Тема 4. Управляющие и рабочие системы организма.
Классификация нервных центров по регулируемой функции:
-Корковые.
-Подкорковые.
-Спинальные.
-Центры зрения, слуха, обоняния.
-Сосудодвигательный центр.
Классификация нервных центров по локализации в структурах нервной системы:
-Спинальные.
-Центры зрения.
-Сосудодвигательный центр.
-Центры слуха.
-Центры голода.
Классификация нервных центров по афферентному восприятию:
-Центры зрения, слуха, обоняния.
-Подкорковые.
-Спинальные.
-Сосудодвигательный центр.
-Корковые.
Центры нервной системы, формирующие мотивационные состояния:
-Центры голода, жажды, насыщения.
-Подкорковые.
-Спинальные.
-Центры зрения, слуха, обоняния.
-Сосудодвигательный центр.
Центры, формирующие целостные состояния организма:
-Центры глотания, чихания, дефекации, половой и др.
-Корковые.
-Подкорковые.
-Спинальные.
-Центры зрения, слуха, обоняния.
Реакция на растяжение мышцы, осуществляемая на уровне спинного мозга:
-Миотатический рефлекс.
-Сухожильные рефлексы.
-Защитные рефлексы спинного мозга.
-Позывы к мочеиспусканию и дефекации.
-Регуляция эйякуляции.
Рефлексы, защищающие мышцы от повреждения при сильных сокращениях:
-Миотатический рефлекс.
-Сухожильные рефлексы.
-Защитные рефлексы спинного мозга.
-Позывы к мочеиспусканию и дефекации.
-Регуляция эйякуляции.
При раздражении кожной поверхности повреждающими раздражителями возникают:
-Миотатический рефлекс.
-Сухожильные рефлексы.
-Защитные рефлексы спинного мозга.
-Позывы к мочеиспусканию и дефекации.
-Регуляция эйякуляции.
Реакция, обеспечивающая мгновенную мобилизацию всего организма к активной деятельности:
-Старт-реакция.
-Тоническая реакция.
-Реакция установки тела.
-Статокинетическая реакция.
-Статическая реакция.
Перераспределение тонуса различных мышечных групп - это:
-Старт-реакция.
-Тоническая реакция.
-Реакция установки тела.
-Статокинетическая реакция.
-Статическая реакция.
Совокупность тонических реакций, обеспечивающая сохранение равновесия человеческого тела:
-Старт-реакция.
-Тоническая реакция.
-Реакция установки тела.
-Сторожевая реакция.
-Панические состояния.
Спинной мозг не осуществляет следующие реакции:
-Сухожильные рефлексы.
-Речь.
-Защитные рефлексы спинного мозга.
-Позывы к мочеиспусканию и дефекации.
-Регуляция эйякуляции.
На уровне продолговатого мозга не осуществляется:
-Врожденные пищевые реакции (сосание, глотание, жевание).
-Чихание, кашель.
-Рвота.
-Слезоотделение.
-Гормональная регуляция.
Ретикулярная формация регулирует:
-Регулирует процессы сна и бодрствования.
-Врожденные пищевые реакции (Сосание, глотание, жевание).
-Чихание, кашель.
-Рвота.
-Слезоотделение.
Ретикулярная формация осуществляет:
-Генерализованное активирующее влияние на кору больших полушарий головного мозга.
- Обеспечивает системные процессы формирования целенаправленного поведения.
- принимает участие в выработке стратегии поведения, отражает структуру поведения, связанного с моментом выбора цели, механизмами внимания.
- Принимает участие в формировании личностных качеств и творческих процессов.
- обеспечивает функцию речи, действие правых конечностей, вербальное и логическое мышление.
Висцеральный мозг это:
-Гипоталамус и лимбические образования ЦНС.
-Большие полушария головного мозга.
-Кора головного мозга.
-Подкорковые образования головного мозга.
-Спинной мозг.
В формировании эмоционально окрашенных форм поведения, особенно врождённого характера принимает участие:
-Лимбическая система.
-Большие полушария головного мозга.
-Кора головного мозга.
-Подкорковые образования головного мозга.
-Спинной мозг.
При построении быстрых баллистических целенаправленных движений большое значение имеет:
-Мозжечок.
-Большие полушария головного мозга.
-Кора головного мозга.
-Подкорковые образования головного мозга.
-Спинной мозг.
Анализируют и осуществляют сложные формы врождённого поведения, участвуют в механизмах кратковременной памяти, в регуляции цикла бодрствование-сон:
-Базальные ядра.
-Большие полушария головного мозга.
-Кора головного мозга.
-Подкорковые образования головного мозга.
-Спинной мозг.
- Оглавление:
- Введение
- Лекция 1 Общие вопросы физиологии поведения
- Лекция 2 Роль физиологических систем организма в регуляции поведения человека Общие принципы функционирования целого организма
- Системное квантование процессов жизнедеятельности
- Центры регуляции функций
- Лекция 3 Методы психофизиологических исследований
- Лекция 4 Управляющие и рабочие системы организма
- Управляющие и рабочие системы организма
- Лекция 5 Основы жизнедеятельности
- Клеточный метаболизм
- Минеральный обмен
- Обмен углеводов
- Обмен жиров
- Обмен белков
- Обмен энергии
- Законы термодинамики
- Первичная и вторичная теплота
- Основной обмен
- Закон поверхности тела Рубнера
- Расход энергии при физической нагрузке
- Лекция 6 Терморегуляция
- Терморегуляция
- Пойкилотермия
- Гетеротермия
- Системные механизмы регуляции температуры
- Температурные «ядро» и «оболочка»
- Ритмические изменения температуры
- Температурная схема тела
- Температура крови
- Рецепция результата Локализация и свойства терморецепторов
- Нервные центры
- Исполнительные механизмы
- Теплообразование
- Теплоотдача
- Регуляция теплоотдачи
- Потоотделение
- Локальная терморегуляция
- Гормональная терморегуляция
- Нейрогуморальная регуляция
- Условно-рефлекторная терморегуляция
- Терморегуляция при теплохолодовых процедурах
- Биологические функции воды
- Источники воды и пути выведения из организма
- Виды воды в организме
- Методы определения объема жидких фаз организма
- Электролитный состав жидких сред организма
- Функции системы крови
- Нервные центры
- Исполнительные механизмы
- Осмотическое давление
- Свертывание крови (гемостаз)
- Противосвертывающая система крови
- Реакция «самоторможения»
- Фибринолиз
- Трансцеллюлярные жидкости
- Лекция 8 Железы внутренней секреции
- Механизм действия гормонов
- Общие свойства гормонов
- Поджелудочная железа
- Надпочечники
- Щитовидная железа
- Околощитовидные железы
- Половые железы
- Вилочковая железа (тимус)
- Лекция 9 Гипоталамо-гипофизарная система. Эндокринная функция печени и почек
- Соматотропный гормон
- Гормоны задней доли гипофиза
- Активность гормонов задней доли гипофиза
- Окситоцин
- Эндокринная функция почек
- Печеночная и желчная секреция
- Лекция 10 Организация нервной системы
- Спинной мозг и спинномозговые нервы
- Внутреннее строение
- Продолговатый мозг
- Внутреннее строение
- Задний мозг
- Мозжечок
- Средний мозг
- Промежуточный мозг
- Гипоталамус
- Конечный мозг
- Кора головного мозга
- Лекция 11 Проведение возбуждения
- Проведение возбуждения по целому нерву
- Системная организация проводящих путей
- Лекция 12 Синаптическая передача
- Синаптическая передача
- Ультраструктура синапса
- Классификация синапсов
- Этапы и механизмы синаптической передачи
- Синтез медиатора
- Секреция медиатора
- Взаимодействие медиатора с рецепторами постсинаптической мембраны
- Инактивирование медиатора
- Электрическая теория передачи возбуждения
- Свойства синапсов
- Синаптическая передача в мозге
- Позвонки
- Спинной мозг
- Белое и серое вещество спинного мозга
- Серое вещество спинного мозга
- Центры внс
- Парасимпатический отдел
- Особенности строения симпатических и парасимпатических нервов
- Метасимпатическая часть вегетативной нервной системы
- Физиологические свойства симпатической нервной системы
- Физиологические свойства парасимпатической нервной системы
- Функциональный антагонизм симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы
- Лекция 15
- Пищеварительная система
- Чувствительные вегетативные пути
- Центры регуляции вегетативных функций
- Гипоталамус
- Температура тела
- Потребление пищи
- Передняя и задняя доли гипофиза
- Лимбическая система
- Поведенческие акты
- Лекция 16
- Обнаружение и различение сигналов Сенсорная рецепция
- Классификация рецепторов
- Сенсорные пороги Абсолютная чувствительность сенсорной системы
- Дифференциальная сенсорная чувствительность
- Передача и преобразование сигналов
- Кодирование информации
- Детектирование сигналов
- Опознавание образов
- Взаимодействие сенсорных систем
- Механизмы переработки информации в сенсорной системе
- Лекция 17 Общие свойства сенсорных систем Анатомия и физиология органов вкуса и обоняния
- Методы исследования сенсорных систем
- Вкусовая система
- Вкусовые ощущения
- Центральные вкусовые пути
- Обонятельная система
- Проводящие пути и центры висцеральной сенсорной системы
- Висцеральные ощущения и восприятие
- Основные количественные характеристики сенсорных систем человека
- Лекция 18 Анатомия и физиология кожи Общий покров
- Кожная рецепция
- Температурная рецепция
- Мышечная и суставная рецепция
- Лекция 19 Нейрофизиология боли
- Классификация боли
- Особые формы боли
- Причины возникновения боли
- Рецепторы и проводящие пути
- Афферентные ноцицептивные волокна
- Боль как системная интегративная реакция организма
- Нейрохимические механизмы болевого ощущения
- Поведенческие и вегетативные проявления боли
- Эндогенная антиноцицептивная система
- Эндогенные механизмы регуляции болевого ощущения. Эндорфины и энкефалины
- Нейротензины и другие пептиды
- Серотонинергическая регуляция болевого ощущения
- Психогенная регуляция болевого ощущения
- Лекция 20 Анатомия и физиология зрительной системы
- Строение глаза
- Зрачковый рефлекс
- Формирование изображения
- Аккомодация
- Острота зрения
- Аномалии рефракции
- Фоторецепция
- Палочки и колбочки
- Переработка информации нейронами сетчатки
- Центральные зрительные пути
- Зрительная кора
- Активность зрительной коры
- Наружное и среднее ухо
- Внутреннее ухо
- Кортиев орган
- Возбуждение рецепторов
- Различение высоты звука
- Центральные слуховые пути
- Вестибулярная система
- Маточка и мешочек
- Полукружные каналы
- Центральные вестибулярные пути
- Лекция 22 Управление движениями
- Общие сведения о нервно-мышечной системе
- Проприорецепция (глубокомышечное чувство)
- Центральные аппараты управления движениями
- Двигательные программы
- Координация движений
- Типы движений
- Выработка двигательных навыков
- Лекция 23
- Биологическое значение сна
- Объективные признаки сна
- Электроэнцефалографические показатели сна
- Соматовегетативные проявления сна
- Фазы сна и сновидения
- Фазы сна и психическая деятельность
- Теории сна
- Сенсорные механизмы сна
- Роль ствола мозга в механизмах сна
- Биологически активные вещества в механизмах сна
- Расстройства сна
- Лекция 24 Функциональные состояния
- Определение функционального состояния
- Роль и место функционального состояния в поведении
- Модулирующая система мозга
- Модулирующие нейроны
- Лекция 25 Психофизиология внимания
- Теории фильтра
- Проблема внимания в традиционной психофизиологии
- Проблема внимания в системной психофизиологии
- Лекция 26 Эмоции
- Общая характеристика эмоций
- Отрицательные и положительные эмоции
- Приспособительное значение эмоций
- Системные механизмы эмоций
- Физиологические основы эмоций
- Субстрат эмоций
- Теории эмоций
- Периферическая теория эмоций
- Интегративная (корково-подкорковая) теория эмоций
- «Застойные эмоции»
- Эмоции и обучение
- Эмоциональная основа обучения
- Медицинские аспекты эмоций
- Периферические компоненты эмоций
- Произвольные и непроизвольные периферические компоненты эмоций
- Обратные влияния периферических органов
- Отрицательные эмоции в генезе психосоматических заболеваний
- Механизмы «застойных эмоций»
- Конфликтная ситуация — ведущий фактор формирования «застойной отрицательной эмоции»
- Лекция 27 Адаптационный синдром
- Эмоциональный стресс
- Динамика эмоционального стресса
- Направленное повышение устойчивости к эмоциональному стрессу
- Профилактика последствий эмоциональных стрессов
- Воспитание эмоций
- Лекция 28 Мотивации
- Классификация мотиваций
- Общие свойства биологических мотиваций
- Теории мотиваций
- Механизмы формирования биологических мотиваций
- Трансформация внутренней потребности в мотивационное возбуждение
- Свойства мотивационных центров
- Отражение мотивации в электрической активности мозга
- Мотивация как особое состояние мозга
- Мотивации и эмоции
- Свойства мотивационного состояния
- Корково-подкорковая интеграция в структуре мотивационного возбуждения
- Пейсмекерная роль гипоталамических центров в структуре доминирующей мотивации
- Молекулярная интеграция мотивационного возбуждения
- Механизмы трансформации мотивации в целенаправленное поведение
- Мотивация и память
- Направляющий компонент доминирующей мотивации
- Мотивации и подкрепление
- Биологические мотивации в формировании личности
- Патологические мотивации
- Лекция 29 Общие принципы организации поведения
- Взаимодействие с внешним миром
- Функциональные системы гомеостаза и поведения
- Рефлекторный принцип организации поведения
- Условные рефлексы
- Правила выработки условных рефлексов
- Классификация условных рефлексов
- Закон силовых отношений
- Механизмы образования условного рефлекса
- Конвергентная теория условного рефлекса п.К.Анохина
- Ограничения рефлекторной теории поведения
- Системный принцип организации поведения
- Результат как ведущий фактор организации поведения
- Разновидности поведенческих результатов
- Результат как системообразующий фактор поведения
- Оценка результата поведения с помощью обратной афферентации
- Потребность и доминирующая мотивация как системоорганизующие факторы поведения
- Программирование поведения
- Саморегуляция поведения
- Квантование поведения
- Кванты поведения — единицы системной деятельности
- Общие постулаты системной организации поведения
- Принципиальные отличия от рефлекторной теории поведения
- Лекция 30 Психофизиология бессознательного
- Понятие бессознательного в психофизиологии
- Индикаторы осознаваемого и неосознаваемого восприятия
- Семантическое дифференцирование неосознаваемых стимулов
- Временные связи (ассоциации) на неосознаваемом уровне
- Функциональная асимметрия полушарий
- Обратные временные связи Роль обратных временных связей в нервном механизме «психологической защиты»
- Значение неосознаваемых стимулов обратной связи в когнитивной деятельности
- Роль бессознательного при некоторых формах патологии
- Лекция 31 Психофизиология сознания
- Основные концепции сознания
- «Светлое пятно»
- Повторный вход возбуждения и информационный синтез
- Мозговая основа ощущений
- Механизмы мышления Метод картирования внутрикоркового взаимодействия
- Сознание, общение, речь
- Функции сознания
- Три концепции — одно сознание
- Лекция 32 Психофизиология памяти
- Временная организация памяти
- Процессы, связанные с памятью
- Филогенетические уровни биологической памяти
- Градиент ретроградной амнезии
- Стадии фиксации памяти
- Основные положения теории консолидации энграммы
- Гипотеза одного следа и двух процессов
- Кратковременная и долговременная память
- Спонтанное восстановление памяти
- Восстановление энграммы действием второго электрошока
- Восстановление памяти методом напоминания
- Восстановление памяти методом ознакомления
- Ретроградная амнезия для реактивированных следов памяти
- Основные положения теории активной памяти
- Организация активной памяти
- Гипотеза о распределении энграммы
- Распределенность энграммы в опытах с локальными раздражениями мозга
- Распределенность энграммы по множеству элементов мозга
- Нейрофизиологические исследования распределенности энграммы
- Процедурная и декларативная память
- Дискретность мнемических процессов
- Константа Ливанова
- Объем и быстродействие памяти
- Диапазон ощущений
- Нейронные коды памяти
- Лекция 33 Психофизиология научения
- Механизмы научения
- Реактивное поведение
- Когнитивное научение -
- Психологические и биологические теории научения
- Подход к научению как процессу
- Представление о нейрофизиологических механизмах научения
- Специфика психофизиологического рассмотрения научения
- Системная психофизиология научения Проблема элементов индивидуального опыта
- Фиксация этапов обучения в виде элементов опыта
- Влияние истории научения на структуру опыта и организацию мозговой активности
- Связанные с событиями потенциалы мозга (ссп)
- Лекция 34 Системные механизмы поведения
- Механизмы врожденного поведения Инстинкты
- Системные компоненты инстинкта
- Особенности формирования инстинктивной деятельности
- Проявления инстинктивной деятельности
- Программирование инстинктивного поведения
- Факторы, определяющие программирование инстинктивной деятельности
- Общие закономерности формирования врожденных форм поведения
- Поведение в изменяющейся среде, приобретенное поведение.
- Онтогенез обучения
- Программирование приобретенного поведения на основе условных рефлексов
- Системные механизмы приобретенного поведения
- Динамические программы поведения
- Общие закономерности формирования приобретенного поведения
- Системогенез поведенческих актов
- Динамический стереотип
- Адаптивная роль поведения
- Торможение условно-рефлекторной деятельности
- Внешнее (безусловное) торможение
- Охранительное торможение
- Внутреннее (условное) торможение
- Лекция 35 Системная архитектоника поведенческих актов
- Афферентный синтез
- Предпусковая интеграция
- Пусковой стимул
- Нейрофизиологические механизмы афферентного синтеза
- Роль различных отделов головного мозга
- Значение стадии афферентного синтеза
- Принятие решения
- Акцептор результата действия
- Нейрофизиологические механизмы акцептора результата действия
- Эфферентный синтез
- Действие
- Оценка результатов действия
- Невозможность достижения потребного результата - конфликтная ситуация
- Рефлекторная дуга и системная архитектоника поведенческого акта
- Медицинские аспекты системной организации поведения
- Типы высшей нервной деятельности
- Экспериментальные неврозы
- Характеристика невротических состояний
- Сигнальные системы действительности
- Информационные свойства функциональных систем
- Лекция 36 Психическая деятельность человека
- Функциональные системы психической деятельности
- Архитектоника психической деятельности
- Афферентный синтез
- Мотивация и акцептор результатов действия
- Системные кванты психической деятельности
- Информационная основа системных квантов психической деятельности
- Мыслительная деятельность
- Узловые механизмы мыслительной деятельности
- Информационные эквиваленты мыслительной деятельности
- Эмоциональная основа психической деятельности
- Словесная основа мыслительной деятельности
- Морфофункциональные основы опознания зрительного объекта
- Динамика мыслительной деятельности
- Системогенез мыслительной деятельности
- Эндогенное и экзогенное построение мысли
- Саморегуляция мыслительной деятельности
- Творческая деятельность
- Программирование мыслительной деятельности
- Мотивация мыслительной деятельности
- Тема 1. Общие вопросы физиологии поведения
- Тема 2. Роль физиологических систем организма в регуляции поведения человека.
- Тема 3. Методы психофизиологических исследований.
- Тема 4. Управляющие и рабочие системы организма.
- Тема 5. Основы жизнедеятельности
- Тема 6. Терморегуляция
- Тема 7. Жидкие среды организма
- Тема 8. Железы внутренней секреции
- Тема 9. Гипоталамо-гипофизарная система
- Тема 10. Организация нервной системы.
- Тема 11. Проведение возбуждения
- Тема 12. Синаптическая передача.
- Тема 13. Строение позвоночника и спинного мозга
- Тема 14. Вегетативная нервная система
- Тема 15. Нервная регуляция функций внутренних органов
- Тема 16. Сенсорные системы
- Тема 17. Общие свойства сенсорных систем Вкус и обоняние
- Тема 18. Анатомия и физиология кожи
- Тема 19. Нейрофизиология боли
- Тема 20. Зрительная система
- Тема 21. Органы слуха и равновесия
- Тема 22. Управление движениями
- Тема 23. Сон
- Тема 24. Функциональные состояния
- Тема 25. Внимание
- Тема 26. Эмоции
- Тема 27. Адаптационный синдром
- Тема 28. Мотивации
- Тема 29. Общие принципы организации поведения
- Тема 30. Бессознательное
- Тема 31. Сознание
- Тема 32. Память
- Тема 33. Научение
- Тема 34. Системные механизмы поведения
- Тема 35. Системная архитектоника поведенческого акта
- Тема 36. Психическая деятельность человека
- Литература