logo
ТЕКСТЫ ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Характерологические и патохарактерологические реакции

Стереотипизация реакций человека на те или иные значимые события приводит к формированию т.н. характерологических или патохарактерологических паттернов. По мнению А.Е.Личко, пато­логическая реакция отличается от вариантов нормального поведения следующими параметрами: 1) склонностью к генерализации, т.е. способностью возникать в самых различных ситуациях и вызываться самыми различными, в том числе неадекватными, повода­ми; 2) склонностью приобретать свойство патологического стереотипа, повторяя как клише по разным поводам один и тот же посту­пок; 3) склонностью превышать «потолок» нарушения поведения, никогда не превышаемый той группой, к которой он принадлежит;

4) склонностью приводить к социальной дезадаптации.

Описаны следующие типы реакций: отказа, оппозиции, имита­ции, компенсации, гиперкомпенсации, эмансипации, группирования со сверстниками и др. Реакция отказа проявляется отсутствием или снижением стремления к контактам с окружающими. Такие люди отличаются малообщительностью, страхом перед новым, стремле­нием к уединению. Реакция отказа часто возникает у детей при отрыве их от родителей, привычной обстановки. Реакция оппозиции разделяется на активную и пассивную оппозицию. Активная характеризуется норочитой грубостью, непослушанием, неподчинением, вызывающим поведением и эпатажем окружающих и «виновников» реакции. Она может сопровождаться агрессивными действиями в виде физического воздействия, нецензурной брани, угроз и иных вербальных проявлений агрессии. Пассивная проявляется негативиз­мом, мутизмом, отказом от выполнения требований и поручений, замкнутостью при отсутствии агрессивным действий. Реакции ими­тации характеризуются стремлением во всем подражать определен­ному лицу или образу. Чаще всего в качестве идеала для подражания выбирают авторитетного или известного человека, литературного героя. Реакция компенсации отражается в стремлении скрыть или восполнить собственную несостоятельность в одной области дея­тельности успехом в другой. Известным фактом является более вы­сокий средний уровень интеллектуального развития детей, страда­ющих какими-либо незначительными недугами или имеющими де­фекты. Реакция гиперкомпенсации проявляется в стремлении добить­ся высших результатов именно в той области, где человек оказался несостоятельным. В основе реакции эмансипации лежит потребность в независимости и самостоятельности, отказ от опеки, протест про­тив установленных правил и порядков. У взрослых она может про­являться в виде приобщения к движению за права национальных или сексуальных меньшинств, феминисток, борющихся за равно­правие мужчин и женщин и т.д. Реакция группирования носит часто инстинктивный характер, однако она возможна и на основе психо­логических факторов, в частности в группе человек ищет защиты, снятия ответственности и пр.