Национальная самооценка (концепция а.Д. Карнышева)
Национальная самооценка, как считает российский социальный психолог А.Д. Карнышев, может быть [54, с.25-27]:
заниженная, или неадекватно низкая;
адекватно низкая;
адекватно высокая;
завышенная, или неадекватно высокая.
Сущность и структура межнациональных отношений людей
Под межэтническими взаимоотношениями понимается вся совокупность отношений и взаимодействий представителей различных этносов друг с другом на межгосударственном, внутригосударственном и бытовом уровне[147, c.517]. Межгосударственные взаимоотношения различных этносов регулируются международными соглашениями, а отношения этнических общностей внутри одного государства определяются государственным законодательством, а также моральными нормами и сложившимися традициями взаимодействия и коммуникации между представителями других этнических групп.
Межэтнические отношения могут быть основаны на конкуренции, под которой понимаются отношения соревнования между этносами за право обладания необходимыми для их дальнейшего экономического развития и жизнедеятельности ресурсами, и чаще всего это обусловлено политическими факторами и ограниченностью жизненных средств. Конкуренция может осуществляться как на межгосударственном уровне, когда народы разных стран вступают в соревнование за право обладания теми или иными ресурсами, так и на уровне одного государства, между населяющими его этносами.
Существуют следующие классификации межэтнических отношений [91, c.54-58]:
«чистые», или основные, типы, имеющие или не имеющие системы ранжирования;
типы и соответствующие им этапы межэтнических отношений, основанные на специфике первой встречи вступивших во взаимодействие этносов;
межэтнические отношения на уровне двух индивидов.
Классификация этапов развития межэтнических отношений
Этапы развития межэтнических отношений, так же как и их типы, могут быть классифицированы различными способами. На основании этого рассматривается четыре типа развития межэтнических отношений, в каждом из которых выделяются свои этапы. Выделяются следующие типы и соответствующие им этапы развития межэтнических отношений [91, с.74]:
первый – тип межэтнических отношений, выделенный Р. Парком;
второй – тип, при котором происходит завоевание и доминирование;
третий – тип, при котором осуществляется создание колоний;
четвертый – тип, обусловленный уровнем культуры и мышления.
Взаимодействие этнических общностей характеризуется следующими наиболее типичными (общими) процессами:
миграцией;
интеграцией;
консолидацией;
ассимиляцией;
аккомодацией, или адаптацией;
аккультурацией.
Употребляемые для определения характера этнических процессов понятия «интеграция», «консолидация», «ассимиляция» означают как бы последовательные стадии таких процессов. Также при рассмотрении процессов межэтнического взаимодействия можно выделить такие специфические процессы, как трайбализм, под которым понимается этническая ситуация в молодых государствах Азии и Африки, где существовавшая при колониальном режиме племенная обособленность сохраняется в настоящее время, оказывая влияние на процессы консолидации и порождая межплеменные противоречия.
Феномен психологической защиты нации
В психологической литературе выделяют следующие психологические защитные механизмы этноса:
культуру;
язык;
способы символизации;
стремление к независимости;
другие действия этноса внутри и вне своей группы, например, эндогамные браки (только между евреями, только между арабами и др.).
4.3. Задания для самостоятельной работы студентов
Подумайте над проблемой соотношения понятий «общечеловеческое» и «общенациональное».
Осмыслите факторы, которые могли бы служить предпосылками объединения наций в будущем.
Составьте схему, позволяющую понять логику превращения общечеловеческого в национальное.
4.4. Вопросы для самоконтроля
Дайте определение понятию нация.
Что составляет психологическую основу нации?
Каковы особенности межэтнических отношений?
Перечислите механизмы психологической защиты этноса.
4.5. Словарь основной терминологии
Психологические основы нации совокупность внутренних связей как между ныне живущими представителями данной нации, так и между предками и потомками, которые позволяют данной нации функционировать и развиваться.
Национальное сознание выражается в сложной совокупности социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития нации.
Национальная культура совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также используемых ею способов взаимодействия с природой и другими нациями.
Национальный язык свойственный данной нации устный и письменный способ выражения мыслей и общения.
Национальная самооценка – важнейшая психологическая основа нации, сочетание индивидуальной оценки человеком, являющимся представителем конкретного этноса, своих возможностей и качеств и своей роли в нем с общей оценкой уровня значимости нации среди других народов.
Чувство национального достоинства – внутреннее переживание людьми ценности, значимости и самобытности собственной нации в сообществе разных народов безотносительно к каким бы то ни было критериям оценок.
Национальная гордость – это патриотические чувства любви к своей родине и народу, осознание своей принадлежности к определенной нации, выражающиеся в понимании общности интересов, национальной культуры, языка и религии.
Патриотизм (греч. Patris – родина, отечество) – сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу. Оно проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов.
Шовинизм представляет собой крайнюю, наиболее опасную форму национализма, выражающуюся в безудержном возвеличивании собственной нации, национальном чванстве и высокомерии.
Национализм – идеология, социальная практика и политика в основе которых лежит идея превосходства одних «высших» наций над другими– «низшими», «неполноценными».
Межэтнические взаимоотношения – вся совокупность отношений и взаимодействий представителей различных этносов друг с другом на межгосударственном, внутригосударственном и бытовом уровне.
Миграция – это процесс передвижения этнических групп в пределах этнической территории, переселение их в другие районы.
Интеграция – процесс установления этнических и культурных контактов разнородных этносов в пределах одной социально-политической общности.
Консолидация – процесс слияния относительно самостоятельных народов и их крупных подразделений, обычно родственных по языку и культуре, в единую этническую общность.
Ассимиляция – процесс этнического взаимодействия уже сформировавшихся этносов, значительно различающихся по происхождению, культуре и языку, в результате которого представители одного этноса усваивают язык и культуру другого и полностью утрачивают прежнюю этническую принадлежность.
Аккультурация – процесс приобретения одним этносом тех или иных форм культуры другого народа, происходящий в результате общения этих народов.
Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам.
Историческая память этноса – важнейший компонент духовной культуры этноса, позволяющий поддерживать непрерывность этнической эволюции, преемственность культуры этноса и передавать ее последующим поколениям.
- Содержание
- I. Общие методические указания
- Требования к уровню усвоения содержания курса специалистом в области психологии, предусмотренные гос
- Порядок изучения курса
- Рекомендации по подготовке к семинару
- Тема 1. Этнопсихология как наука, ее основания и особенности
- 1.2. Краткое содержание лекции
- Предмет и объект этнопсихологии
- Сущность и структура этнопсихологии
- Функции этнической психологии
- Методологические основы, принципы, методы, методики и техники исследований в этнической психологии
- Задачи этнической психологии как науки
- 1.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 1.4. Вопросы для самоконтроля
- 1.5. Темы докладов и рефератов
- 1.6. Словарь основной терминологии
- Тема 2. Категориальный аппарат этнопсихологии
- 2.1. Учебные вопросы лекции
- 2.2. Краткое содержание лекции Категория этноса и его составляющие
- Концепции примордиализма, конструктивизма и инструментализма в понимании этноса
- Понятие этноса и представление о суггестии у б.Ф. Поршнева
- Понятие этноса в концепции этногенеза л.Н. Гумилева
- 2.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 2.4. Вопросы для самоконтроля
- 2.5. Темы докладов и рефератов
- 2.6. Словарь основной терминологии
- Тема 3. Краткий исторический очерк этнопсихологии Основные направления этнопсихологических исследований
- 3.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание
- 3.2. Задания для самостоятельной работы студентов
- 3.3. Вопросы для самоконтроля
- 3.4 Темы докладов и рефератов
- Семинарское занятие (по темам 1-3). «Этнопсихология в системе наук о человеке: теория и практика»
- Тема 4.Содержание психологических основ нации
- 4.1. Учебные вопросы лекции
- 4.2. Краткое содержание лекции Понятие и состав психологических основ нации
- Национальное сознание
- Историческая память
- Национальные интересы и национальные вкусы
- Национальная культура и национальный язык
- Национальная самооценка (концепция а.Д. Карнышева)
- Тема 5. Культура как психологический феномен
- 5.1. Учебные вопросы лекции
- 5.2. Краткое содержание лекции Соотношение культуры народа и этнической культуры
- Признаки и элементы культуры
- Понимание этнической культуры как адаптации
- Базовые измерения культуры по г. Хофстеду
- Экпенсивнье и интенсивные культуры
- 5.3. Вопросы для самоконтроля
- 5.4. Темы докладов и рефератов
- 5.5. Словарь основной терминологии
- Тема 6. Психологические закономерности возникновения и развития этнического самосознания
- 6.1. Учебные вопросы лекции
- 6.2. Краткое содержание лекции Концепция этнического самосознания а. А. Налчаджана
- Концепция этнического самосознания в.Ю. Хотинец
- 6.3. Вопросы для самоконтроля
- 6.4. Темы докладов и рефератов
- 6.5. Словарь основной терминологии
- Тема 7. Социально-психологические корни этнической идентичности личности
- 7.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание
- 7.2. Краткое содержание лекции
- Структура этнической идентичности
- Формирование этнической идентичности
- Виды этнической идентичности
- Отклонения от нормы этнической идентичности
- 7.3. Вопросы для самоконтроля
- 7.4. Темы докладов и рефератов
- 7.5. Словарь основной терминологии
- Семинарское занятие 2. «Этническое самосознание и этническая идентичность в полеэтнической среде»
- Тема 8. Психология национального характера
- 8.1. Учебные вопросы лекции
- 8.2. Краткое содержание лекции
- 8.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 8.4. Вопросы для самоконтроля
- 8.5. Темы докладов и рефератов
- 8.6. Словарь основной терминологии
- Семинарское занятие 3. «Национальный характер: миф или реальность?» Ролевая игра «Этнопсихологическая дискуссия»
- Тема 9. Понятие механизмов межгруппового восприятия в межэтнических отношениях
- 9.1. Учебные вопросы лекции
- 9.2. Краткое содержание лекции Понятие межгруппового восприятия в межэтнических отношениях
- Внутригрупповой фаворитизм и этноцентризм
- Этнические стереотипы
- Теория этноцентризма у. Самнера
- 9.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 9.4. Вопросы для самоконтроля
- 9.5. Темы докладов и рефератов
- 9.6. Словарь основной терминологии
- Семинарское занятие 4. «Этноцентризм»
- Тема 10. Психологические аспекты смены индивидом культуры
- 10.1. Учебные вопросы лекции
- 10.2. Краткое содержание лекции
- Концепции «культурного шока»
- Культурная дистанция как главная детерминанта «культурного шока»
- Формы психологической помощи мигрантам
- 10.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 10.4. Вопросы для самоконтроля
- 10.5. Темы докладов и рефератов
- 10.6. Словарь основной терминологии
- Семинарское занятие 5. «Маргинальный статус и адаптивные реакции»
- Тема 11. Психология межэтнических конфликтов и способы их разрешения
- 11.1. Учебные вопросы лекции
- 11.2. Краткое содержание лекции Феноменология межэтнической напряженности
- Межэтнический конфликт как форма межгруппового конфликта
- Стадии межэтнических конфликтов
- Мотивы межэтнических конфликтов
- Способы и принципы решения и предупреждения межэтнических конфликтов
- 11.3. Вопросы для самоконтроля
- 11.4. Темы докладов и рефератов
- 11.5. Словарь основной терминологии
- Семинарское занятие 6. «Этнические конфликты – причины возникновения и способы урегулирования»
- Тема 12. Общение и культура
- 12.1. Учебные вопросы лекции
- 12.2. Краткое содержание лекции Психолингвистический подход в. Гумбольдта. Теория лингвистического детерминизма э. Сепира и б. Уорфа
- Стили вербальной коммуникации. Невербальная коммуникация и культура
- Формы невербального поведения по Дж. Райшу
- 12.3. Задания для самостоятельной работы студентов
- 12.4. Вопросы для самоконтроля
- 12.5. Темы докладов и рефератов
- 12.6. Словарь основной терминологии
- Тема 13. Познавательные процессы и культура
- 13.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание
- 13.2. Вопросы для самоконтроля
- 13.3. Темы докладов и рефератов
- Тема 14. Методы изучения национально-психологических особенностей людей
- 14.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание
- 14.2. Вопросы для самоконтроля
- Семинарские и практические занятия
- Семинарское занятие 1. «Этнопсихология в системе наук о человеке: теория и практика»
- Вопросы для обсуждения
- Семинарское занятие 2. «Этническое самосознание и этническая идентичность в полеэтнической среде»
- Семинарское занятие 3. «Национальный характер: миф или реальность?»
- Перечень вопросов к экзамену
- Литература