5.2. Краткое содержание лекции Соотношение культуры народа и этнической культуры
Слово «culture» латинского происхождения и первоначально имело смысл возделывания, облагораживания земли. Говоря о культуре, мы имеем в виду те явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые отличают человека от природы.
Существуют три основные части культуры: первая из них связана с общественным сознанием людей, вторая проявляется в их поведении и действиях и третья – в материальных результатах их деятельности. Все, что мы говорим, делаем или представляем в своем воображении, за исключением, пожалуй, лишь инстинктивных физиологических действий, можно считать культурно обусловленным. Поэтому наш язык, наша пища, религия, домашнее хозяйство, виды спорта и многое другое относится к усвоенному поведению и является компонентом культуры.
Культура – характерный образ мыслей и действий, способ духовного освоения действительности на основе выявления ценностей, воплощаемых в образцах деятельности, передаваемых от поколения к поколению в процессе социализации [65, с.176-177].
В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (например, культура класса, группы, слоя), социально-этнической общности (этническая культура, национальная культура) или всего общества в целом.
В широком значении этническая культура – это совокупность присущих этносу способов жизнедеятельности, необходимых для сохранения и развития этноса. В узком смысле под этнической культурой понимается совокупность элементов материальной и духовной культуры этноса, являющихся основным этнодифференцирующим признаком [126, c.167].
В широком значении под национальной культурой подразумевается совокупность культурных достижений, присущих данной нации вне зависимости от того, имеют ли различные элементы этого национального достояния специфическую национальную окраску или национально нейтральны. Культура нации – неотъемлемая составная часть мировой культуры. Национальная культура в собственном значении этого понятия есть совокупность культурных элементов и ценностей, которые распознаются людьми как «наше» и «не наше», способствуют осознанию ими своего единства и отличия от представителей других наций [126, c.170].
- Содержание
- I. Общие методические указания
- Требования к уровню усвоения содержания курса специалистом в области психологии, предусмотренные гос
- Порядок изучения курса
- Рекомендации по подготовке к семинару
- Тема 1. Этнопсихология как наука, ее основания и особенности
- 1.2. Краткое содержание лекции
- Предмет и объект этнопсихологии
- Сущность и структура этнопсихологии
- Функции этнической психологии
- Методологические основы, принципы, методы, методики и техники исследований в этнической психологии
- Задачи этнической психологии как науки
- 1.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 1.4. Вопросы для самоконтроля
- 1.5. Темы докладов и рефератов
- 1.6. Словарь основной терминологии
- Тема 2. Категориальный аппарат этнопсихологии
- 2.1. Учебные вопросы лекции
- 2.2. Краткое содержание лекции Категория этноса и его составляющие
- Концепции примордиализма, конструктивизма и инструментализма в понимании этноса
- Понятие этноса и представление о суггестии у б.Ф. Поршнева
- Понятие этноса в концепции этногенеза л.Н. Гумилева
- 2.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 2.4. Вопросы для самоконтроля
- 2.5. Темы докладов и рефератов
- 2.6. Словарь основной терминологии
- Тема 3. Краткий исторический очерк этнопсихологии Основные направления этнопсихологических исследований
- 3.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание
- 3.2. Задания для самостоятельной работы студентов
- 3.3. Вопросы для самоконтроля
- 3.4 Темы докладов и рефератов
- Семинарское занятие (по темам 1-3). «Этнопсихология в системе наук о человеке: теория и практика»
- Тема 4.Содержание психологических основ нации
- 4.1. Учебные вопросы лекции
- 4.2. Краткое содержание лекции Понятие и состав психологических основ нации
- Национальное сознание
- Историческая память
- Национальные интересы и национальные вкусы
- Национальная культура и национальный язык
- Национальная самооценка (концепция а.Д. Карнышева)
- Тема 5. Культура как психологический феномен
- 5.1. Учебные вопросы лекции
- 5.2. Краткое содержание лекции Соотношение культуры народа и этнической культуры
- Признаки и элементы культуры
- Понимание этнической культуры как адаптации
- Базовые измерения культуры по г. Хофстеду
- Экпенсивнье и интенсивные культуры
- 5.3. Вопросы для самоконтроля
- 5.4. Темы докладов и рефератов
- 5.5. Словарь основной терминологии
- Тема 6. Психологические закономерности возникновения и развития этнического самосознания
- 6.1. Учебные вопросы лекции
- 6.2. Краткое содержание лекции Концепция этнического самосознания а. А. Налчаджана
- Концепция этнического самосознания в.Ю. Хотинец
- 6.3. Вопросы для самоконтроля
- 6.4. Темы докладов и рефератов
- 6.5. Словарь основной терминологии
- Тема 7. Социально-психологические корни этнической идентичности личности
- 7.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание
- 7.2. Краткое содержание лекции
- Структура этнической идентичности
- Формирование этнической идентичности
- Виды этнической идентичности
- Отклонения от нормы этнической идентичности
- 7.3. Вопросы для самоконтроля
- 7.4. Темы докладов и рефератов
- 7.5. Словарь основной терминологии
- Семинарское занятие 2. «Этническое самосознание и этническая идентичность в полеэтнической среде»
- Тема 8. Психология национального характера
- 8.1. Учебные вопросы лекции
- 8.2. Краткое содержание лекции
- 8.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 8.4. Вопросы для самоконтроля
- 8.5. Темы докладов и рефератов
- 8.6. Словарь основной терминологии
- Семинарское занятие 3. «Национальный характер: миф или реальность?» Ролевая игра «Этнопсихологическая дискуссия»
- Тема 9. Понятие механизмов межгруппового восприятия в межэтнических отношениях
- 9.1. Учебные вопросы лекции
- 9.2. Краткое содержание лекции Понятие межгруппового восприятия в межэтнических отношениях
- Внутригрупповой фаворитизм и этноцентризм
- Этнические стереотипы
- Теория этноцентризма у. Самнера
- 9.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 9.4. Вопросы для самоконтроля
- 9.5. Темы докладов и рефератов
- 9.6. Словарь основной терминологии
- Семинарское занятие 4. «Этноцентризм»
- Тема 10. Психологические аспекты смены индивидом культуры
- 10.1. Учебные вопросы лекции
- 10.2. Краткое содержание лекции
- Концепции «культурного шока»
- Культурная дистанция как главная детерминанта «культурного шока»
- Формы психологической помощи мигрантам
- 10.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 10.4. Вопросы для самоконтроля
- 10.5. Темы докладов и рефератов
- 10.6. Словарь основной терминологии
- Семинарское занятие 5. «Маргинальный статус и адаптивные реакции»
- Тема 11. Психология межэтнических конфликтов и способы их разрешения
- 11.1. Учебные вопросы лекции
- 11.2. Краткое содержание лекции Феноменология межэтнической напряженности
- Межэтнический конфликт как форма межгруппового конфликта
- Стадии межэтнических конфликтов
- Мотивы межэтнических конфликтов
- Способы и принципы решения и предупреждения межэтнических конфликтов
- 11.3. Вопросы для самоконтроля
- 11.4. Темы докладов и рефератов
- 11.5. Словарь основной терминологии
- Семинарское занятие 6. «Этнические конфликты – причины возникновения и способы урегулирования»
- Тема 12. Общение и культура
- 12.1. Учебные вопросы лекции
- 12.2. Краткое содержание лекции Психолингвистический подход в. Гумбольдта. Теория лингвистического детерминизма э. Сепира и б. Уорфа
- Стили вербальной коммуникации. Невербальная коммуникация и культура
- Формы невербального поведения по Дж. Райшу
- 12.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 12.4. Вопросы для самоконтроля
- 12.5. Темы докладов и рефератов
- 12.6. Словарь основной терминологии
- Тема 13. Познавательные процессы и культура
- 13.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание
- 13.2. Вопросы для самоконтроля
- 13.3. Темы докладов и рефератов
- Тема 14. Методы изучения национально-психологических особенностей людей
- 14.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание
- 14.2. Вопросы для самоконтроля
- Семинарские и практические занятия
- Семинарское занятие 1. «Этнопсихология в системе наук о человеке: теория и практика»
- Вопросы для обсуждения
- Семинарское занятие 2. «Этническое самосознание и этническая идентичность в полеэтнической среде»
- Семинарское занятие 3. «Национальный характер: миф или реальность?»
- Перечень вопросов к экзамену
- Литература