logo search
УМП_этнопсихология

6.2. Краткое содержание лекции Концепция этнического самосознания а. А. Налчаджана

Этническая Я-концепция рассматривается на нескольких уровнях, которые связаны между собой различными связями. Выделяются следующие уровни рассмотрения этнической Я-концепции:

На личностном уровне этническая Я-концепция имеет следующие особенности проявления:

  1. выступает как система этнических представлений отдельного человека, и этот образ связан с определенным представлением человека об этносе;

  2. является частью общей, личной Я-концепции индивида и распределена и присутствует в ее различных Я-образах;

  3. включает в себя множество представлений и чувств, объединенных в различные группы, среди которых можно выделить следующие:

На уровне всего этноса этническая Я-концепция имеет следующие особенности проявления:

  1. Выступает как общий этнический Я-образ, так называемая Мы-концепция, под которой понимается система коллективных представлений большинства представителей данного этноса о самих себе: о своем происхождении, особенностях культуры, психики и т. п.;

  2. является своеобразной этнической идеологией, состоящей из трех групп представлений:

  1. является отражением комплекса этнопсихологических черт и культуры данного этноса: этнического темперамента, характера, истории, традиций, искусства, литературы, происхождения, достижений и поэтому может быть адекватной или неадекватной, т.е. отражать как реальные характеристики этноса, так и выдуманные или не вполне соответствующие действительности;

  2. локализуется в сознании людей-этнофоров, т.е. типичных представителей данного этноса, служащих примером для окружающих, в культурных памятниках, а также в ритуалах и традициях;

  3. возникает в результате психической деятельности отдельных людей и этнических групп и их взаимодействия между собой, т.е. самосознание этноса является результатом его индивидуального и группового творчества;

  4. проявляется на уровне индивидуального и группового поведения и личной Я-концепции, в этническом «Я» отдельного индивида;

  5. может функционировать и на уровне малых и средних социально-этнических групп, например на уровне семьи;

  6. выступает как система динамических представлений и оценок, функционирующая в памяти людей и регулирующая их поведение.