора с рецепторами постсинаптической мембраны
- Инактивирование медиатора
- Электрическая теория передачи возбуждения
- Свойства синапсов
- Синаптическая передача в мозге
- Позвонки
- Спинной мозг
- Белое и серое вещество спинного мозга
- Серое вещество спинного мозга
- Центры внс
- Парасимпатический отдел
- Особенности строения симпатических и парасимпатических нервов
- Метасимпатическая часть вегетативной нервной системы
- Физиологические свойства симпатической нервной системы
- Физиологические свойства парасимпатической нервной системы
- Функциональный антагонизм симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы
- Лекция 15
- Пищеварительная система
- Чувствительные вегетативные пути
- Центры регуляции вегетативных функций
- Гипоталамус
- Температура тела
- Потребление пищи
- Передняя и задняя доли гипофиза
- Лимбическая система
- Поведенческие акты
- Лекция 16
- Обнаружение и различение сигналов Сенсорная рецепция
- Классификация рецепторов
- Сенсорные пороги Абсолютная чувствительность сенсорной системы
- Дифференциальная сенсорная чувствительность
- Передача и преобразование сигналов
- Кодирование информации
- Детектирование сигналов
- Опознавание образов
- Взаимодействие сенсорных систем
- Механизмы переработки информации в сенсорной системе
- Лекция 17 Общие свойства сенсорных систем Анатомия и физиология органов вкуса и обоняния
- Методы исследования сенсорных систем
- Вкусовая система
- Вкусовые ощущения
- Центральные вкусовые пути
- Обонятельная система
- Проводящие пути и центры висцеральной сенсорной системы
- Висцеральные ощущения и восприятие
- Основные количественные характеристики сенсорных систем человека
- Лекция 18 Анатомия и физиология кожи Общий покров
- Кожная рецепция
- Температурная рецепция
- Мышечная и суставная рецепция
- Лекция 19 Нейрофизиология боли
- Классификация боли
- Особые формы боли
- Причины возникновения боли
- Рецепторы и проводящие пути
- Афферентные ноцицептивные волокна
- Боль как системная интегративная реакция организма
- Нейрохимические механизмы болевого ощущения
- Поведенческие и вегетативные проявления боли
- Эндогенная антиноцицептивная система
- Эндогенные механизмы регуляции болевого ощущения. Эндорфины и энкефалины
- Нейротензины и другие пептиды
- Серотонинергическая регуляция болевого ощущения
- Психогенная регуляция болевого ощущения
- Лекция 20 Анатомия и физиология зрительной системы
- Строение глаза
- Зрачковый рефлекс
- Формирование изображения
- Аккомодация
- Острота зрения
- Аномалии рефракции
- Фоторецепция
- Палочки и колбочки
- Переработка информации нейронами сетчатки
- Центральные зрительные пути
- Зрительная кора
- Активность зрительной коры
- Наружное и среднее ухо
- Внутреннее ухо
- Кортиев орган
- Возбуждение рецепторов
- Различение высоты звука
- Центральные слуховые пути
- Вестибулярная система
- Маточка и мешочек
- Полукружные каналы
- Центральные вестибулярные пути
- Лекция 22 Управление движениями
- Общие сведения о нервно-мышечной системе
- Проприорецепция (глубокомышечное чувство)
- Центральные аппараты управления движениями
- Двигательные программы
- Координация движений
- Типы движений
- Выработка двигательных навыков
- Лекция 23
- Биологическое значение сна
- Объективные признаки сна
- Электроэнцефалографические показатели сна
- Соматовегетативные проявления сна
- Фазы сна и сновидения
- Фазы сна и психическая деятельность
- Теории сна
- Сенсорные механизмы сна
- Роль ствола мозга в механизмах сна
- Биологически активные вещества в механизмах сна
- Расстройства сна
- Лекция 24 Функциональные состояния
- Определение функционального состояния
- Роль и место функционального состояния в поведении
- Модулирующая система мозга
- Модулирующие нейроны
- Лекция 25 Психофизиология внимания
- Теории фильтра
- Проблема внимания в традиционной психофизиологии
- Проблема внимания в системной психофизиологии
- Лекция 26 Эмоции
- Общая характеристика эмоций
- Отрицательные и положительные эмоции
- Приспособительное значение эмоций
- Системные механизмы эмоций
- Физиологические основы эмоций
- Субстрат эмоций
- Теории эмоций
- Периферическая теория эмоций
- Интегративная (корково-подкорковая) теория эмоций
- «Застойные эмоции»
- Эмоции и обучение
- Эмоциональная основа обучения
- Медицинские аспекты эмоций
- Периферические компоненты эмоций
- Произвольные и непроизвольные периферические компоненты эмоций
- Обратные влияния периферических органов
- Отрицательные эмоции в генезе психосоматических заболеваний
- Механизмы «застойных эмоций»
- Конфликтная ситуация — ведущий фактор формирования «застойной отрицательной эмоции»
- Лекция 27 Адаптационный синдром
- Эмоциональный стресс
- Динамика эмоционального стресса
- Направленное повышение устойчивости к эмоциональному стрессу
- Профилактика последствий эмоциональных стрессов
- Воспитание эмоций
- Лекция 28 Мотивации
- Классификация мотиваций
- Общие свойства биологических мотиваций
- Теории мотиваций
- Механизмы формирования биологических мотиваций
- Трансформация внутренней потребности в мотивационное возбуждение
- Свойства мотивационных центров
- Отражение мотивации в электрической активности мозга
- Мотивация как особое состояние мозга
- Мотивации и эмоции
- Свойства мотивационного состояния
- Корково-подкорковая интеграция в структуре мотивационного возбуждения
- Пейсмекерная роль гипоталамических центров в структуре доминирующей мотивации
- Молекулярная интеграция мотивационного возбуждения
- Механизмы трансформации мотивации в целенаправленное поведение
- Мотивация и память
- Направляющий компонент доминирующей мотивации
- Мотивации и подкрепление
- Биологические мотивации в формировании личности
- Патологические мотивации
- Лекция 29 Общие принципы организации поведения
- Взаимодействие с внешним миром
- Функциональные системы гомеостаза и поведения
- Рефлекторный принцип организации поведения
- Условные рефлексы
- Правила выработки условных рефлексов
- Классификация условных рефлексов
- Закон силовых отношений
- Механизмы образования условного рефлекса
- Конвергентная теория условного рефлекса п.К.Анохина
- Ограничения рефлекторной теории поведения
- Системный принцип организации поведения
- Результат как ведущий фактор организации поведения
- Разновидности поведенческих результатов
- Результат как системообразующий фактор поведения
- Оценка результата поведения с помощью обратной афферентации
- Потребность и доминирующая мотивация как системоорганизующие факторы поведения
- Программирование поведения
- Саморегуляция поведения
- Квантование поведения
- Кванты поведения — единицы системной деятельности
- Общие постулаты системной организации поведения
- Принципиальные отличия от рефлекторной теории поведения
- Лекция 30 Психофизиология бессознательного
- Понятие бессознательного в психофизиологии
- Индикаторы осознаваемого и неосознаваемого восприятия
- Семантическое дифференцирование неосознаваемых стимулов
- Временные связи (ассоциации) на неосознаваемом уровне
- Функциональная асимметрия полушарий
- Обратные временные связи Роль обратных временных связей в нервном механизме «психологической защиты»
- Значение неосознаваемых стимулов обратной связи в когнитивной деятельности
- Роль бессознательного при некоторых формах патологии
- Лекция 31 Психофизиология сознания
- Основные концепции сознания
- «Светлое пятно»
- Повторный вход возбуждения и информационный синтез
- Мозговая основа ощущений
- Механизмы мышления Метод картирования внутрикоркового взаимодействия
- Сознание, общение, речь
- Функции сознания
- Три концепции — одно сознание
- Лекция 32 Психофизиология памяти
- Временная организация памяти
- Процессы, связанные с памятью
- Филогенетические уровни биологической памяти
- Градиент ретроградной амнезии
- Стадии фиксации памяти
- Основные положения теории консолидации энграммы
- Гипотеза одного следа и двух процессов
- Кратковременная и долговременная память
- Спонтанное восстановление памяти
- Восстановление энграммы действием второго электрошока
- Восстановление памяти методом напоминания
- Восстановление памяти методом ознакомления
- Ретроградная амнезия для реактивированных следов памяти
- Основные положения теории активной памяти
- Организация активной памяти
- Гипотеза о распределении энграммы
- Распределенность энграммы в опытах с локальными раздражениями мозга
- Распределенность энграммы по множеству элементов мозга
- Нейрофизиологические исследования распределенности энграммы
- Процедурная и декларативная память
- Дискретность мнемических процессов
- Константа Ливанова
- Объем и быстродействие памяти
- Диапазон ощущений
- Нейронные коды памяти
- Лекция 33 Психофизиология научения
- Механизмы научения
- Реактивное поведение
- Когнитивное научение -
- Психологические и биологические теории научения
- Подход к научению как процессу
- Представление о нейрофизиологических механизмах научения
- Специфика психофизиологического рассмотрения научения
- Системная психофизиология научения Проблема элементов индивидуального опыта
- Фиксация этапов обучения в виде элементов опыта
- Влияние истории научения на структуру опыта и организацию мозговой активности
- Связанные с событиями потенциалы мозга (ссп)
- Лекция 34 Системные механизмы поведения
- Механизмы врожденного поведения Инстинкты
- Системные компоненты инстинкта
- Особенности формирования инстинктивной деятельности
- Проявления инстинктивной деятельности
- Программирование инстинктивного поведения
- Факторы, определяющие программирование инстинктивной деятельности
- Общие закономерности формирования врожденных форм поведения
- Поведение в изменяющейся среде, приобретенное поведение.
- Онтогенез обучения
- Программирование приобретенного поведения на основе условных рефлексов
- Системные механизмы приобретенного поведения
- Динамические программы поведения
- Общие закономерности формирования приобретенного поведения
- Системогенез поведенческих актов
- Динамический стереотип
- Адаптивная роль поведения
- Торможение условно-рефлекторной деятельности
- Внешнее (безусловное) торможение
- Охранительное торможение
- Внутреннее (условное) торможение
- Лекция 35 Системная архитектоника поведенческих актов
- Афферентный синтез
- Предпусковая интеграция
- Пусковой стимул
- Нейрофизиологические механизмы афферентного синтеза
- Роль различных отделов головного мозга
- Значение стадии афферентного синтеза
- Принятие решения
- Акцептор результата действия
- Нейрофизиологические механизмы акцептора результата действия
- Эфферентный синтез
- Действие
- Оценка результатов действия
- Невозможность достижения потребного результата - конфликтная ситуация
- Рефлекторная дуга и системная архитектоника поведенческого акта
- Медицинские аспекты системной организации поведения
- Типы высшей нервной деятельности
- Экспериментальные неврозы
- Характеристика невротических состояний
- Сигнальные системы действительности
- Информационные свойства функциональных систем
- Лекция 36 Психическая деятельность человека
- Функциональные системы психической деятельности
- Архитектоника психической деятельности
- Афферентный синтез
- Мотивация и акцептор результатов действия
- Системные кванты психической деятельности
- Информационная основа системных квантов психической деятельности
- Мыслительная деятельность
- Узловые механизмы мыслительной деятельности
- Информационные эквиваленты мыслительной деятельности
- Эмоциональная основа психической деятельности
- Словесная основа мыслительной деятельности
- Морфофункциональные основы опознания зрительного объекта
- Динамика мыслительной деятельности
- Системогенез мыслительной деятельности
- Эндогенное и экзогенное построение мысли
- Саморегуляция мыслительной деятельности
- Творческая деятельность
- Программирование мыслительной деятельности
- Мотивация мыслительной деятельности
- Тема 1. Общие вопросы физиологии поведения
- Тема 2. Роль физиологических систем организма в регуляции поведения человека.
- Тема 3. Методы психофизиологических исследований.
- Тема 4. Управляющие и рабочие системы организма.
- Тема 5. Основы жизнедеятельности
- Тема 6. Терморегуляция
- Тема 7. Жидкие среды организма
- Тема 8. Железы внутренней секреции
- Тема 9. Гипоталамо-гипофизарная система
- Тема 10. Организация нервной системы.
- Тема 11. Проведение возбуждения
- Тема 12. Синаптическая передача.
- Тема 13. Строение позвоночника и спинного мозга
- Тема 14. Вегетативная нервная система
- Тема 15. Нервная регуляция функций внутренних органов
- Тема 16. Сенсорные системы
- Тема 17. Общие свойства сенсорных систем Вкус и обоняние
- Тема 18. Анатомия и физиология кожи
- Тема 19. Нейрофизиология боли
- Тема 20. Зрительная система
- Тема 21. Органы слуха и равновесия
- Тема 22. Управление движениями
- Тема 23. Сон
- Тема 24. Функциональные состояния
- Тема 25. Внимание
- Тема 26. Эмоции
- Тема 27. Адаптационный синдром
- Тема 28. Мотивации
- Тема 29. Общие принципы организации поведения
- Тема 30. Бессознательное
- Тема 31. Сознание
- Тема 32. Память
- Тема 33. Научение
- Тема 34. Системные механизмы поведения
- Тема 35. Системная архитектоника поведенческого акта
- Тема 36. Психическая деятельность человека
- Литература