logo search
История психологии

Б. Русская психология хiх вв.

9. Новое понимание психического акта предложил русский физиолог И.М. Сеченов (1829 – 1905). Он:

а) отождествлял психический акт с рефлекторным;

б) указывал только на сходство механизмов рефлекторного и психического актов.

10. Новым важным моментом в учении Сеченова явилось открытие им:

а) рефлекторного акта;

б) механизма торможения рефлексов.

11. По теории Сеченова двигательные операции, посредством которых человек воспроизводит анализ и синтез воспринимаемых сигналов, не исчезают. Торможение переводит их во внутренний план, который есть:

а) интериоризация;

б) интерпретация.

12. Смысл учения физиолога И.П. Павлова (1859 – 1936) заключается в следующем: рефлекс есть реакция, позволяющая индивиду адаптироваться и выжить в окружающем мире. Эта реакция:

а) врожденна, стереотипна, имеет жестко зафиксированную форму и программу действий;

б) обусловлена внешними и внутренними условиями окружающей среды, поэтому имеет разные формы и программы реагирования.

13. Какая работа не принадлежит отечественному ученому В.М. Бехтереву (1857 – 1927):

а) «Лекции о работе больших полушарий головного мозга»;

б) «Объективная психология».

14. П.П. Блонский (1884 – 1941) – выдающийся русский психолог – полагал психологию как:

а) науку о поведении;

б) науку о душе или явлениях сознания.

15. Особое внимание Блонский уделял изучению:

а) памяти и мышлению;

б) сознанию и речи.

16. Принципиальное нововведение, отличающее психологическую теорию Л.С. Выготского (1896 – 1934) от других психологических доктрин, заключается в том, что ученый ввел в структуру психической функции особые регуляторы, созданные культурой:

а) символ, сигнал;

б) речевой знак.

17. Слово – психологическое орудие, посредством которого человек, по мнению Выготского, строит своё:

а) сознание;

б) поведение.

18. Расхождение между уровнем задач, которые ребенок может решить самостоятельно или под руководством взрослого, Выготский определил как:

а) зона актуального развития;

б) зона ближайшего развития.

19. Педология – это:

а) комплексное изучение ребенка, охватывающее все аспекты его развития, не только психологические, физиологические, но и антропологические, генетические, физиологические и др.;

б) совокупность представлений, норм, знаний, умений и техник, накопленных в культуре относительно взаимодействия ребенка и взрослого.

20. Тезис о том, что все, что совершается в психической сфере человека, укоренено в его деятельности, первым высказал:

а) С.Л. Рубинштейн;

б) А.Н. Леонтьев.

21. Сформулированный С.Л. Рубинштейном (1889 – 1960) принцип единства сознания и деятельности подтверждает мысль ученого о том, что:

а) психология изучает поведение и деятельность в целом;

б) психология изучает психику посредством деятельности и ее результатов.

22. Основной характеристикой деятельности по теории А.Н. Леонтьева (1903 – 1979) является:

а) мотивация, деятельность определяется мотивом, подчиняется мотиву;

б) предметом, деятельность определяется предметом, уподобляется ему.

23. Психика рассматривается Леонтьевым как:

а) процессы субъективного отражения объективного мира, порождаемые материальной практической деятельностью.

б) способность организма к отражению внешней и внутренней среды.

24. Русский психолог советского периода П.Я. Гальперин (1902 – 1988) создал одну из общепсихологических концепций:

а) теорию системной динамической локализации высших психических функций;

б) учение о поэтапном формировании умственных действий и понятий.

25. Разработкой проблемы интеграции и дифференциации психологического знания в другие научные области занимался:

а) Б.Г. Ананьев;

б) Б.М. Теплов.