logo
ТЕКСТЫ ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Агрессия подростков

Проблема девиантного поведения подростков в настоящее время стала остросоциальной: как показывает статистика, большинство преступников - подростков рекрутируются из девиантных компаний. Преступный мир активно использует психологические особенности подростков для втягивания их в криминальную деятельность.

Большинство исследователей характеризуют подростковый период как время физиологических изменений, глубоких внутренних переживаний, коренной перестройки ранее сложившихся психологических структур, возникновения новых образований. Исследования показывают, что в этот период физиологические процессы повышают эмоциональную возбудимость подростка, его импульсивность, неуравновешенность, вспыльчивость и пр. Новые гормональные и физиологические изменения ставят сексуальность и мускулатуру тела в центр психической жизни и создают конфликт с более ранними представлениями подростка о себе. Скорость, с которой происходят соматические перемены, ломает тот константный образ тела, который сформировался в детстве, и требует построения нового образа телесного «Я», новых, порой девиантных и криминальных форм поведения (Л.Выготский, С.Холл, Л. Божович, Э.Шпрангер, Бандура, Уотерс, М.Ротер, А.Гугенбюль, К.Леонгард, А.Личко, А.Реан, В.Братусь, П.Сидоров, С.Беличева, Л.Семенюк, В.Васильев, В.Пирожков, Ю.Антонян, И.Бойко, Ю.Можгинский и др.).

В соответствии с теорией рекапитуляции С. Холл (1904) считал, что период пубертата «воспроизводит эпоху хаоса, когда животные, антропоидные, полуварварские тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни». В представлении исследователя, этот возраст полон нестабильности, энтузиазма, смятения, стрессов и конфликтов. С. Холл описывает его как кризис самосознания, преодолев который индивид приобретает «чувство индивидуальности» [18 с.341]. Согласно взглядам Л.С. Выготского (1984), подростковый возраст- это самый неустойчивый и изменчивый период, в котором имеет место период разрушения и отмирания старых интересов, и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Ученый перечислил несколько основных групп интересов подростков, которые он называл доминантами: «эгоцентрическая доминанта» (интерес к собственной личности), «доминанта усилия» (тяга к сопротивлению, преодолению, которая нередко проявляется в упрямстве, хулиганстве, протесте и других негативных проявлениях), «доминанта романтика» (стремление к неизвестному, к приключениям, к риску). [20 с.353]

По Э. Шпрангеру (1924), подростковый возраст - это возраст врастания в культуру. Он выделяет три типа развития отрочества: 1) бурное, кризисное течение, переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я»; 2) плавный, медленный, постепенный рост, без серьезных сдвигов в собственной личности; 3) активное и сознательное формирование себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы.[20 с.343] Главные новообразования в подростковом возрасте, согласно Э. Шпрангеру, - возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. К этому времени у многих подростков появляется потребность вести дневниковые записи, которые свидетельствуют, что интересы, эмоции и чувства подростка ситуативны и изменчивы, лишены еще глубины, избирательности, плохо поддаются сознательному контролю. В течение подросткового возраста ломаются и перестраиваются прежние отношения ребенка к самому себе, миру и развиваются процессы самосознания и самоопределения. Подросток стремится определить для себя свое прошлое, значение настоящего, заглянуть в личное будущее, осмыслить свои права и обязанности. Его начинает волновать он сам в своем физическом и духовном воплощении. Слитность физических качеств и таких черт личности, как уверенность, общительность, определяют особенность самооценки подростков. Они очень чутко реагируют на оценку посторонних своей внешности, способностей, умений. Как пишет Л.И. Божович (1968), часто самооценка у подростка оказывается внутренне противоречивой. Сознательно он воспринимает себя как личность исключительную, верит в себя, в свои способности, но вместе с тем внутри его гложут сомнения, которые он старается не допустить в свое сознание. Эта подсознательная неуверенность дает о себе знать в переживании, подавленности, плохом настроении, упадке активности и пр. Причину этих состояний подросток сам не понимает, но они находят свое выражение в его обидчивости, грубости, частых конфликтах с окружающими [26]. Особенности развития в пубертате, как известно, проявляются в следующих симптомах: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, группирование.

В подростковом возрасте происходит бурное развитие характера, складываются его основные черты. Как утверждается, своеобразие характера в отрочестве обычно проявляется в его «заострении»,акцентуации, которая обусловлена социальными и биологическими факторами. Как полагают некоторые ученые, заострение в подростковом возрасте черт акцентированного характера является фактором риска девиантных и делинквентных форм поведения. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. В социальном плане подростковая фаза- это продолжение первичной социализации, подростки находятся на иждивении у родителей, преобладающей деятельностью остается учеба. Нравственные ориентиры, установки еще не выработались, общественные стереотипы поведения не усвоились, собственное место в обществе, своя роль не уяснены. Особенно важную роль в пубертате играют дружеские отношения. Для подростков учебная деятельность отступает на задний план, общение становится ведущим типом деятельности.

Известно, что наиболее значимыми элементами социального окружения дли них являются группы сверстников в школе и на улице. Именно здесь, как отмечают многие исследователи, осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. В группах, как утверждается, детям приходится решать экзистенциальные вопросы, они сталкиваются с предательством, интригами, необходимостью побороть в себе страх, враждебностью, выяснением отношений и ревностью, открывают для себя ценность и значение дружбы, чувства долга [9] В группе происходит спонтанное обучение жизни в социуме. Но подросток жаждет внимания и понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную социальную роль не только среди сверстников, но и среди взрослых. Подросток начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, чувствует себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым. Исследователи отмечают его стремление к самостоятельности, к признанию взрослыми его новой социальной роли.

Таким образом, в подростковом возрасте происходит переориентация одних ценностей на другие, стремление занять новую социальную позицию, соответствующую его потребностям и возможностям. При этом социальное признание, одобрение, принятие в мире взрослых и сверстников становится для него жизненно необходимым. Подростковый период онтогенеза - это остро протекающий переход от детства к взрослости. С одной стороны, подростковый возраст отличается положительными проявлениями - возрастает самостоятельность ребенка, более содержательными становятся его отношения с окружающими, расширяется и качественно изменяется сфера деятельности, развивается ответственное отношение к себе, к другим людям и т.д. С другой стороны имеют место и негативные факторы - дисгармоничность, протестующий характер поведения, враждебное отношение к окружающим, различного рода асоциальные поступки.

Проблема подростковой агрессивности и условий ее формирования является чрезвычайно многоаспектной. За последние годы, как уже говорилось, резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. Увеличилось число преступлений против личности, участились случаи групповых драк, носящих ожесточенный характер. Отмечается прогрессирующая отчужденность, духовная опустошенность детей, их цинизм, жестокость, агрессивность, зачастую немотивированная. Утверждается, что подобные проявления в поведении части подростков принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно-группового общения в разного рода компаниях. Существует мнение, что объединившись в группы, люди ведут себя гораздо агрессивнее, чем если бы делали тоже самое в одиночку.

Известно, что основными проводниками социализации несовершеннолетних является семья, учебные заведения и неформальное окружение. Через эти институты в основном происходит процесс усвоения подростком норм и ценностей окружающей среды, формирование его личности. Особая роль в социализации подростка при этом принадлежит семье. Установлено, что решающим фактором является не ее состав (полная, неполная, распавшаяся), а атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми. Конфликты, драки, скандалы во взаимоотношениях родителей, пьянство, физические наказания, отсутствие заботы и защиты - такова атмосфера, согласно утверждениям исследователей, которая приводит к воспитанию вспыльчивости, к разрушению тормозных процессов, повышенной возбудимости, несдержанности, обуславливает возникновение отчужденности, грубости, стремление делать все вопреки воле окружающих, что создает предпосылки для проявления агрессивности, демонстративного неповиновения. Выросшие в таких семьях подростки не приобретают навыков нормального общения, наблюдая с детских лет принуждение, подавление, насилие и испытывая их на себе. При отсутствии другого опыта и в силу детского подражания они усваивают как норму убежденность в том, что наиболее простым путем можно добиться цели с помощью применения физического принуждения.

Выяснению влияния воспитания в семье и школе на агрессивность детей посвящено множество исследований. Так, Бандура и Уолтерс (1959) на основе наблюдений установили, что если матери снисходительно относятся к агрессивным поступкам своего ребенка и потакают ему, то он становится еще агрессивней. В другом исследовании показано, что дети, подвергающиеся очень строгим наказаниям, отличаются большей агрессивностью по отношению к сверстникам. Физические наказания за агрессивное поведение усиливают жестокость, агрессивность детей. Однако не следует считать, предупреждают некоторые исследователи, что у плохих родителей- плохие дети, что типичные неблагоприятные условия порождают типичные недостатки подростка.[9,21] Даже наилучшим образом организованный процесс воспитания ребенка может приводить к подобным проявлениям.

При этом умеренная агрессия в юности может служить противовесом состояния зависимости и помогает детям отделиться от родителей. Вообще, можно заметить, что чем больше тот или иной человек зависит от других людей, тем больше латентной агрессии в нем скапливается. Ведь оставаться в зависимости от другого человека означает пребывать в его власти, и, соответственно, чувствовать эту власть как ограничивающее влияние, которое необходимо как-то преодолеть. Здесь мы сталкиваемся с двумя конфликтующими потребностями человека: потребностью в близости и принадлежности (преданности) другому, с одной стороны, и стремлением сохранить и утвердить собственную личную идентичность, как независимую и отдельную, — с другой. И, стало быть, как только идентичность оказывается под угрозой слишком тесного слияния с другими, тотчас же возрастает агрессия, ведущая к дифференциации, к различению, отделению.