logo
УМП_этнопсихология

Семинарское занятие 3. «Национальный характер: миф или реальность?»

Ролевая игра «Этнопсихологическая дискуссия»

Цель: Актуализировать познавательный процесс, проверить уровень освоения студентами материала и подключить эмоциональное восприятие студентов к изучаемой проблематике.

Инструкция: студенты заранее разделяются на подгруппы и готовятся к занятию. Одна из подгрупп должна предоставить доказательства правомерности использования категории «национальный характер», вторая должна предоставить контраргументы. Подгруппу представляет лидер: он аргументирует концепцию и организует защиту ее своими товарищами в дискуссии с участниками, отстаивающими другие концепции. Игровая ситуация позволяет развивать вариативность поведения, осваивать культуру дискуссии, обнаруживать участникам пробелы в освоении знаний, а также развивает способность проблематизировать познавательную ситуацию.

Вопросы для обсуждения:

  1. Национальный характер: миф или реальность?

  2. Правомерно ли использование категории «национальный характер»?

Семинарское занятие 4. «Этноцентризм»

План занятия:

  1. Структура этноцентрической идеологии (доклад).

  2. Этническая идентификация и этноцентризм (доклад).

  3. Отрицательная идентификация (доклад).

  4. Этноцентризм как защитно-адаптивный комплекс (доклад).

  5. Пути преодоления этноцентризма (доклад).

Семинарское занятие 5. «Маргинальный статус и

адаптивные реакции»

План занятия:

  1. Маргинальный статус (доклад).

  2. Стратегии разрешения конфликтов (доклад).

  3. Маргинальный статус и невротизм (доклад).

  4. Маргинальный статус и лидерство (доклад).

  5. Проблема психологии предательства (доклад).

Семинарское занятие 6. «Этнические конфликты – причины

возникновения и способы урегулирования»

План занятия:

  1. Определение и классификация этнических конфликтов (доклад).

  2. Сущность, предпосылки возникновения и виды этнических конфликтов (доклад).

  3. Содержание и протекание этнических конфликтов (доклад).

  4. Способы урегулирования этнических конфликтов (доклад).

  5. Терроризм и религиозный экстремизм как факторы возникновения межэтнических противоречий (доклад).

  1. Темы докладов и рефератов

  1. Проблемы этничности и нации в контексте глобализации и построения информационного общества.

  2. Проблемная область этнопсихологии.

  3. Предмет и структура этнической психологии.

  4. Этнопсихология как междисциплинарная область знаний.

  5. Соотношение этнопсихологии с другими научными дисциплинами.

  6. Характеристика основных форм этноса в рамках традиционной отечественной историко-стадиальной типологии этноса.

  7. Роль пространства и климата в этногенезе.

  8. Этнос и культура как объекты психологического изучения.

  9. Психологические предпосылки целостности нации.

  10. Этнические процессы. Теория самоорганизации.

  11. Основные концепции этносов.

  12. Концепции этногенеза Л.Н. Гумилева.

  13. Понятие этноса и представление о суггестии у Б.Ф. Поршнева.

  14. Этнопсихологические представления в донаучный период развития психологии.

  15. Развитие зарубежной этнопсихологии в 19 веке.

  16. Развитие зарубежной этнопсихологии в 20 веке.

  17. Развитие отечественной этнопсихологии в 19 веке.

  18. Развитие отечественной этнопсихологии в 20 веке.

  19. Гуманитарная психология К.Д. Кавелина и естественнонаучная психология И.М. Сеченова.

  20. Г.Г. Шпет о предмете этнической психологии

  21. Российская культурно-историческая школа: Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев.

  22. Теоретические подходы к изучению и объяснению этнического своеобразия психической деятельности.

  23. Регулятивная функция культуры.

  24. Изучение ценностей как путь к познанию культуры.

  25. Защитные механизмы этнической культуры.

  26. Этническая картина мира.

  27. Культурная тема этноса.

  28. Структура этноса с точки зрения распределения его основной темы.

  29. Понимание этнической культуры как адаптации.

  30. Кризис экстенсивной русской культуры.

  31. Православные и протестантские культуры.

  32. Культурные символы и архетипы сознания.

  33. Психологические механизмы и основные закономерности проявления и развития этнического самосознания.

  34. Этническое самосознание как субъективированная в индивидуальном или в групповом сознании форма проявления этничности.

  35. Этничность: базовые подходы в теоретическом толковании.

  36. Национальная идея как основа национального самосознания. Ее социально-историческая динамика на примере российского общества.

  37. Индивидуально-личностная и групповая формы функционирования этнического самосознания: общее и специфическое.

  38. Рефлексивный и нерефлексивный уровни проявления этнического самосознания.

  39. Национальное самосознание и менталитет (К. Леви-Брюль).

  40. Мифологический характер этнической идентификации.

  41. Национальное самосознание и национализм в России.

  42. Этническое самосознание и идентификация – механизмы этногенеза.

  43. Влияние культуры на развитие ребенка.

  44. Формирование этнической идентичности в ходе семейной и внесемейной социализации: культурная вариативность методов, способов и приемов воспитания

  45. Понятие и механизм этнической (этнокультурной) идентичности.

  46. Методы социально-психологического исследования этнической идентичности.

  47. Биогенетические, психологические и культурные критерии индивидуально-личностной самоидентификации по этническому признаку.

  48. Этноконсолидирующие и этнодифференцирующие признаки идентичности как две стороны самоидентификации общности.

  49. Особенности этнической самоидентификации русских в культурно-исторической динамике (на материалах эмпирических исследований).

  50. Соотношение русской и российской самоидентификации в современном российском обществе.

  51. Феномен отрицательной идентичности.

  52. Национальный характер: миф или реальность.

  53. Концепции личности в психоанализе, структурализме, когнитивизме.

  54. Проблемы нормы и патологии личности.

  55. Национальный характер: методология подхода и анализа.

  56. Национально-психологические особенности: характеристики и свойства.

  57. Основные концепции национального характера в антропологии и психологии.

  58. Национальный характер и менталитет.

  59. Социальный и национальный характер (Д. Юм, И. Кон, Ю. Бромлей, Д. Рисмен, Э. Фромм).

  60. Особенности русского менталитета (по материалам эмпирических исследований).

  61. Межэтническое восприятие и взаимодействие.

  62. Этнический стереотип как основной измеряемый показатель национального характера.

  63. Этноцентризм как социально-психологическое явление.

  64. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений. Методы исследования социальных стереотипов.

  65. Этнические стереотипы и их роль в восприятии иноэтнических мигрантов.

  66. Этнические стереотипы мужского и женского поведения.

  67. Пути формирования этнической толерантности.

  68. Базовые стереотипы этнического бессознательного (на материалах исследований).

  69. Этнические миграции психологические и социально-психоло-гические причины.

  70. Этнопсихологические проблемы адаптации вынужденных мигрантов.

  71. Ксенофобия и мигрантофобия: причины и формы проявления.

  72. Методики измерения уровня толерантности в среде мигрантов и принимающем обществе.

  73. Особенности адаптации мигрантов (на примере отдельных этнических групп).

  74. Концепции мультикультуризма в зарубежной и отечественной научной литературе.

  75. Мультукультуризм в России: миф или реальность?

  76. Трансформация личности в процессе адаптации к иной культуре.

  77. Психологические теории, описывающие процесс вхождения в чужую культуру.

  78. М. Херковиц о сущности и этапах инкультурации.

  79. Проблема маргинальности мигрантов.

  80. Миграция и психическое здоровье.

  81. Определение и классификация этнических конфликтов.

  82. Межэтническая напряженность как социально-психологи-ческий феномен.

  83. Способы решения межэтнических конфликтов.

  84. Социально-психологические причины межэтнических конфликтов на территории РФ и постсоветском пространстве (на материалах исследований).

  85. Культура и общение в полиэтнической среде.

  86. Стили межэтнического общения.

  87. Различия между вербальным и невербальным общением между представителями разных этносов.

  88. Особенности невербальной коммуникации в разных культурах.

  89. Переговоры: практическое применение особенностей межкультурного общения при осуществлении международных контактов.

  90. Русский национальный характер в языке и фольклоре.

  91. Различия американской и русской деловых культур, проявляющиеся в языке.

  92. Чувство времени в разных культурах.

  93. Территориальное поведение человека. Пространственная активность и социальная дистанция.

  94. Личностные особенности и территориальное поведение. Функции территориального поведения.

  95. Особенности познавательных процессов, присущие разным культурам.

  96. Восприятие, память, мышление и культура.

  97. Интеллект в разных культурах.

  98. Проблемы и парадоксы этнопсихологических исследований интеллекта.

  99. Природные основы этнической психологии.