10.2. Краткое содержание лекции
Теоретические подходы, изучающие феномен аккультурации и личность, попавшую в чужую культуру с позиции социальной идентификации, с точки зрения научения культуре, с точки зрения стресса и способов его преодоления. Особенности процесса аккультурации и культурной адаптации.
Под аккультурацией понимаются такие социокультурные процессы, в результате которых представители того или иного народа, утратив свою традиционную этническую культуру и родной язык, до конца не приобщаются к какой-либо другой национальной культуре, к ее ценностям, т.е. процесс усвоения у них новых этнокультурных норм и ценностей не завершается [123, c.324-351].
Существуют следующие теоретические подходы, изучающие феномен аккультурации и личность, попавшую в чужую культуру:
подход, изучающий аккультурацию с позиции социальной идентификации, включающий в себя следующие направления исследований:
изучение восприятия личностью себя и других групп, а также обработки информации о своей и чужой группах;
изучение феноменов и явлений, связанных с межкультурными контактами, когда происходит взаимодействие на личностном уровне на основе особенностей этнической идентичности членов контактирующих этносов, и аккультурация в этом случае понимается как определенное состояние, а не как процесс;
изучение явлений и феноменов, связанных с межкультурным обменом и протекающих на групповом уровне, и исследование в первую очередь процессов взаимного восприятия контактирующих этносов;
подход, изучающий феномен аккультурации с точки зрения научения культуре, включающий в себя следующие направления исследований и теоретические положения:
возникновение культурных проблем адаптации основано на появлении трудностей повседневной жизни у мигрирующих народов и отдельных людей;
понимание адаптации как способности к научению тем культурно-специфическим схемам, которые соответствуют новой культурной ситуации и среде;
рассмотрение социально-культурной адаптации с точки зрения качества и количества связей с доминирующей группой;
изучение вербальных и невербальных систем, культурных традиций и норм и их влияния на процесс и характер межкультурного взаимодействия;
построение различных моделей социально-культурной адаптации, функцией которых является прогноз поведения личности в ситуации межкультурной коммуникации и адаптации на основе знания культурной специфики этноса, наличия контактов с представителями доминирующей группы, соблюдения культурной дистанции и формирования определенной культурной идентичности;
подход, изучающий феномен аккультурации с точки зрения стресса и способов его преодоления, включающий в себя:
изучение культурных факторов, влияющих на возникновение стрессовых состояний у мигрирующих личностей;
изучение уровней и характеристик социально-культурной адаптации;
изучение особенностей личности, которые могут способствовать или препятствовать преодолению стрессов аккультурации.
Под особенностями аккультурации и культурной адаптации мигрирующих народов понимается то, каким именно образом происходят у них эти процессы. При этом везде процесс адаптации мигрантов к новой культуре проходит с большими сложностями, причем проблемы возникают не только у мигрантов, но и у местных жителей. К особенностям процесса аккультурации и культурной адаптации можно отнести следующие явления:
в процессе миграции населения со своей этнической территории образуется масса людей, которая, с одной стороны, теряет основополагающие черты своего этноса, а с другой – еще не приобрела устойчивых свойств вновь сложившихся сообществ;
происходит разрушение этнокультурных традиций и ценностей мигрирующих народов, что обусловливает стрессовые ситуации в сознании мигрантов на индивидуальном и групповом уровнях;
возникают противоречия между коренным и приезжим населением в сфере культуры и принятых норм, которые выражаются в следующем:
возникновение реакции неприятия у местного населения, которая обусловлена тем, что поведение мигрантов демонстрирует безразличие к той этнокультурной среде, в которую они переселились, и это безразличие может выражаться в следующем:
а) в отсутствии у эмигрантов достаточной культуры межнационального общения;
б) неуважении обычаев и традиций доминирующей этнической группы;
в) замыкании в своих сообществах;
г) нежелании изучать язык доминирующей группы;
д) жалобах на дискриминацию со стороны доминирующей и других этнических групп;
возникновение острой негативной реакции местного населения по отношению к мигрантам, которые часто демонстрируют антисоциальное поведение.
- Содержание
- I. Общие методические указания
- Требования к уровню усвоения содержания курса специалистом в области психологии, предусмотренные гос
- Порядок изучения курса
- Рекомендации по подготовке к семинару
- Тема 1. Этнопсихология как наука, ее основания и особенности
- 1.2. Краткое содержание лекции
- Предмет и объект этнопсихологии
- Сущность и структура этнопсихологии
- Функции этнической психологии
- Методологические основы, принципы, методы, методики и техники исследований в этнической психологии
- Задачи этнической психологии как науки
- 1.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 1.4. Вопросы для самоконтроля
- 1.5. Темы докладов и рефератов
- 1.6. Словарь основной терминологии
- Тема 2. Категориальный аппарат этнопсихологии
- 2.1. Учебные вопросы лекции
- 2.2. Краткое содержание лекции Категория этноса и его составляющие
- Концепции примордиализма, конструктивизма и инструментализма в понимании этноса
- Понятие этноса и представление о суггестии у б.Ф. Поршнева
- Понятие этноса в концепции этногенеза л.Н. Гумилева
- 2.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 2.4. Вопросы для самоконтроля
- 2.5. Темы докладов и рефератов
- 2.6. Словарь основной терминологии
- Тема 3. Краткий исторический очерк этнопсихологии Основные направления этнопсихологических исследований
- 3.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание
- 3.2. Задания для самостоятельной работы студентов
- 3.3. Вопросы для самоконтроля
- 3.4 Темы докладов и рефератов
- Семинарское занятие (по темам 1-3). «Этнопсихология в системе наук о человеке: теория и практика»
- Тема 4.Содержание психологических основ нации
- 4.1. Учебные вопросы лекции
- 4.2. Краткое содержание лекции Понятие и состав психологических основ нации
- Национальное сознание
- Историческая память
- Национальные интересы и национальные вкусы
- Национальная культура и национальный язык
- Национальная самооценка (концепция а.Д. Карнышева)
- Тема 5. Культура как психологический феномен
- 5.1. Учебные вопросы лекции
- 5.2. Краткое содержание лекции Соотношение культуры народа и этнической культуры
- Признаки и элементы культуры
- Понимание этнической культуры как адаптации
- Базовые измерения культуры по г. Хофстеду
- Экпенсивнье и интенсивные культуры
- 5.3. Вопросы для самоконтроля
- 5.4. Темы докладов и рефератов
- 5.5. Словарь основной терминологии
- Тема 6. Психологические закономерности возникновения и развития этнического самосознания
- 6.1. Учебные вопросы лекции
- 6.2. Краткое содержание лекции Концепция этнического самосознания а. А. Налчаджана
- Концепция этнического самосознания в.Ю. Хотинец
- 6.3. Вопросы для самоконтроля
- 6.4. Темы докладов и рефератов
- 6.5. Словарь основной терминологии
- Тема 7. Социально-психологические корни этнической идентичности личности
- 7.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание
- 7.2. Краткое содержание лекции
- Структура этнической идентичности
- Формирование этнической идентичности
- Виды этнической идентичности
- Отклонения от нормы этнической идентичности
- 7.3. Вопросы для самоконтроля
- 7.4. Темы докладов и рефератов
- 7.5. Словарь основной терминологии
- Семинарское занятие 2. «Этническое самосознание и этническая идентичность в полеэтнической среде»
- Тема 8. Психология национального характера
- 8.1. Учебные вопросы лекции
- 8.2. Краткое содержание лекции
- 8.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 8.4. Вопросы для самоконтроля
- 8.5. Темы докладов и рефератов
- 8.6. Словарь основной терминологии
- Семинарское занятие 3. «Национальный характер: миф или реальность?» Ролевая игра «Этнопсихологическая дискуссия»
- Тема 9. Понятие механизмов межгруппового восприятия в межэтнических отношениях
- 9.1. Учебные вопросы лекции
- 9.2. Краткое содержание лекции Понятие межгруппового восприятия в межэтнических отношениях
- Внутригрупповой фаворитизм и этноцентризм
- Этнические стереотипы
- Теория этноцентризма у. Самнера
- 9.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 9.4. Вопросы для самоконтроля
- 9.5. Темы докладов и рефератов
- 9.6. Словарь основной терминологии
- Семинарское занятие 4. «Этноцентризм»
- Тема 10. Психологические аспекты смены индивидом культуры
- 10.1. Учебные вопросы лекции
- 10.2. Краткое содержание лекции
- Концепции «культурного шока»
- Культурная дистанция как главная детерминанта «культурного шока»
- Формы психологической помощи мигрантам
- 10.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 10.4. Вопросы для самоконтроля
- 10.5. Темы докладов и рефератов
- 10.6. Словарь основной терминологии
- Семинарское занятие 5. «Маргинальный статус и адаптивные реакции»
- Тема 11. Психология межэтнических конфликтов и способы их разрешения
- 11.1. Учебные вопросы лекции
- 11.2. Краткое содержание лекции Феноменология межэтнической напряженности
- Межэтнический конфликт как форма межгруппового конфликта
- Стадии межэтнических конфликтов
- Мотивы межэтнических конфликтов
- Способы и принципы решения и предупреждения межэтнических конфликтов
- 11.3. Вопросы для самоконтроля
- 11.4. Темы докладов и рефератов
- 11.5. Словарь основной терминологии
- Семинарское занятие 6. «Этнические конфликты – причины возникновения и способы урегулирования»
- Тема 12. Общение и культура
- 12.1. Учебные вопросы лекции
- 12.2. Краткое содержание лекции Психолингвистический подход в. Гумбольдта. Теория лингвистического детерминизма э. Сепира и б. Уорфа
- Стили вербальной коммуникации. Невербальная коммуникация и культура
- Формы невербального поведения по Дж. Райшу
- 12.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 12.4. Вопросы для самоконтроля
- 12.5. Темы докладов и рефератов
- 12.6. Словарь основной терминологии
- Тема 13. Познавательные процессы и культура
- 13.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание
- 13.2. Вопросы для самоконтроля
- 13.3. Темы докладов и рефератов
- Тема 14. Методы изучения национально-психологических особенностей людей
- 14.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание
- 14.2. Вопросы для самоконтроля
- Семинарские и практические занятия
- Семинарское занятие 1. «Этнопсихология в системе наук о человеке: теория и практика»
- Вопросы для обсуждения
- Семинарское занятие 2. «Этническое самосознание и этническая идентичность в полеэтнической среде»
- Семинарское занятие 3. «Национальный характер: миф или реальность?»
- Перечень вопросов к экзамену
- Литература