logo
УМП_этнопсихология

8.2. Краткое содержание лекции

Национальный характер – совокупность признаков, комплекс физических и духовных качеств, отличающих людей разных, национальностей друг от друга [71, c.98].

Национальный характер рассматривается как компонент психического склада нации, включающий в себя систему отношений конкретной этнической общности к различным сторонам окружающей действительности, закрепившуюся и проявляющуюся в устойчивых стереотипах мышления, эмоционального реагирования и поведения в целом.

Необходимость изучения особенностей национального характера обусловлена требованиями, предъявляемыми к пониманию сущности современных проблем, причин явлений и процессов, механики взаимодействия общественных и политических сил.

Национальный характер как этнический феномен имеет следующие характерные особенности:

  1. формируется в результате исторического развития нации;

  2. складывается под влиянием географических, климатических, социально-политических, экономических и иных факторов;

  3. непосредственно проявляется в искусстве, а особенно в фольклоре;

  4. формирует у представителей конкретной нации своеобразное относиение к своей социально-бытовой среде, окружающему миру, труду, к своей и другим этническим общностям через наличие в национальном характере определенных качеств, которые и обусловливают соответствующее отношение;

  5. во многом определяет направленность национального сознания людей с помощью идеологических и общественно-психологических установок.

Национальный характер, как и все социально-психические явления, проявляется в способе поведения, образе мыслей, складе ума, обычаях, традициях, вкусах и т.д. больших групп людей и значительно меньше у отдельных индивидов, наиболее отчетливо национальный характер проявляется в национальном темпераменте.

Отношение психологов к понятию «национальный характер» не является однозначным.

Известный психолог И.С. Кон в статье «Национальный характер: миф или реальность» приходит к выводу, что «такого научного понятия не существует». Поэтому многие ученые стараются избегать термина «национальный характер» и употребляют термин «менталитет» и «иерархическая структура этнокультурных характеристик».

Впервые термин «менталитет» (от лат. mentalis – умственный, духовный) употребил американский писатель Р. Эмерсон в 1882 г., развили - Декарт, Кант. Швейцарский психолог К.Г. Юнг обосновал близкое понятие «архетип».

Французские философы, М. Блондель и Ж. Гофре, считали, что ментальность – это совокупность образов и представлений, которой руководствуются в своем поведении члены социальной группы и в которой выражено их понимание мира в целом и собственного места в нем. Французское слово mentalite лучше всего переводится как «миропонимание».

Различают национальный и индивидуальный менталитет.

Национальный менталитет – своеобразие видения личностью окружающего мира и специфика реагирования личности на этот мир, детерминирующиеся экономическими и политическими условиями в историческом аспекте [48, c.20-29].

Индивидуальный менталитет – присвоенные индивидом специфические способы восприятия и особенности образа мыслей, выражающиеся в специфических для данной общности формах поведения и видах деятельности [64, c.184].

В имеющихся публикациях менталитет трактуется как интеллектуальные процедуры, способы мировосприятия, присущие людям определенной эпохи (Л. Февр), система образов, представлений (Ж. Дюби), основа образа жизни – (В.С. Барулин), уровень индивидуального и общественного сознания (А.Я. Гуревич), человеческая активность, объективированная в культурных памятниках (В.А. Шкуратов), совокупность взглядов, мнений, стереотипов, форм и способов поведения (А.В. Петровский).

Образное определение менталитета дала видный советский социальный психолог Е.В. Шорохова. Она определила его как «Огурцы в мешке», подразумевая тем самым, что в это понятие можно включить все, что угодно.

В структуру менталитета входят:

Проявляется менталитет в стереотипах поведения и принятия решения, традициях и обычаях.

По мнению Кочеткова В.В. изучающего межкультурные различия русский менталитет характеризуют [64, c.344-363]:

  1. открытость и недостаточность, готовность ассимилировать, принимать влияния извне;

  2. коллективизм, общинность;

  3. преобладание нравственных и моральных ценностей над правовыми;

  4. крайности и противоречия;

  5. преобладание интуиции над логикой («авось»);

  6. ортодоксия.