logo search
ТЕКСТЫ ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Генезис жестокости.

Возникновение и развитие склонности к жестокости психология, психиатрия, биология, криминология традиционно объясняют взаимосвязью причин филогенетической и онтогенетической природы. Рассмотрим основные.

Давно замечено, что поступки человека во многом детерминируются перцептивно-когнитивной сферой, на которую самое серьёзное влияние могут оказывать эмоции других людей. Это подтверждается экспериментально.29

С одной группой испытуемых экспериментатор обращался любезно и обходительно, по отношению к другой проявлял враждебность. Затем всем испытуемым были розданы стереоскопы, через которые предлагалось рассмотреть фотографии людей в различных эмоционально-экспрессивных состояниях. В аппараты случайно вставлялись пары фотографий людей с изображениями жизнерадостных и озлобленных лиц, а испытуемые оценивали состояние человека, изображённого на карточках. При этом раздражённые испытуемые из той группы, с которой экспериментатор обходился невежливо, чаще видели в стереоскопе злобные и сердитые лица, а испытуемые из контрольной группы, напротив, чаще оценивали состояние людей, изображённых на фотографиях, как радостное и удовлетворённое.

Но раздражённый взрослый через определённый промежуток времени «перегорит», отойдёт. С детьми всё гораздо сложнее. На начальном этапе развития, когда вторая сигнальная система ещё в стадии становления и доминирует правое – «чувствующее» – полушарие, частый гнев, беспричинное раздражение родителей могут вызвать реакцию, схожую с реакцией испытуемых в приведённом опыте. У ребёнка возникнут трудности с определением, какие поступки поощряются мимикой и интонацией родителей, а какие нет. Эта способно закрепиться, и всю последующую жизнь человек будет воспринимать мир сквозь «чёрную» призму. Как результат – высокий уровень невротизма с характерными для него беспокойством, враждебностью, депрессией, импульсивностью, подверженностью стрессу.

Правое полушарие, с деятельностью которого, по мнению многих авторов, связано различение эмоциональной экспрессии других людей, возможно, испытает торможение в развитии, что отразится на поступках в дальнейшем. Часто отмечается, что во время жестоких и садистических актов нарушается распознание эмоций по невербальному поведению. Снижен уровень того, что П.В. Симонов назвал «эмоциональным резонансом».

В опытах на животных Симонов заметил индивидуальные различия в способности особей одного вида строить и изменять своё поведение с учётом эмоциональных сигналов партнёра. Из 247 белых крыс-самцов 77 (31%) сравнительно быстро вырабатывали условную реакцию – избегать действий, которые ведут к наказанию партнёра током, заставляют его подавать сигналы оборонительного возбуждения. 111 крыс (45%) реагировали на сигналы оборонительного возбуждения только после того, как их несколько раз использовали в качестве жертвы. Но у 24% крыс даже после подобных испытаний не удалось выработать рефлекс избегания криков боли партнёра. Они не обращали внимания на страдания «жертвы», что позволило психофизиологу Даниловой сделать вывод: на одного альтруиста приходится не менее двух эгоистов. Не сильным заблуждением будет перефраза: на одного доброго – два жестоких (потенциально). Справедливость данного соотношения была доказана для крыс, кошек, собак, обезьян и человека (например, опыты С. Милгрэма).

В работах многих психологов говорится о большом влиянии воспитания, вообще и эмоционального в частности. Так, видный теоретик социального обучения Бандура убеждён, что большинство особенностей поведения развивается путём подражания моделям.30 Если воспитатели проявляют агрессивность, то и ребёнок будет подражать им. Если же модель будет наказана, то и жестокость уменьшится.

Глубже – в механизмах формирования основных, жизнеопределяющих реакций поведения, – ищет движущие силы жестокости Ю. Б. Можгинский.31 За немотивированной агрессией им угадываются две патологические тенденции развития: нарушение эмоций и кризис личности.

Под кризисами понимаются фазовые, переходные периоды жизни человека, в которые происходят качественные изменения самосознания и восприятия окружающего мира. Самым главным таким периодом Можгинский определяет подростковый возраст – от 12 лет до 21 года. Психологические особенности подросткового кризиса: оппозиционность, негативизм, отрицание авторитетов, критиканство, пренебрежение к мнению взрослых, страсть к сотворению кумиров. Чтобы стать причиной жестокости, эти особенности должны быть длительными и достаточно глубоко выраженными.

Сам по себе кризис не является болезнью, но может спровоцировать глубокие патопсихологические корни жестокости. Из-за ускорения биологических и психологических процессов патологические феномены могут возникнуть как бы внезапно для стороннего наблюдателя. У вполне благополучного подростка вдруг появляется эмоциональная чёрствость, склонность к агрессии и насилию. Окружающим поведенческие сигналы кажутся совершенно необъяснимыми: «Ну, может быть, он иногда выпивал, грубил, но чтобы такое…».

С кризисными процессами тесно связаны специфические подростковые реакции группирования. Для того чтобы восстановить жизненно важную связь собственного Я с группой, подростки нередко идут на невероятно жестокие преступления.

Ключевым моментом личностного кризиса Можгинский считает деперсонализацию. Ядро деперсонализации – субъективно тягостное ощущение внутреннего разлада, изменённости собственного Я, своей идентичности, смешивающееся с чувством дискомфорта, снижением аффективного настроя к окружающему, эмпатии. К деперсонализации относятся проявления десоциализации с нарушением «правового чувства», способности различать добро и зло, справедливость и подлость и так далее. Вытекающие из изменённого чувства самосознания и эмоционального фона установки, мотивы и ориентации обуславливают нарушение поведения.

Катализировать внутренние процессы могут внешние факторы. С каждым годом жизнь становится агрессивней и по форме и по содержанию. Бешенный ритм, прессинг рекламы, «боевики» по телевизору, где герои прокладывают дорогу кулаками – всё вместе сильно травмирует психику любого человека, тем более подростковую, неустойчивую и развивающуюся.

Расположением к жестокости опасны культивируемые в социуме установки. А.Б. Холмогорова и Н.Г. Гаранян обращают внимание на две разноплановые тенденции.32 С одной стороны, возрастает частота и интенсивность эмоциональных нагрузок, чему способствуют: стремительное изменение социальной и физической среды, повышение темпов жизни и её стоимости, разрушение традиционных семейных структур, социальные и экономические катаклизмы. С другой стороны, прослеживается явно негативное отношение к эмоциям. Им приписывается деструктивная, дезорганизующая роль в жизни человека. Тенденция может быть связана с рядом присущих двадцатому веку особенностей: предпочтением рационального подхода к жизни, ценностью внешнего благополучия и успеха, культом силы и «мужественности». Идеалом человека, способного справляться с трудностями жизни, мыслится непрошибаемый супермен (в современном мире кино такой идеал олицетворяют С. Сталлоне, А. Шварценнегер, Ж.К.Вандам и пр.).

Запрет на эмоции ведёт к их вытеснению из сознания. Но с вытеснением они не исчезают, а лишь видоизменяются, приобретая форму неосознаваемых импульсов. Эти импульсы способны стать причиной «немотивированных» действий, над которыми сломают головы следователи. Угроза печальных последствий может заключаться, как это ни парадоксально, даже в запрете на агрессию.

Уместно согласиться с Т. Шишовой, подростковым психологом, которая считает, что по-настоящему жестоких детей, сломанных от рождения, немного (КП). «До трёх-четырёх лет малыши не жестоки – даже если кусаются и дерутся лопатками. Ясельную и детсадовскую жестокость, битьё кубиками по голове, обзывания, плевки, приспускание чужих штанишек мудрые и внимательные воспитатели быстро изживают. Так что если двухлетка задушил канарейку, он ещё не душегуб… как раз в этом случае у родителей нет повода для беспокойства. Малышовый садизм проявляется, во-первых, по недомыслию. Карапуз не прогнозирует свои поступки, он привык сжимать игрушку, что есть мочи и канарейку стискивает также. Но она, бедная, перестаёт дышать. Во-вторых, малыши ещё не умеют справляться с эмоциями, «тормоза» не работают. Таким образом, буквально на зуб они пробуют мир, свои силы, смотрят на наши реакции и по ним подсознательно определяют для себя границы дозволенного… Умная мама никогда не отчитает малыша за невольное проявление агрессии, не застопорит его внимание на «безобразии». Никогда не скажет, что он так поступил, потому что плохой. Но мягко переключит «агрессора» на что-нибудь другое».

Тем не менее, приходится констатировать: вся система воспитания и образования продолжает строиться на развитии интеллекта с неизмеримо меньшим вниманием к эмоциональной сфере. Холмогорова и Гаранян подчёркивают, что культура эмоциональной жизни современного человека – умение словами, красками, движением выразить себя – мало осознаётся как специальная задача в современном образовании.

Следом за Западом в наших школах всё больше распространяются программы с компьютерным обучением, сводящие к минимуму межличностное общение подростков. Но только оно способно структурировать эмоциональный мир, содействовать его развитию, дать навыки самопонимания и самовыражения – слагаемых эмпатии. Компьютерное образование, по мнению названных выше авторов, грозит современному человеку тяжёлыми последствиями. Ощущение этой угрозы продиктовано не консервативной любовью к традиционному обучению, а осознанием несовместимости такого обучения с возможностью развития эмоций. О диалогической природе человеческого сознания много писали выдающиеся отечественные учёные (Л.С. Выготский, М.М. Бахтин, В.С. Библер, Е.Т. Соколова). Согласно культурно-исторической традиции в психологии личность развивается в процессе собственной деятельности через осмысление этой деятельности и себя в ней в диалогическом контакте с другим человеком.

О крайней необходимости социальной стимуляции говорили не только у нас. Так, Д.Е. Шехтер напрямую связывал с ней развитие психики человека. Без адекватной социальной стимуляции, настаивал он, развиваются отклонения в эмоциональной и социальной сфере: в речи, в абстрактном мышлении и самоконтроле.

1 Кудрявцев И.А. Ратинова Н.А. Криминальная агрессия. – М., 2000. – С.11

2 Там же. – С.12

3 Там же.

4 С тобой, № 3, 30.04.98.

5 Кудрявцев И.А. Ратинова Н.А. Криминальная агрессия. – М., 2000.– С.15.

6 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Перевод. – М., 1994. – С.22-24.

7 Там же. – С. 195.

8 Фром Э. Анатомия человеческой деструктивности: Перевод. – М., 1994. – С.197.

9 Там же. – С.206-207.

10 Там же. – С.208.

11 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Перевод. – М., 1994. – С.214.

12 Балабанова Л.М. Судебная патопсихология. – Д.: Сталкер, 1998.

13 Годфруа Ж. Что такое психология. – М.,1992.Т.1. – С.44

14 Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. М., 1990. – С.6.

15 Волошинова Л.А. Генезис агрессивно-насильственных преступлений // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. М., 1990. – С.15-40.

16 Кудрявцев И.А. Ратинова Н.А. Криминальная агрессия. – М., 2000. – С.24.

17 Кудрявцев С.В. Конфликт и насильственное преступление. М., 1991.

18 Конышева Л.П. – В сб. Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. М., 1990.

19 Антонян Ю.М. Гульдан В.В. Криминальная психопатология. – М.: Наука, 1991. – С.114.

20 Челидзе В. Уголовная Россия. М., 1990. – С.14

21 Там же. – С.15-16.

22 Николаева О.П. Исследование этнопсихологических различий морально-правовых суждений // Психологический журнал. 1995. № 4.

23 Снитковская О.Д., Конышева Л.П., Коченов М.М. Новые направления судебно-психологической экспертизы. – М.,2000.– С.39.

24 Цит. по: Семке В.Я. Умейте лваствовать собой. – Новосибирск, 1992.

25 Антонян Ю.М. Гульдан В.В. Криминальная психопатология. – М.: Наука, 1991. – С.59.

26 Еникеева Д. Как и почему пьют политики, бизнесмены и «новые русские». – Д.: Сталкер, 1997.– С.184.

27 Там же. – С.169.

28 Антонян Ю.М. Гульдан В.В. Криминальная психопатология. – М.: Наука, 1991. – С.59.

29 Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. – СПб: «Питер», 1999. – С.38.

30 Волков В.Т., Караваева Е.В., Цветкова Н.Н. Психология пациента. – Томск, 1996. – С. 44.

31 Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков. – СПб, 1999.

32 Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здровье // Вопросы психологии. 1998, № 2.