Межэтнический конфликт как форма межгруппового конфликта
Среди межгрупповых (или социальных, в широком смысле, слова) конфликтов обычно выделяют:
политические конфликты, когда борьба идет за власть, доминирование, влияние, авторитет;
социально-экономические (или социальные в узком смысле слова) – «между трудом и капиталом», например между профсоюзами и работодателями;
этнические – по поводу прав и интересов этнических общностей.
Основные свойства этнических конфликтов роднят их с другими типами социальных конфликтов, так как в их основе лежит неравномерное распределение между группами власти, могущества и ресурсов. На психологическом уровне любые конфликты проявляются в восприятии расхождения интересов (действительных или мнимых), что приводит к активизации социальной идентичности и сопровождающих ее группоцентристских атрибутивных процессов.
Межэтнические конфликты понимаются как социальные явления, возникающие на основе столкновения интересов разного уровня и содержания и представляют собой проявление сложных глубинных процессов в отношениях между отдельными этническими общностями и группами людей [118, c.241].
Существуют самые разные классификации этнических конфликтов. Когда берут за основу классификации территорию проживания и наличие или отсутствие государственных или административных границ, то выделяют следующие типы конфликтов:
межгосударственные;
региональные между этносами, разделенными административной границей в рамках единого государства;
между центром и регионом;
местные.
По формам противодействия этнические конфликты можно разделить на две группы:
не насильственные;
насильственные.
При классификации по целям, которые ставят перед собой стороны, вовлеченные в конфликты, в борьбе за ограниченные ресурсы, их можно подразделить на:
социально-экономические, при которых выдвигаются требования гражданского равноправия (от прав гражданства до равноправного экономического положения);
культурно-языковые, при которых, выдвигаемые требования затрагивают проблемы сохранения или возрождения функций языка, культуры этнической общности;
политические, если участвующие в них этнические меньшинства добиваются политических прав (от автономии местных органов власти до полномасштабного конфедерализма);
территориальные – на основе требований изменений границ, присоединения к другому – «родственному» с культурно-исторической точки зрения – государству или создания нового независимого государства.
- Содержание
- I. Общие методические указания
- Требования к уровню усвоения содержания курса специалистом в области психологии, предусмотренные гос
- Порядок изучения курса
- Рекомендации по подготовке к семинару
- Тема 1. Этнопсихология как наука, ее основания и особенности
- 1.2. Краткое содержание лекции
- Предмет и объект этнопсихологии
- Сущность и структура этнопсихологии
- Функции этнической психологии
- Методологические основы, принципы, методы, методики и техники исследований в этнической психологии
- Задачи этнической психологии как науки
- 1.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 1.4. Вопросы для самоконтроля
- 1.5. Темы докладов и рефератов
- 1.6. Словарь основной терминологии
- Тема 2. Категориальный аппарат этнопсихологии
- 2.1. Учебные вопросы лекции
- 2.2. Краткое содержание лекции Категория этноса и его составляющие
- Концепции примордиализма, конструктивизма и инструментализма в понимании этноса
- Понятие этноса и представление о суггестии у б.Ф. Поршнева
- Понятие этноса в концепции этногенеза л.Н. Гумилева
- 2.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 2.4. Вопросы для самоконтроля
- 2.5. Темы докладов и рефератов
- 2.6. Словарь основной терминологии
- Тема 3. Краткий исторический очерк этнопсихологии Основные направления этнопсихологических исследований
- 3.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание
- 3.2. Задания для самостоятельной работы студентов
- 3.3. Вопросы для самоконтроля
- 3.4 Темы докладов и рефератов
- Семинарское занятие (по темам 1-3). «Этнопсихология в системе наук о человеке: теория и практика»
- Тема 4.Содержание психологических основ нации
- 4.1. Учебные вопросы лекции
- 4.2. Краткое содержание лекции Понятие и состав психологических основ нации
- Национальное сознание
- Историческая память
- Национальные интересы и национальные вкусы
- Национальная культура и национальный язык
- Национальная самооценка (концепция а.Д. Карнышева)
- Тема 5. Культура как психологический феномен
- 5.1. Учебные вопросы лекции
- 5.2. Краткое содержание лекции Соотношение культуры народа и этнической культуры
- Признаки и элементы культуры
- Понимание этнической культуры как адаптации
- Базовые измерения культуры по г. Хофстеду
- Экпенсивнье и интенсивные культуры
- 5.3. Вопросы для самоконтроля
- 5.4. Темы докладов и рефератов
- 5.5. Словарь основной терминологии
- Тема 6. Психологические закономерности возникновения и развития этнического самосознания
- 6.1. Учебные вопросы лекции
- 6.2. Краткое содержание лекции Концепция этнического самосознания а. А. Налчаджана
- Концепция этнического самосознания в.Ю. Хотинец
- 6.3. Вопросы для самоконтроля
- 6.4. Темы докладов и рефератов
- 6.5. Словарь основной терминологии
- Тема 7. Социально-психологические корни этнической идентичности личности
- 7.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание
- 7.2. Краткое содержание лекции
- Структура этнической идентичности
- Формирование этнической идентичности
- Виды этнической идентичности
- Отклонения от нормы этнической идентичности
- 7.3. Вопросы для самоконтроля
- 7.4. Темы докладов и рефератов
- 7.5. Словарь основной терминологии
- Семинарское занятие 2. «Этническое самосознание и этническая идентичность в полеэтнической среде»
- Тема 8. Психология национального характера
- 8.1. Учебные вопросы лекции
- 8.2. Краткое содержание лекции
- 8.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 8.4. Вопросы для самоконтроля
- 8.5. Темы докладов и рефератов
- 8.6. Словарь основной терминологии
- Семинарское занятие 3. «Национальный характер: миф или реальность?» Ролевая игра «Этнопсихологическая дискуссия»
- Тема 9. Понятие механизмов межгруппового восприятия в межэтнических отношениях
- 9.1. Учебные вопросы лекции
- 9.2. Краткое содержание лекции Понятие межгруппового восприятия в межэтнических отношениях
- Внутригрупповой фаворитизм и этноцентризм
- Этнические стереотипы
- Теория этноцентризма у. Самнера
- 9.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 9.4. Вопросы для самоконтроля
- 9.5. Темы докладов и рефератов
- 9.6. Словарь основной терминологии
- Семинарское занятие 4. «Этноцентризм»
- Тема 10. Психологические аспекты смены индивидом культуры
- 10.1. Учебные вопросы лекции
- 10.2. Краткое содержание лекции
- Концепции «культурного шока»
- Культурная дистанция как главная детерминанта «культурного шока»
- Формы психологической помощи мигрантам
- 10.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 10.4. Вопросы для самоконтроля
- 10.5. Темы докладов и рефератов
- 10.6. Словарь основной терминологии
- Семинарское занятие 5. «Маргинальный статус и адаптивные реакции»
- Тема 11. Психология межэтнических конфликтов и способы их разрешения
- 11.1. Учебные вопросы лекции
- 11.2. Краткое содержание лекции Феноменология межэтнической напряженности
- Межэтнический конфликт как форма межгруппового конфликта
- Стадии межэтнических конфликтов
- Мотивы межэтнических конфликтов
- Способы и принципы решения и предупреждения межэтнических конфликтов
- 11.3. Вопросы для самоконтроля
- 11.4. Темы докладов и рефератов
- 11.5. Словарь основной терминологии
- Семинарское занятие 6. «Этнические конфликты – причины возникновения и способы урегулирования»
- Тема 12. Общение и культура
- 12.1. Учебные вопросы лекции
- 12.2. Краткое содержание лекции Психолингвистический подход в. Гумбольдта. Теория лингвистического детерминизма э. Сепира и б. Уорфа
- Стили вербальной коммуникации. Невербальная коммуникация и культура
- Формы невербального поведения по Дж. Райшу
- 12.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 12.4. Вопросы для самоконтроля
- 12.5. Темы докладов и рефератов
- 12.6. Словарь основной терминологии
- Тема 13. Познавательные процессы и культура
- 13.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание
- 13.2. Вопросы для самоконтроля
- 13.3. Темы докладов и рефератов
- Тема 14. Методы изучения национально-психологических особенностей людей
- 14.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание
- 14.2. Вопросы для самоконтроля
- Семинарские и практические занятия
- Семинарское занятие 1. «Этнопсихология в системе наук о человеке: теория и практика»
- Вопросы для обсуждения
- Семинарское занятие 2. «Этническое самосознание и этническая идентичность в полеэтнической среде»
- Семинарское занятие 3. «Национальный характер: миф или реальность?»
- Перечень вопросов к экзамену
- Литература