logo
УМП_этнопсихология

Этнические стереотипы

Впервые понятие «стереотип» ввел в науку американский психолог Х. Липпман. В 1922 году в книге «Общественное мнение» он использовал термин социальный стереотип, определив его как упорядоченную, схематичную, детерминированную культурой «картинку мира» в голове человека. Он же указал на две важнейшие причины выработки стереотипов:

Под этническим стереотипом сегодня принято понимать относительно устойчивые, упращенные, схематизированные и эмоционально-окрашенные образы и мнения обобщенного характера о той или иной этнической группе, которые распространяются на всех представителей этой группы.

В стереотипе выделяют четыре основных параметра [98, c.228-239]:

  1. содержание;

  2. степень согласованности;

  3. направленность;

  4. интенсивность.

Феномен стереотипизирования можно раскрыть с помощью ряда положений:

  1. Людям психологически легче характеризовать обширные человеческие группы (как по социальному, так и по национальному признаку) недифференцированно, грубо и пристрастно.

  2. Такая категоризация имеет внутренне присущую тенденцию сохранять стабильность в течение длительных отрезков времени.

  3. Изменения в социальной, политической и экономической сферах могут обусловливать изменение стереотипа, однако это происходит не всегда или бывает отсрочено во времени.

  4. Стереотипы усваиваются очень рано в качестве «чувственной ткани мира» (Леонтьев А.Н., 1981) и начинают использоваться детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.

  5. Социальные стереотипы редко проявляются на поведенческом уровне при отсутствии явной враждебности в отношениях между группами, но в условиях напряженности или конфликта эти же стереотипы становятся определяющими детерминантами, которые слабо поддаются модификации и управлению, они ужесточаются, заостряются и начинают играть доминирующую роль в реальном поведении индивидов, вплоть до откровенной враждебности.

На содержание этнических стереотипов влияют три группы факторов:

Существуют два принципиально отличающихся вида стереотипа:

  1. автостереотип – представление о самом себе как представителе социальной группы и о других представителях этой группы;

  2. гетеростереотип – представление о другой социальной группе и представителях этой социальной группы.