logo
ТЕКСТЫ ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Сексуальные девиации и перверсии

Оценка диагностических критериев отклонений в сексуальном поведении человека наталкивается на ряд сложностей, поскольку имеются существенные разночтения в понимании сексуальной нор­мы. Под сексуальными девиациями понимается любое количествен­ное или качественное отклонение от сексуальной нормы, а в поня­тие нормы включается поведение, соответствующее возрастным и полоролевым онтогенетическим закономерностям данной популя­ции, осуществляемое в результате свободного выбора и не ограни­чивающее в свободном выборе партнера (АА.Ткаченко).

В сексологии принято разделять понятие индивидуальной и парт­нерской норм. Индивидуальная оценивается, как правило, с ориента­цией на биологические особенности человека и включает такие виды сексуального поведения, как: 1) по непреднамеренным причинам не исключают и не ограничивают возможность осуществления генитально-генитальных взаимодействий, которые могут привести к оплодотворению; 2) не характеризуются стойкой тенденцией к из­беганию половых (в том числе, сексуальных) контактов (Godlewski). Таким образом, индивидуальная норма нацеливается на анализ потенциальных возможностей человека к сексуальным контактам в силу анатомической и физиологической нормы, а также коммуни­кационных способностей индивида — его желания и умения выст­раивать отношения с окружающими людьми, способствующие половых отношениям. В рамках партнерской нормы, которая определя­ется как: все виды сексуальной активности, сексуального поведе­ния и сексуальных действий, имеющих место между двумя зрелы­ми лицами, принимаются обоими и направлены на достижение наслаждения, которые не вредят их здоровью и не нарушают норм общежития. Следовательно, в структуре партнерской нормы выде­ляется принципиальное значение следующих критериев: 1) количе­ство одновременно взаимодействующих партнеров, 2) их зрелость, 3) стремление к достижению обоюдного согласия, 4) отсутствие ущерба собственному здоровью и 5) здоровью и комфорта другим людям. Критерий количества одновременно взаимодействующих парт­неров нацеливает на парные сексуальные контакты, как соответ­ствующие норме и адекватности в связи с значимостью, с одной стороны, принципа интимности для становления гармоничных сек­суальных взаимоотношений, с другой, отсутствия стремления к избеганию любых партнерских связей. Критерий зрелости указывает на социально-психологические характеристики, в частности, воз­можность понимать биологический и социальный смысл сексуаль­ных действий и быть ответственным за их последствия. К критерию стремления к достижению обоюдного согласия относится осуществ­ление свободного выбора места, времени и способа сексуального взаимодействия и не ущемление права свободного выборе партнера, т.е. ободное согласие находит отражение в совпадении «диапазонов приемлемости» и «сексуальных сценариев». В критерий не причинения ущерба собственному здоровью входит реальная самооценка человека в сфере собственных сексуальных способностей и исключение пове­дения, наносящего вред здоровью. Критерий не причинения вреда здоровью и комфорту окружающих (в том числе партнера) рассмат­ривается как учет внешних социальных последствий сексуального действия человека, в частности циничного и оскорбляющего обще­ственную нравственность.

Существенным для определения адекватности сексуального по­ведения считается вектор интенсивности филии, отражающий количественный показатель силы либидо безотносительно его направленности. К нему относят гипофилию и гиперфилию. Вектор на­правленности (партнерства) определяет выбор объекта сексуально­го влечения на основании различных параметров: возраста, пола, национальности и этнической принадлежности партнера, его про­фессии, социального статуса, одушевленности или неодушевленно­сти объекта влечения, биологических и анатомических особеннос­тей (человека, животного), количества партнеров, внешней или внут­ренней направленности и некоторые иные. Вектор способа реализа­ции указывает на приоритетность тех или иных методов и средств достижения волюстических ощущений (оргазма), среди которых выделяются механические, психологические, физиологические. В рамках вектора телесного образа значимым, по мнению J. Money, является процесс конкордантности образа тела натальному полу дан­ного человека, т.е. существенным считается адекватная самоиденти­фикация индивида и характер принятия или непринятия образа собственного тела. Каждая из перечисленных составляющих векто­ров может приводить к формированию разнообразных сексуальных девиаций или их комбинаций.

Гиперсексуальность является одной из базовых характеристик, способствующих формированию подавляющего большинства сексу­альных девиаций и перверсий. Она характеризуется значительным повышением ценности сексуальной жизни для человека и вытесне­нию иных ценностей. Считается, что у человека существует четыре сферы жизни, которые формируют соотношение ценностей тех или иных видов деятельности (рисунок 23).

В случае девиаций гиперсексуальное поведение становится не столько средством для достижения удовлетворения, но и самоце­лью. Появляются разнообразные формы отклоняющегося от норм права, нравственности или эстетики сексуального поведения: секс как унижение, секс как гордыня, секс как развлечение, секс как спорт, секс как работа и т.д. В рамках гармоничности целями вступления человека в сексуальные контакты являются, как правило, удовлет­ворение коммуникативной, прокреат йеной и рекреативной потребно­стей, а мотивом — любопытство и интерес, альтруизм или эгоизм и т.д. При гиперсексуальности обычные цели и мотивы отходят на второй план, уступая место эгоистическому мотиву, и сексуальный контакт может использоваться в т.н. несексуальных целях. При де-виантном сексуальном поведении человек склонен получать сексу­альное удовлетворение, сочетая коитус с оскорблением и принуж­дением партнера к вступлению в сексуальный контакт в неподхо­дящей для него форме, время или интенсивности с полным игно­рированием его свободного выбора. Сходное отклоняющееся пове­дение может быть направлено на удовлетворении гордыни человека. Вступление в сексуальные взаимодействия с целью поставить ре­корд по количеству партнеров или по продолжительности одного контакта также носит характер девиации, формируя поведение по типу промискуитета (беспорядочных половых связей). В данном слу­чае поиск объекта удовлетворения сексуального чувства приобрета­ет навязчивый или сверхценный характер, и партнер может обесце­ниваться до уровня «персонифицированного возбуждающего объекта». Особо с позиции этики и нравственности выделяется проституция, когда основной целью вступления в сексуальные связи становится корысть. Все вышеперечисленные формы отклоняющегося поведе­ния формируются лишь на основе гиперсексуальной ориентации. Они выполняют роль ухода от скучной реальности в мир ярких и необычных сексуальных переживаний. Таким образом, гиперсексуальное поведение входит структуру аддиктивного типа девиантного поведения, хотя может встречаться и при иных типах. Разновиднос­тью гиперсексуального поведения является провоцирующее поведение без истинного желания вступить в интимные отношения. Та­кое поведение включает фривольность в высказываниях, сексапиль-ность во внешности и манерах.

Противоположностью гиперсексуальности является асексуальное девиантное поведение, при котором человек снижает значимость и ценность сексуальной жизни или отрицает ее существенность пол­ностью и исключает из своей жизни поступки, направленные на сексуальные контакты. Он может обосновывать это моральными или мировоззренческими соображениями, отсутствием интереса или ины­ми мотивами. Асексуальность сочетается часто с особенностями ха­рактера в виде акцентуаций и патологических вариантов шизоид­ной или зависимой (астенической) направленности.

Выбор сексуального партнера в норме осуществляется с исполь­зованием возрастного фактора. Адекватной у взрослого человека счи­тается направленность на лицо близкой к нему возрастной катего­рии. Разброс границ обусловлен, с одной стороны, эстетическими критериями, при которых норма оценивается на основании «прили­чия» возрастной разницы сексуальных партнеров; с другой стороны, характеристикой зрелости. Выделяют ряд сексуальных девиа­ций, диагностика которых строится на несоответствии возрастной направленности влечения: педофилия, эфебофилия, геронтофилия.

Педофилией называется направленность сексуального и эроти­ческого влечения взрослого человека на ребенка. Человек с педо-фильной направленностью не находит полного сексуального удов­летворения в контактах со сверстниками и способен испытывать оргазм лишь при взаимодействии с детьми. Формы педофильных контактов различны — от редко встречающихся собственно кои-тальных, до эксгибиционистских актов и петтинга. Данный вид сексуальных девиаций может быть представлен как в рамках пато-характерологического и психопатологического типов отклоняюще­гося поведения, так и при аддиктивном типе. Если в первых случаях мотивами выступают психопатологические симптомы и синдромы (деменция, изменения личности, акцентуации характера), то во втором — попытка испытать особые, необычные, яркие и новые для индивида переживания при контакте с ребенком.

Разновидностью сексуальной ориентации взрослого на лиц бо­лее молодого возраста является эфебофилия — влечение к подрост­кам. Мотивом поведения человека, склоняющегося к выбору парт­нером подростка, является, с его слов, поиск «непорочности», от­сутствия сексуального опыта и смущения в интимной жизни подростка. Описан стиль сексуального влечения к девочкам-подросткам в сочетании с фетишизмом: объект обязательно должен быть, к примеру, «в школьной форме с фартучком». При эфебофилии по сравнению с педофилией повышается число собственно коитальных контакты взрослого с подростком. Эфебофилия может входит в структуру делинквентного, аддиктивного, патохарактерологического и психопатологического типов отклоняющегося поведения.

Геронтофилия заключается в сексуальном влечении к партнеру старческого возраста, при этом старческое тело играет роль своеоб­разного фетиша (K.Imielinski). Как правило, встречается только у мужчин. Считается, что геронтофилия базируется на психопатологических симптомах и синдромах, в частности изменениях личности (органического, алкогольного генеза), деменции различного проис­хождения, психопатических проявлениях.

Зоофилия является сексуальной девиацией в рамках вектора на­правленности влечения. Под зоофилией понимают сексуальное вле­чение к совершению сексуальных действий с животным. При этом животное рассматривается человеком с зоофильной ориентацией как заместительный сексуальный объект. Чаще всего при данном виде отклоняющегося поведения используется коитальный генитально-анальный контакт. Зоофилия рассматривается в качестве аддиктив-ного, патохарактерологического или психопатологического девиан-тного поведения. Из болезненных признаков, на базе которых фор­мируется зоофилия чаще других оказывается олигофрения, демен-ция и изменения личности при различных заболеваниях головного мозга. Из патологических характерологических радикалов — шизо­идный и зависимый. Аддиктивное поведение в виде зоофилии встре­чается редко. Фетишизм, или сексуальный символизм — одна из самых распрос­траненных сексуальных девиаций характеризуется замещением объек­та или субъекта сексуального влечения каким-либо символом (час­тью его одежды, личным предметов), который оказывается доста­точным для достижения сексуального возбуждения и оргазма. В ка­честве фетиша может выступать практически любая часть челове­ческого тела желанного объекта (грудь, волосы, голень, ягодицы и пр.). Дифференциально-диагностическими критериями отграниче­ния признаков фетишизма в рамках нормы и при девиации может случить появление самодостаточности и предпочтительности фети­ша самому объекту. Различают такие разновидности фетишизма, как: пигмалионизм (фетишами являются картины, фотографии, ста­туэтки), гетерохромия (фетишем становится цвет кожи партнера), ретифизм (фетишем становится обувь), фетишизм, деформации (фе­тишем становится уродливость человека), некрофилия (фетишем яв­ляется мертвое тело). Фетишизм встречается при патохарактерологи-ческом и психопатологическом типе отклоняющегося поведения, особенно часто при наличии в клинической картине заболевания или структуре характера шизоидных или психастенических черт.

Нарциссизмом (аутоэротизмом) обозначается направленность сек­суального влечения на себя. Он проявляется самолюбованием, за­вышенной самооценкой, повышенным интересом к собственной внешности, половым органам, сексапильности. Часто нарциссизм сочетается с истерическими чертами характера и т.н. нарциссичес-ким расстройством личности, выделяемым в американской класси­фикации поведенческих расстройств. Наиболее существенным ста­новится устойчивый паттерн претенциозности, убежденности в соб­ственной неотразимости в сочетании с гиперсенситивностью к оцен­кам и критике со стороны окружающих. Такой человек склонен рассматривать собственное тело в зеркале, фотографировать или сни­мать на видеопленку себя в обнаженном виде, имитируя при этом позы и действия порнозвезд.

В рамках вектора, оценивающего способы реализации сексуаль­ного чувства, представлены наиболее известные и яркие примеры девиантного поведения: садизм, мазохизм, садомазохизм, эксгибици­онизм, вуайеризм. Именно они часто приводят к столкновению лич­ности с окружением и законом, поскольку нарушают часто и пра­вовые, и этические, и эстетические нормы.

Садизм, мазохизм и садомазохизм являются близкими друг к другу сексуальными девиациями, поскольку проистекают из ги­перролевого поведения (маскулинного или фемининного) и вклю­чают сопряженность сексуального удовлетворения с насилием и агрессией, направленной либо на себя, либо на партнера, либо и на того и на другого вместе. Садистическое поведение проявляется в стремлении подавлять сексуального партнера, унижать его, оказы­вать болевое и психологическое воздействие. Агрессивность у такого человека способствует более высокой степени сексуальных возмож­ностей и наивысшего оргастического чувства. Чем в большей степе­ни унижен, оскорблен и подавлен партнер — тем более яркие во-люстические ощущения сопутствуют этому. Садизм как сексуальная девиация переплетается с удовлетворением потребности властвовать и доминировать в жизни, которая однако, как правило, не полно­стью удовлетворяется. При мазохизме происходит обратный психо­логический процесс. Человек стремится быть униженным и подав­ленным. Лишь это способно вызвать у него оргазм. Часто у одного и того же человека представлены оба направления в удовлетворении сексуальной потребности (садомазохизм). Данные сексуальные де­виации встречаются при любом типе отклоняющегося поведения.

Эксгибиционизмом называют сексуальную девиацию в виде дос­тижения сексуального удовлетворения путем демонстрации собствен­ных половых органов или своей сексуальной жизни окружающим. Суть эксгибиционизма — гиперкомпенсаторное преодоление чув­ства стыда в связи с обнажением с целью снятия эмоционального и сексуального напряжения. В таком случае эксгибиционистский акт следует рассматривать как эмоциональную разрядку после периода каких-либо внутриличностных проблем. Выделяют (Б.В.Шостако­вич, А.А.Ткаченко) несколько этапов эксгибиционистского акта:

1) подготовительный, при котором происходит внутренняя перера­ботка и борьба мотивов; 2) этап нарушенного сознания и 3) этап выхода из состояния. Разновидностью эксгибиционизма является кандаулезизм, при котором достижение сексуального удовлетворе­ния связано с демонстрацией окружающим обнаженной жены или сексуальной партнерши. Известно, что эксгибиционизм чаще встречается у лиц с ананкастическими чертами характера или при раз­личных психических расстройствах, в частности в структуре маниа­кального синдрома. Имеется мнение о том, что эксгибиционистские акты родственным эпилептическим пароксизмам. При иных типах девиантного поведения он практически не встречается.

Вуайеризм — это форма девиантного сексуального поведения, заключающаяся в получении сексуального удовлетворения при под­сматривании, подглядывании (или подслушивании) за обнажением или сексуальной жизнью людей. Важной особенностью вуайеризма, также как и эксгибиционизма считается анонимность индивида, склонного кдевиантному поведению. Нередко данные формы сек­суальных отклонений сочетаются. Вуайеризм может входит в струк­туру аддиктивного поведения, а также быть признаком патохарак-терологического и психопатологического типов отклоняющегося поведения.

Особую группу сексуально отклоняющегося поведения состав­ляют девиации, при которых изменяется, с одной стороны, тради­ционная гетеросексуальная ориентация, с другой — имеется тен­денция к нарушению идентификации собственного пола. К данной группе относят: гомосексуализм, трансвестизм двойной роли и транссексуализм.

Половой идентичностью обозначают (В.Е. Каган) соотнесение личности с телесными, психофизиологическими, психологически­ми и социокультуральными значениями маскулинности и феми-нинности, выделяя следующие формы: 1) базовая идентичность — соотнесение личности с традиционными, восходящими к филоге­нетическим, половым различиям, альтернативным представлениям о маскулинности/фемининности; 2) ролевая идентичность — соот­несение поведения и переживаний личности с существующими в данной культуре и в данное время полоролевыми стереотипами; 3) персональная идентичность — интегрирует первую и вторую и ха­рактеризует соотнесение личности с маскулинностью/фемининнос-тью в контексте индивидуального опыта межличностного общения и совместной деятельности.

Наиболее известным нетрадиционным для общества поведенчес­ким сексуальным стереотипом является гомосексуальное поведение. Под гомосексуализмом понимают сексуальную ориентацию челове­ка, направленную на лиц своего пола без существенного измененияидентификации собственного пола. По мнению Brautigam, гомосексуализм делится на четыре группы: а) псевдогомосексуализм, при котором выбор гомосексуального партнера делается на основе несексуальных мотивов (материальных выгод, желания унизить человека и т.д.).

б) гомосексуализм периода развития.

в) гомосексуализм, обусловленный различными задержками пси­хического развития, и входящий в структуру психических рас­стройств.

г) истинный гомосексуализм, обусловленный гомосексуальны­ми наклонностями.

Вследствие перечисленных разновидностей гомосексуализма, мож­но говорить и о неоднородности поведенческих проявлений. Наибо­лее значимым является поведение лиц с истинным гомосексуализ­мом. Отметим, что назвать подобное поведение болезненным или патохарактерологическим было бы неправомерно, поскольку гомо­сексуальная ориентация человека и вытекающее из нее поведение не обусловлено патологическими механизмами, а является лишь особым нетрадиционным видом человеческого поведения, разно­видностью нормы. Однако, учитывая высокую общественную зна­чимость гомосексуального поведения, логично рассматривать неко­торые его непатологические разновидности в рамках аддиктивного поведения. Суть гомосексуальной аддикции — поиск нового, неапробированного человеком способа достижения сексуального удов­летворения в случаях, когда иные способы перестают быть резуль­тативными. Оно противопоставляется псевдогомосексуальному по­ведению, которое может быть отнесено к делинквентному типу от­клоняющегося поведения, и двух иных разновидностей гомосексуа­лизма, вызванных психической патологией. При гомосексуализме не происходит нарушений половой идентификации. Человек осознает принадлежность к полу, в котором существует и не нацелен на смену полу в отличие от поведения при транссексуализме. Существенных отклонений в структуре истинного или аддиктивного гомосексуализма не наблюдается. Человек крити­чен по отношению к тому, что его сексуальная ориентация являет­ся нетрадиционной и оппозиционно воспринимается большинством членов общества, в том числе близкими родственниками и знако­мыми людьми. Вторично возможно возникновение иных наруше­ний поведения в связи с формированием у человека внутриличностного конфликта из-за разнонаправленности внутренних устремле­ний и внешних требований к проявлениям сексуальности. Такой тип гомосексуализма обозначается эго-дистоническим. Если же у че­ловека обнаруживается спаянность личности с нетрадиционным сексуальным влечением, уходом от реальности, игнорированием мне­нию и отношения общества, постепенным упрощением отношения к самому себе говорят об эго-синтоническомтипе гомосексуализма. Характерными внешними проявлениями последнего являются: эпа-тирование окружающих людей нарочито сексуальным поведением, использованием манер, одежды и внешних признаков лиц противо­положного пола, возведение собственной нетрадиционной сексу­альной ориентации в культ, подчинение ей всех иных ценностей жизни. Именно эго-синтонический тип гомосексуализма можно от­нести к аддиктивному отклоняющемуся поведению.

Для сексуальной девиации, называемой трансвестизмом двойной роли характерно ношение одежды противоположного пола с целью получения сексуального удовлетворения от временного ощущения своей принадлежности к противоположному полу, но без желания более постоянного изменения пола или связанной с этим его хи­рургической коррекции.

При транссексуализме существенно в отличие от трансвестизма двойной роли нарушается половая идентификация, и человек осоз­нает себя представителем противоположного пола, вследствие чего выбирает соответствующий способ и манеры поведения. Он активно нацелен на хирургическую коррекцию пола с целью снятия внут-риличностного конфликта и дискомфорта, обусловленного несоот­ветствием осознания половой роли и внешне навязываемыми ему стереотипами поведения. Трансвестизм и транссексуализм не явля­ются признаками аддиктивного типа отклоняющегося поведения, чаще входя в структуру патохарактерологического или психопато­логического типов. Однако, механизмы их формирования могут выходить за рамки перечисленных.