Понятие этноса в концепции этногенеза л.Н. Гумилева
Л.Н. Гумилев (1913-1992), историк и этнограф, выдвинул оригинальную «концепцию Гумилева» происхождения этносов. Давая определение этносу, он утверждает, что для правильного понимания этноса следует выделить следующие понятия:
популяция – это совокупность особей одного вида, населяющая в течение ряда поколений определенную территорию, внутри которой осуществляется свободное скрещивание и которая, в то же время, отделена от соседних популяций некоторой изоляцией.
этнос – система, состоящая из особей, связанных генетически, культурно и экономически.
раса – сходная исключительно по физическим признакам группа этносов.
Гумилев выделяет следующие характеристики этноса:
имеет тесную связь с ландшафтом, так как именно природные и ландшафтные особенности обеспечивают людям возможность выжить;
зависит и от социальных и искусственно созданных условий, которые влияют на развитие ландшафта;
имеет свое психологическое своеобразие, под которым понимается сложившийся коллектив людей, обладающий следующими характеристиками:
естественное формирование;
устойчивость;
наличие определенных стереотипов поведения, меняющихся в процессе исторического развития данного этноса;
противопоставление себя всем прочим аналогичным коллективам.
По Гумилеву, необязательными, т.е. не всегда говорящими о существовании единой этнической системы, признаками этноса являются социальные, общественно-экономические, идеологические, культурные и языковые категории.
Этносы могут образовываться разными способами: вследствие воздействия религии, простого родства, в результате территориального слияния из-за войны и т. д.
Этнос как система в теории Гумилева анализируется через анализ семьи как системы, в которой реально существующим и действующим фактором являются не предметы, а связи между отдельными людьми, которые при взаимной несхожести и есть реальные проявления системы. Связи в системе могут быть как положительными, так и отрицательными. В контексте семьи системные связи проявляются на протяжении всей жизни индивида, начиная с младенчества, когда его связь со старшими имеет зависимый характер, в течение его взрослой жизни, когда уже он о ком-то заботится, и это меняет качество связи, и в конце, когда, став стариком, ему самому нужна забота и его связь с системой, опять меняет свое содержание.
Гумилев выдвигает следующие характеристики этноса как системы:
никогда не бывает статичным, а находится либо в динамическом равновесии (гомеостаз), либо в движении от какого-то толчка, импульс которого находится вне данной системы;
имеет собственную меру устойчивости, которая определяется не его массой, т.е. численностью населения и точностью копирования предков, а среднестатистическим набором связей, благодаря которым этнос становится более эластичным, т.е. способным амортизировать и иногда регенерировать внешние воздействия;
понимается как система различных по вкусам и способностям личностей, продуктов их деятельности, традиций, особенностей географической среды, этнического окружения, а также определенные тенденции, господствующие в развитии системы;
имеет управляющую систему, передающую энергию внутри и вне этноса, в качестве которой выступает традиция.
Гумилев определяет этногенез как длительный цикличный процесс развития, включающий в себя такие фазы:
Фаза подъема – интенсивный рост пассионарного напряжения в этнической системе следствие пассионарного толчка.
Фаза акматическая – пассионарное напряжение достигает наивысших для данной системы уровней.
Фаза надлома – резкое снижение пассионарного напряжения, сопровождающееся расколом этнического поля, ростом числа субпассионариев, острыми конфликтами внутри этнической системы.
Фаза инерционная – некоторое повышение и затем плавное снижение уровня пассионарного напряжения.
Фаза обскурации – пассионарное напряжение убывает до уровня ниже гомеостатического (нулевого).
Фаза регенерации – возможное восстановление этнической системы за счет сохранившейся на окраинах ареала пассионарности.
Фаза мемориальная – близкая к гомеостазу фаза этногенеза, знаменуется завершением этого процесса. На этой фазе этническая система уже потеряла пассионарность, лишь отдельные ее члены продолжают сохранять культурные традиции прошлого.
В процессе исторического развития этногенез может происходить в результате осуществления различных этнических контактов с другими этносами.
Выделяются следующие виды этнических контактов и, следовательно, этногенеза:
сосуществование, когда взаимодействующие этносы не смешиваются и не поглощают друг друга, заимствуя нововведения;
ассимиляция, когда один этнос поглощается другим и происходит его полное забвение;
метисация, когда новый этнос основан на сочетании традиций других этносов, но данный вариант не является стойким;
слияние, при котором забываются традиции первичных компонентов и рядом (или вместо) возникает третий этнос, это – главный, но редко встречающийся вариант этногенеза.
Для объяснения особенностей этногенеза Гумилев использует понятие пассионарности, которая управляет развитием этносов. Ее задачей является подача импульса, который и приводит в движение механизм развития этноса.
Пассионарность имеет следующие характерные особенности:
может присутствовать в целом этносе, в отдельных группах, а также в характере отдельных представителей этноса, которым будут присущи такие черты характера, как:
повышенная энергичность и целеустремленность;
честолюбие;
гордость;
способность к внушению;
имеет характер подсознательного процесса и протекает как различные проявления нервной деятельности представителей этноса;
запечатлевается в истории этноса в виде особо важных событий, которые коренным образом меняют течение его жизни.
Теория самоорганизации – синергетическая парадигма
Теория самоорганизации представляет собой один из подходов в решении задач, связанных с этническими процессами. Эта теория основана на принципе синергетики, которая является дальнейшим эволюционным развитием системных методов. Понятие «синергетика» определяется как совместное действие.
Фундаментальным принципом данной концепции является возможность спонтанного возникновения системы из беспорядка и хаоса в результате процессов самоорганизации. При этом понятие хаоса не несет в себе негативного смысла, а наоборот, приобретает созидательное значение, когда хаос выступает силой, способствующей самоструктурированию нелинейной среды. Хаос лежит в основе механизма объединения простых структур в сложные и согласования темпов их эволюции.
Нелинейная система – это мир с иными, отличающимися от привычных для классической науки закономерностями. Это закономерности вырастания сложных структур из малых и хаотичных, построения целого из частей.
Нелинейные системы имеют следующие отличительные особенности:
широта и богатство внутренних проявлений, при котором любое перечисление свойств нелинейных систем никогда не будет полным и исчерпывающим;
спонтанное образование пространственно-временных структур нелинейных систем, которые, таким образом, являются самоорганизующимися, т. е. обретают присущие им структуры или функции без какого бы то ни было вмешательства извне.
Особенности самоорганизующихся систем:
нелинейный характер существования и функционирования;
открытость самой системы, позволяющая обмениваться веществом, энергией и информацией с окружающей средой, т.е. иметь свои источники и истоки. В природе практически не существует закрытых систем, а любая социальная или этническая система является открытой;
необратимость и многовариантность возможных путей развития, т.е. это ситуация, когда у системы имеется несколько возможных для нее путей развития, но развиваться она может лишь по одному из них, при этом никакими, даже самыми сильными средствами, нельзя заставить развиваться ее каким-либо другим, не свойственным ей путем;
ситуации неустойчивости системы, когда в ходе ее развития имеются такие моменты, в которые даже слабое внешнее воздействие может радикально изменить путь ее развития, сменив один возможный путь на другой;
сложность и многомерность внутренней структуры, наличие множества степеней свободы каждой из ее составляющих, имеющих при этом неодинаковую степень выраженности;
возникновение в системе с течением времени небольшого количества степеней свободы, называемых параметрами порядка, к которым «подстраиваются» остальные подсистемы.
Отдельные члены этноса обладают самыми разнообразными психологическими особенностями и характеристиками, но для этнической системы важны не все эти особенности и даже не их сумма, а те характеристики, которые в свое время закрепились и нашли отражение в традициях, обычаях, установках, стереотипах, идеалах, т.е. стали системными. Именно эти системные характеристики. Или «параметры порядка», в той или иной мере накладывают отпечаток на каждого представителя этноса. В то же время для этнической системы очень важным является то, чтобы каждый ее элемент (отдельный человек) имел свободу воли. Так, в период хаоса и смут идеи отдельного человека или группы могут стать «параметрами порядка», которые позволят вывести этнос из этого состояния.
- Содержание
- I. Общие методические указания
- Требования к уровню усвоения содержания курса специалистом в области психологии, предусмотренные гос
- Порядок изучения курса
- Рекомендации по подготовке к семинару
- Тема 1. Этнопсихология как наука, ее основания и особенности
- 1.2. Краткое содержание лекции
- Предмет и объект этнопсихологии
- Сущность и структура этнопсихологии
- Функции этнической психологии
- Методологические основы, принципы, методы, методики и техники исследований в этнической психологии
- Задачи этнической психологии как науки
- 1.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 1.4. Вопросы для самоконтроля
- 1.5. Темы докладов и рефератов
- 1.6. Словарь основной терминологии
- Тема 2. Категориальный аппарат этнопсихологии
- 2.1. Учебные вопросы лекции
- 2.2. Краткое содержание лекции Категория этноса и его составляющие
- Концепции примордиализма, конструктивизма и инструментализма в понимании этноса
- Понятие этноса и представление о суггестии у б.Ф. Поршнева
- Понятие этноса в концепции этногенеза л.Н. Гумилева
- 2.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 2.4. Вопросы для самоконтроля
- 2.5. Темы докладов и рефератов
- 2.6. Словарь основной терминологии
- Тема 3. Краткий исторический очерк этнопсихологии Основные направления этнопсихологических исследований
- 3.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание
- 3.2. Задания для самостоятельной работы студентов
- 3.3. Вопросы для самоконтроля
- 3.4 Темы докладов и рефератов
- Семинарское занятие (по темам 1-3). «Этнопсихология в системе наук о человеке: теория и практика»
- Тема 4.Содержание психологических основ нации
- 4.1. Учебные вопросы лекции
- 4.2. Краткое содержание лекции Понятие и состав психологических основ нации
- Национальное сознание
- Историческая память
- Национальные интересы и национальные вкусы
- Национальная культура и национальный язык
- Национальная самооценка (концепция а.Д. Карнышева)
- Тема 5. Культура как психологический феномен
- 5.1. Учебные вопросы лекции
- 5.2. Краткое содержание лекции Соотношение культуры народа и этнической культуры
- Признаки и элементы культуры
- Понимание этнической культуры как адаптации
- Базовые измерения культуры по г. Хофстеду
- Экпенсивнье и интенсивные культуры
- 5.3. Вопросы для самоконтроля
- 5.4. Темы докладов и рефератов
- 5.5. Словарь основной терминологии
- Тема 6. Психологические закономерности возникновения и развития этнического самосознания
- 6.1. Учебные вопросы лекции
- 6.2. Краткое содержание лекции Концепция этнического самосознания а. А. Налчаджана
- Концепция этнического самосознания в.Ю. Хотинец
- 6.3. Вопросы для самоконтроля
- 6.4. Темы докладов и рефератов
- 6.5. Словарь основной терминологии
- Тема 7. Социально-психологические корни этнической идентичности личности
- 7.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание
- 7.2. Краткое содержание лекции
- Структура этнической идентичности
- Формирование этнической идентичности
- Виды этнической идентичности
- Отклонения от нормы этнической идентичности
- 7.3. Вопросы для самоконтроля
- 7.4. Темы докладов и рефератов
- 7.5. Словарь основной терминологии
- Семинарское занятие 2. «Этническое самосознание и этническая идентичность в полеэтнической среде»
- Тема 8. Психология национального характера
- 8.1. Учебные вопросы лекции
- 8.2. Краткое содержание лекции
- 8.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 8.4. Вопросы для самоконтроля
- 8.5. Темы докладов и рефератов
- 8.6. Словарь основной терминологии
- Семинарское занятие 3. «Национальный характер: миф или реальность?» Ролевая игра «Этнопсихологическая дискуссия»
- Тема 9. Понятие механизмов межгруппового восприятия в межэтнических отношениях
- 9.1. Учебные вопросы лекции
- 9.2. Краткое содержание лекции Понятие межгруппового восприятия в межэтнических отношениях
- Внутригрупповой фаворитизм и этноцентризм
- Этнические стереотипы
- Теория этноцентризма у. Самнера
- 9.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 9.4. Вопросы для самоконтроля
- 9.5. Темы докладов и рефератов
- 9.6. Словарь основной терминологии
- Семинарское занятие 4. «Этноцентризм»
- Тема 10. Психологические аспекты смены индивидом культуры
- 10.1. Учебные вопросы лекции
- 10.2. Краткое содержание лекции
- Концепции «культурного шока»
- Культурная дистанция как главная детерминанта «культурного шока»
- Формы психологической помощи мигрантам
- 10.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 10.4. Вопросы для самоконтроля
- 10.5. Темы докладов и рефератов
- 10.6. Словарь основной терминологии
- Семинарское занятие 5. «Маргинальный статус и адаптивные реакции»
- Тема 11. Психология межэтнических конфликтов и способы их разрешения
- 11.1. Учебные вопросы лекции
- 11.2. Краткое содержание лекции Феноменология межэтнической напряженности
- Межэтнический конфликт как форма межгруппового конфликта
- Стадии межэтнических конфликтов
- Мотивы межэтнических конфликтов
- Способы и принципы решения и предупреждения межэтнических конфликтов
- 11.3. Вопросы для самоконтроля
- 11.4. Темы докладов и рефератов
- 11.5. Словарь основной терминологии
- Семинарское занятие 6. «Этнические конфликты – причины возникновения и способы урегулирования»
- Тема 12. Общение и культура
- 12.1. Учебные вопросы лекции
- 12.2. Краткое содержание лекции Психолингвистический подход в. Гумбольдта. Теория лингвистического детерминизма э. Сепира и б. Уорфа
- Стили вербальной коммуникации. Невербальная коммуникация и культура
- Формы невербального поведения по Дж. Райшу
- 12.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 12.4. Вопросы для самоконтроля
- 12.5. Темы докладов и рефератов
- 12.6. Словарь основной терминологии
- Тема 13. Познавательные процессы и культура
- 13.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание
- 13.2. Вопросы для самоконтроля
- 13.3. Темы докладов и рефератов
- Тема 14. Методы изучения национально-психологических особенностей людей
- 14.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание
- 14.2. Вопросы для самоконтроля
- Семинарские и практические занятия
- Семинарское занятие 1. «Этнопсихология в системе наук о человеке: теория и практика»
- Вопросы для обсуждения
- Семинарское занятие 2. «Этническое самосознание и этническая идентичность в полеэтнической среде»
- Семинарское занятие 3. «Национальный характер: миф или реальность?»
- Перечень вопросов к экзамену
- Литература