Семинарское занятие 3. «Национальный характер: миф или реальность?»
Ролевая игра «Этнопсихологическая дискуссия»
Цель: Актуализировать познавательный процесс, проверить уровень освоения студентами материала и подключить эмоциональное восприятие студентов к изучаемой проблематике.
Инструкция: студенты заранее разделяются на подгруппы и готовятся к занятию. Одна из подгрупп должна предоставить доказательства правомерности использования категории «национальный характер», вторая должна предоставить контраргументы. Подгруппу представляет лидер: он аргументирует концепцию и организует защиту ее своими товарищами в дискуссии с участниками, отстаивающими другие концепции. Игровая ситуация позволяет развивать вариативность поведения, осваивать культуру дискуссии, обнаруживать участникам пробелы в освоении знаний, а также развивает способность проблематизировать познавательную ситуацию.
Вопросы для обсуждения:
Национальный характер: миф или реальность?
Правомерно ли использование категории «национальный характер»?
Семинарское занятие 4. «Этноцентризм»
План занятия:
Структура этноцентрической идеологии (доклад).
Этническая идентификация и этноцентризм (доклад).
Отрицательная идентификация (доклад).
Этноцентризм как защитно-адаптивный комплекс (доклад).
Пути преодоления этноцентризма (доклад).
Семинарское занятие 5. «Маргинальный статус и
адаптивные реакции»
План занятия:
Маргинальный статус (доклад).
Стратегии разрешения конфликтов (доклад).
Маргинальный статус и невротизм (доклад).
Маргинальный статус и лидерство (доклад).
Проблема психологии предательства (доклад).
Семинарское занятие 6. «Этнические конфликты – причины
возникновения и способы урегулирования»
План занятия:
Определение и классификация этнических конфликтов (доклад).
Сущность, предпосылки возникновения и виды этнических конфликтов (доклад).
Содержание и протекание этнических конфликтов (доклад).
Способы урегулирования этнических конфликтов (доклад).
Терроризм и религиозный экстремизм как факторы возникновения межэтнических противоречий (доклад).
Темы докладов и рефератов
Проблемы этничности и нации в контексте глобализации и построения информационного общества.
Проблемная область этнопсихологии.
Предмет и структура этнической психологии.
Этнопсихология как междисциплинарная область знаний.
Соотношение этнопсихологии с другими научными дисциплинами.
Характеристика основных форм этноса в рамках традиционной отечественной историко-стадиальной типологии этноса.
Роль пространства и климата в этногенезе.
Этнос и культура как объекты психологического изучения.
Психологические предпосылки целостности нации.
Этнические процессы. Теория самоорганизации.
Основные концепции этносов.
Концепции этногенеза Л.Н. Гумилева.
Понятие этноса и представление о суггестии у Б.Ф. Поршнева.
Этнопсихологические представления в донаучный период развития психологии.
Развитие зарубежной этнопсихологии в 19 веке.
Развитие зарубежной этнопсихологии в 20 веке.
Развитие отечественной этнопсихологии в 19 веке.
Развитие отечественной этнопсихологии в 20 веке.
Гуманитарная психология К.Д. Кавелина и естественнонаучная психология И.М. Сеченова.
Г.Г. Шпет о предмете этнической психологии
Российская культурно-историческая школа: Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев.
Теоретические подходы к изучению и объяснению этнического своеобразия психической деятельности.
Регулятивная функция культуры.
Изучение ценностей как путь к познанию культуры.
Защитные механизмы этнической культуры.
Этническая картина мира.
Культурная тема этноса.
Структура этноса с точки зрения распределения его основной темы.
Понимание этнической культуры как адаптации.
Кризис экстенсивной русской культуры.
Православные и протестантские культуры.
Культурные символы и архетипы сознания.
Психологические механизмы и основные закономерности проявления и развития этнического самосознания.
Этническое самосознание как субъективированная в индивидуальном или в групповом сознании форма проявления этничности.
Этничность: базовые подходы в теоретическом толковании.
Национальная идея как основа национального самосознания. Ее социально-историческая динамика на примере российского общества.
Индивидуально-личностная и групповая формы функционирования этнического самосознания: общее и специфическое.
Рефлексивный и нерефлексивный уровни проявления этнического самосознания.
Национальное самосознание и менталитет (К. Леви-Брюль).
Мифологический характер этнической идентификации.
Национальное самосознание и национализм в России.
Этническое самосознание и идентификация – механизмы этногенеза.
Влияние культуры на развитие ребенка.
Формирование этнической идентичности в ходе семейной и внесемейной социализации: культурная вариативность методов, способов и приемов воспитания
Понятие и механизм этнической (этнокультурной) идентичности.
Методы социально-психологического исследования этнической идентичности.
Биогенетические, психологические и культурные критерии индивидуально-личностной самоидентификации по этническому признаку.
Этноконсолидирующие и этнодифференцирующие признаки идентичности как две стороны самоидентификации общности.
Особенности этнической самоидентификации русских в культурно-исторической динамике (на материалах эмпирических исследований).
Соотношение русской и российской самоидентификации в современном российском обществе.
Феномен отрицательной идентичности.
Национальный характер: миф или реальность.
Концепции личности в психоанализе, структурализме, когнитивизме.
Проблемы нормы и патологии личности.
Национальный характер: методология подхода и анализа.
Национально-психологические особенности: характеристики и свойства.
Основные концепции национального характера в антропологии и психологии.
Национальный характер и менталитет.
Социальный и национальный характер (Д. Юм, И. Кон, Ю. Бромлей, Д. Рисмен, Э. Фромм).
Особенности русского менталитета (по материалам эмпирических исследований).
Межэтническое восприятие и взаимодействие.
Этнический стереотип как основной измеряемый показатель национального характера.
Этноцентризм как социально-психологическое явление.
Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений. Методы исследования социальных стереотипов.
Этнические стереотипы и их роль в восприятии иноэтнических мигрантов.
Этнические стереотипы мужского и женского поведения.
Пути формирования этнической толерантности.
Базовые стереотипы этнического бессознательного (на материалах исследований).
Этнические миграции психологические и социально-психоло-гические причины.
Этнопсихологические проблемы адаптации вынужденных мигрантов.
Ксенофобия и мигрантофобия: причины и формы проявления.
Методики измерения уровня толерантности в среде мигрантов и принимающем обществе.
Особенности адаптации мигрантов (на примере отдельных этнических групп).
Концепции мультикультуризма в зарубежной и отечественной научной литературе.
Мультукультуризм в России: миф или реальность?
Трансформация личности в процессе адаптации к иной культуре.
Психологические теории, описывающие процесс вхождения в чужую культуру.
М. Херковиц о сущности и этапах инкультурации.
Проблема маргинальности мигрантов.
Миграция и психическое здоровье.
Определение и классификация этнических конфликтов.
Межэтническая напряженность как социально-психологи-ческий феномен.
Способы решения межэтнических конфликтов.
Социально-психологические причины межэтнических конфликтов на территории РФ и постсоветском пространстве (на материалах исследований).
Культура и общение в полиэтнической среде.
Стили межэтнического общения.
Различия между вербальным и невербальным общением между представителями разных этносов.
Особенности невербальной коммуникации в разных культурах.
Переговоры: практическое применение особенностей межкультурного общения при осуществлении международных контактов.
Русский национальный характер в языке и фольклоре.
Различия американской и русской деловых культур, проявляющиеся в языке.
Чувство времени в разных культурах.
Территориальное поведение человека. Пространственная активность и социальная дистанция.
Личностные особенности и территориальное поведение. Функции территориального поведения.
Особенности познавательных процессов, присущие разным культурам.
Восприятие, память, мышление и культура.
Интеллект в разных культурах.
Проблемы и парадоксы этнопсихологических исследований интеллекта.
Природные основы этнической психологии.
- Содержание
- I. Общие методические указания
- Требования к уровню усвоения содержания курса специалистом в области психологии, предусмотренные гос
- Порядок изучения курса
- Рекомендации по подготовке к семинару
- Тема 1. Этнопсихология как наука, ее основания и особенности
- 1.2. Краткое содержание лекции
- Предмет и объект этнопсихологии
- Сущность и структура этнопсихологии
- Функции этнической психологии
- Методологические основы, принципы, методы, методики и техники исследований в этнической психологии
- Задачи этнической психологии как науки
- 1.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 1.4. Вопросы для самоконтроля
- 1.5. Темы докладов и рефератов
- 1.6. Словарь основной терминологии
- Тема 2. Категориальный аппарат этнопсихологии
- 2.1. Учебные вопросы лекции
- 2.2. Краткое содержание лекции Категория этноса и его составляющие
- Концепции примордиализма, конструктивизма и инструментализма в понимании этноса
- Понятие этноса и представление о суггестии у б.Ф. Поршнева
- Понятие этноса в концепции этногенеза л.Н. Гумилева
- 2.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 2.4. Вопросы для самоконтроля
- 2.5. Темы докладов и рефератов
- 2.6. Словарь основной терминологии
- Тема 3. Краткий исторический очерк этнопсихологии Основные направления этнопсихологических исследований
- 3.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание
- 3.2. Задания для самостоятельной работы студентов
- 3.3. Вопросы для самоконтроля
- 3.4 Темы докладов и рефератов
- Семинарское занятие (по темам 1-3). «Этнопсихология в системе наук о человеке: теория и практика»
- Тема 4.Содержание психологических основ нации
- 4.1. Учебные вопросы лекции
- 4.2. Краткое содержание лекции Понятие и состав психологических основ нации
- Национальное сознание
- Историческая память
- Национальные интересы и национальные вкусы
- Национальная культура и национальный язык
- Национальная самооценка (концепция а.Д. Карнышева)
- Тема 5. Культура как психологический феномен
- 5.1. Учебные вопросы лекции
- 5.2. Краткое содержание лекции Соотношение культуры народа и этнической культуры
- Признаки и элементы культуры
- Понимание этнической культуры как адаптации
- Базовые измерения культуры по г. Хофстеду
- Экпенсивнье и интенсивные культуры
- 5.3. Вопросы для самоконтроля
- 5.4. Темы докладов и рефератов
- 5.5. Словарь основной терминологии
- Тема 6. Психологические закономерности возникновения и развития этнического самосознания
- 6.1. Учебные вопросы лекции
- 6.2. Краткое содержание лекции Концепция этнического самосознания а. А. Налчаджана
- Концепция этнического самосознания в.Ю. Хотинец
- 6.3. Вопросы для самоконтроля
- 6.4. Темы докладов и рефератов
- 6.5. Словарь основной терминологии
- Тема 7. Социально-психологические корни этнической идентичности личности
- 7.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание
- 7.2. Краткое содержание лекции
- Структура этнической идентичности
- Формирование этнической идентичности
- Виды этнической идентичности
- Отклонения от нормы этнической идентичности
- 7.3. Вопросы для самоконтроля
- 7.4. Темы докладов и рефератов
- 7.5. Словарь основной терминологии
- Семинарское занятие 2. «Этническое самосознание и этническая идентичность в полеэтнической среде»
- Тема 8. Психология национального характера
- 8.1. Учебные вопросы лекции
- 8.2. Краткое содержание лекции
- 8.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 8.4. Вопросы для самоконтроля
- 8.5. Темы докладов и рефератов
- 8.6. Словарь основной терминологии
- Семинарское занятие 3. «Национальный характер: миф или реальность?» Ролевая игра «Этнопсихологическая дискуссия»
- Тема 9. Понятие механизмов межгруппового восприятия в межэтнических отношениях
- 9.1. Учебные вопросы лекции
- 9.2. Краткое содержание лекции Понятие межгруппового восприятия в межэтнических отношениях
- Внутригрупповой фаворитизм и этноцентризм
- Этнические стереотипы
- Теория этноцентризма у. Самнера
- 9.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 9.4. Вопросы для самоконтроля
- 9.5. Темы докладов и рефератов
- 9.6. Словарь основной терминологии
- Семинарское занятие 4. «Этноцентризм»
- Тема 10. Психологические аспекты смены индивидом культуры
- 10.1. Учебные вопросы лекции
- 10.2. Краткое содержание лекции
- Концепции «культурного шока»
- Культурная дистанция как главная детерминанта «культурного шока»
- Формы психологической помощи мигрантам
- 10.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 10.4. Вопросы для самоконтроля
- 10.5. Темы докладов и рефератов
- 10.6. Словарь основной терминологии
- Семинарское занятие 5. «Маргинальный статус и адаптивные реакции»
- Тема 11. Психология межэтнических конфликтов и способы их разрешения
- 11.1. Учебные вопросы лекции
- 11.2. Краткое содержание лекции Феноменология межэтнической напряженности
- Межэтнический конфликт как форма межгруппового конфликта
- Стадии межэтнических конфликтов
- Мотивы межэтнических конфликтов
- Способы и принципы решения и предупреждения межэтнических конфликтов
- 11.3. Вопросы для самоконтроля
- 11.4. Темы докладов и рефератов
- 11.5. Словарь основной терминологии
- Семинарское занятие 6. «Этнические конфликты – причины возникновения и способы урегулирования»
- Тема 12. Общение и культура
- 12.1. Учебные вопросы лекции
- 12.2. Краткое содержание лекции Психолингвистический подход в. Гумбольдта. Теория лингвистического детерминизма э. Сепира и б. Уорфа
- Стили вербальной коммуникации. Невербальная коммуникация и культура
- Формы невербального поведения по Дж. Райшу
- 12.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 12.4. Вопросы для самоконтроля
- 12.5. Темы докладов и рефератов
- 12.6. Словарь основной терминологии
- Тема 13. Познавательные процессы и культура
- 13.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание
- 13.2. Вопросы для самоконтроля
- 13.3. Темы докладов и рефератов
- Тема 14. Методы изучения национально-психологических особенностей людей
- 14.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание
- 14.2. Вопросы для самоконтроля
- Семинарские и практические занятия
- Семинарское занятие 1. «Этнопсихология в системе наук о человеке: теория и практика»
- Вопросы для обсуждения
- Семинарское занятие 2. «Этническое самосознание и этническая идентичность в полеэтнической среде»
- Семинарское занятие 3. «Национальный характер: миф или реальность?»
- Перечень вопросов к экзамену
- Литература