Перечень вопросов к экзамену
Место и роль этнопсихологии в системе научных знаний.
Предмет, задачи и функции этнопсихологии.
Связь этнопсихологии с другими науками.
Специфические аспекты построения этнопсихологического исследования.
Методологические принципы этнопсихологии.
Общая характеристика методов этнопсихологического исследования.
Зарождение этнопсихологии в истории и философии.
Немецкая классическая психология о «национальном духе». «Психология народов» Вундта.
Современная западная этническая психология.
История становления отечественной этнопсихологии.
Основные направления этнопсихологии.
Теория культурно-исторического развития Л.С. Выготского.
Шпет Г.Г. «Введение в этническую психологию».
Категория этноса и его составляющие (понятие этноса; понятие нации; признаки этноса; основы формирования нации; сравнение понятий этноса, народа, популяции, расы, класса).
Концепции примордиализма, инструментализма и конструктивизма в понимании этноса.
Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева.
Понятие этноса и представление о суггестии у Б.Ф. Поршнева.
Этнос как самоорганизующаяся система. Теория самоорганизации.
Культура как психологический феномен, ее этнические функции.
Психологические измерения культур.
Этнические константы.
Центральная культурная тема.
Понятия инкультурации и культурной трансмиссии.
Понятие этнического сознания и самосознания.
Феномен этничности и социально-психологическое содержание «Я» - концепции.
Этническая самоидентификация и ее маркеры. Особенности этнической самоидентификации русских в ее культурно-исторической динамике.
Понятие и структура этнического самосознания.
Этническая идентичность и ее основные компоненты.
Этапы становления этнической идентичности.
Стратегии поддержания и проблемы изменения этнической идентичности.
Этническая идентичность и этническое самосознание.
Идентификация как механизм развития этнического самосознания.
Идентификация с именем в рамках традиционных культур и в современном европейском обществе.
Особенности половой идентификации в традиционных и современных культурах.
Специфика проявления амбивалентной идентичности (на примере выходцев из смешанных семей).
Отклонение от нормы этнической идентичности.
Проблема национального характера.
Национальный характер и ментальность.
Национальный характер. Европейская и восточная ментальность.
Социально-психологические факторы формирования национального характера. Основные индикаторы национального характера.
«Антиномии» русского национального характера по работам Н.А. Бердяева.
Теория «модальной личности» Р. Линтона и А. Кардинера (применительно к национальному самосознанию конкретной этнической общности).
Теория базовой личности.
Феномены межгруппового восприятия.
Этноцентризм как социально-психологическое явление.
История изучения и основные свойства этнических стереотипов.
Механизм этнической стереотипизации.
Природа этнических предрассудков и предубеждений.
Социально-психологические механизмы функционирования «коллективного бессознательного» (по К.Г. Юнгу) применительно к системе этнических установок конкретной этнической общности.
Межкультурные вариации систем коммуникации.
Вербальная и невербальная коммуникация: культурные различия.
Традиции как регуляторы социотипического поведения.
Феномены межгруппового восприятия.
Этноцентризм как социально-психологическое явление.
Ксенофобия как проявление молодежного экстремизма.
Этническая толерантность.
Межэтническая напряженность и ее фазы.
Этнический конфликт как этап развития межэтнической напряженности.
Специфика этнических конфликтов и их причины.
Динамика этнических конфликтов.
Современные подходы, методы и формы урегулирования этнических конфликтов.
Основные зоны межнациональных конфликтов (анализ конфликта: субъект, тип конфликта, стадия, уровень этнического риска).
Анализ понятий адаптация, аккультурация, приспособление.
Феномен «культурного шока».
Факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде.
Этапы межкультурной адаптации.
Понятие и содержание этнической дистанции.
Проблема межэтнической ассимиляции, интеграции, сепарации, маргинализации, геноцида.
Маргинальность как краевое состояние. Этническая маргинальность.
Межэтническая агрессия.
Концепции последствий межкультурных контактов (Дж. Берри, С. Белнер и др.).
Методы подготовки к межкультурному взаимодействию.
Этнопсихологические проблемы эмиграции.
Психологическое здоровье мигрантов (исследование Лебедевой Н.М.).
Помощь мигрантам. Культурный ассимилятор.
Специфика психологического анализа этнических отношений.
Метод контент-анализа в этнической психологии.
Экспериментальные методы и процедуры в исследовании этнических отношений.
Психологический контекст феномена национализма.
Феномен психологического времени. Варианты психологического времени в разных культурах.
- Содержание
- I. Общие методические указания
- Требования к уровню усвоения содержания курса специалистом в области психологии, предусмотренные гос
- Порядок изучения курса
- Рекомендации по подготовке к семинару
- Тема 1. Этнопсихология как наука, ее основания и особенности
- 1.2. Краткое содержание лекции
- Предмет и объект этнопсихологии
- Сущность и структура этнопсихологии
- Функции этнической психологии
- Методологические основы, принципы, методы, методики и техники исследований в этнической психологии
- Задачи этнической психологии как науки
- 1.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 1.4. Вопросы для самоконтроля
- 1.5. Темы докладов и рефератов
- 1.6. Словарь основной терминологии
- Тема 2. Категориальный аппарат этнопсихологии
- 2.1. Учебные вопросы лекции
- 2.2. Краткое содержание лекции Категория этноса и его составляющие
- Концепции примордиализма, конструктивизма и инструментализма в понимании этноса
- Понятие этноса и представление о суггестии у б.Ф. Поршнева
- Понятие этноса в концепции этногенеза л.Н. Гумилева
- 2.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 2.4. Вопросы для самоконтроля
- 2.5. Темы докладов и рефератов
- 2.6. Словарь основной терминологии
- Тема 3. Краткий исторический очерк этнопсихологии Основные направления этнопсихологических исследований
- 3.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание
- 3.2. Задания для самостоятельной работы студентов
- 3.3. Вопросы для самоконтроля
- 3.4 Темы докладов и рефератов
- Семинарское занятие (по темам 1-3). «Этнопсихология в системе наук о человеке: теория и практика»
- Тема 4.Содержание психологических основ нации
- 4.1. Учебные вопросы лекции
- 4.2. Краткое содержание лекции Понятие и состав психологических основ нации
- Национальное сознание
- Историческая память
- Национальные интересы и национальные вкусы
- Национальная культура и национальный язык
- Национальная самооценка (концепция а.Д. Карнышева)
- Тема 5. Культура как психологический феномен
- 5.1. Учебные вопросы лекции
- 5.2. Краткое содержание лекции Соотношение культуры народа и этнической культуры
- Признаки и элементы культуры
- Понимание этнической культуры как адаптации
- Базовые измерения культуры по г. Хофстеду
- Экпенсивнье и интенсивные культуры
- 5.3. Вопросы для самоконтроля
- 5.4. Темы докладов и рефератов
- 5.5. Словарь основной терминологии
- Тема 6. Психологические закономерности возникновения и развития этнического самосознания
- 6.1. Учебные вопросы лекции
- 6.2. Краткое содержание лекции Концепция этнического самосознания а. А. Налчаджана
- Концепция этнического самосознания в.Ю. Хотинец
- 6.3. Вопросы для самоконтроля
- 6.4. Темы докладов и рефератов
- 6.5. Словарь основной терминологии
- Тема 7. Социально-психологические корни этнической идентичности личности
- 7.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание
- 7.2. Краткое содержание лекции
- Структура этнической идентичности
- Формирование этнической идентичности
- Виды этнической идентичности
- Отклонения от нормы этнической идентичности
- 7.3. Вопросы для самоконтроля
- 7.4. Темы докладов и рефератов
- 7.5. Словарь основной терминологии
- Семинарское занятие 2. «Этническое самосознание и этническая идентичность в полеэтнической среде»
- Тема 8. Психология национального характера
- 8.1. Учебные вопросы лекции
- 8.2. Краткое содержание лекции
- 8.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 8.4. Вопросы для самоконтроля
- 8.5. Темы докладов и рефератов
- 8.6. Словарь основной терминологии
- Семинарское занятие 3. «Национальный характер: миф или реальность?» Ролевая игра «Этнопсихологическая дискуссия»
- Тема 9. Понятие механизмов межгруппового восприятия в межэтнических отношениях
- 9.1. Учебные вопросы лекции
- 9.2. Краткое содержание лекции Понятие межгруппового восприятия в межэтнических отношениях
- Внутригрупповой фаворитизм и этноцентризм
- Этнические стереотипы
- Теория этноцентризма у. Самнера
- 9.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 9.4. Вопросы для самоконтроля
- 9.5. Темы докладов и рефератов
- 9.6. Словарь основной терминологии
- Семинарское занятие 4. «Этноцентризм»
- Тема 10. Психологические аспекты смены индивидом культуры
- 10.1. Учебные вопросы лекции
- 10.2. Краткое содержание лекции
- Концепции «культурного шока»
- Культурная дистанция как главная детерминанта «культурного шока»
- Формы психологической помощи мигрантам
- 10.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 10.4. Вопросы для самоконтроля
- 10.5. Темы докладов и рефератов
- 10.6. Словарь основной терминологии
- Семинарское занятие 5. «Маргинальный статус и адаптивные реакции»
- Тема 11. Психология межэтнических конфликтов и способы их разрешения
- 11.1. Учебные вопросы лекции
- 11.2. Краткое содержание лекции Феноменология межэтнической напряженности
- Межэтнический конфликт как форма межгруппового конфликта
- Стадии межэтнических конфликтов
- Мотивы межэтнических конфликтов
- Способы и принципы решения и предупреждения межэтнических конфликтов
- 11.3. Вопросы для самоконтроля
- 11.4. Темы докладов и рефератов
- 11.5. Словарь основной терминологии
- Семинарское занятие 6. «Этнические конфликты – причины возникновения и способы урегулирования»
- Тема 12. Общение и культура
- 12.1. Учебные вопросы лекции
- 12.2. Краткое содержание лекции Психолингвистический подход в. Гумбольдта. Теория лингвистического детерминизма э. Сепира и б. Уорфа
- Стили вербальной коммуникации. Невербальная коммуникация и культура
- Формы невербального поведения по Дж. Райшу
- 12.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 12.4. Вопросы для самоконтроля
- 12.5. Темы докладов и рефератов
- 12.6. Словарь основной терминологии
- Тема 13. Познавательные процессы и культура
- 13.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание
- 13.2. Вопросы для самоконтроля
- 13.3. Темы докладов и рефератов
- Тема 14. Методы изучения национально-психологических особенностей людей
- 14.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание
- 14.2. Вопросы для самоконтроля
- Семинарские и практические занятия
- Семинарское занятие 1. «Этнопсихология в системе наук о человеке: теория и практика»
- Вопросы для обсуждения
- Семинарское занятие 2. «Этническое самосознание и этническая идентичность в полеэтнической среде»
- Семинарское занятие 3. «Национальный характер: миф или реальность?»
- Перечень вопросов к экзамену
- Литература