Разрушение Сохранение Танатос я Эрос
Изменение направления энергии
Фрейд считает, что это поведение не только врожденное, берущее начало из «встроенного» в человеке инстинкта смерти, но и неизбежное, поскольку, если энергия танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума.
Агрессия как инстинктивное поведение: взгляд на проблему с позиции эволюционного подхода.
Данные в поддержку теорий эволюционного подхода были получены, прежде всего, в результате наблюдений за поведением животных. Они сходятся в признании того, что предрасположенность человека к агрессии является следствием влияния естественного отбора. Утверждается, что агрессия обеспечивала биологические преимущества нашим доисторическим предкам.
Один из распространенных эволюционных походов – это этологический поход К. Лоренца. Согласно ему, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ (К. Лоренц,1994). Лоренц предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции, в пользу чего свидетельствуют три его важные функции. Во-первых, борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, и тем самым обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевых ресурсов. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счет того, что оставить потомство сумеют только наиболее сильные и энергичные индивиды. Наконец, сильные животные лучше защищаются и обеспечивают выживание своего потомства.
Он считал, что агрессивная энергия (имеющая своим источником инстинкт борьбы) генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течение времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией количества накопленной агрессивной энергии и наличия силы особых облегчающих разрядку агрессии стимулов в непосредственном окружении. Теория Лоренца может объяснить широкую распространенность насилия у людей в отношении представителей своего собственного вида. Кроме врожденного инстинкта борьбы, все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления. Последняя варьирует в зависимости от их способности наносить серьезные повреждения своим жертвам. Например, у львов с их когтями и зубами очень сильное сдерживающее начало. А у людей, как у менее опасных существ, соответственно слабое сдерживающее начало. Однако технический прогресс сделал возможным появление оружия массового уничтожения, что поставило под угрозу выживание человека как вида.
- Тексты по юридической психологии Агрессия как социально-психологический феномен
- Агрессия подростков
- Психологические особенности агрессии девиантных подростков
- Основные теории агрессии Агрессия как инстинктивное поведение: врожденное стремление к смерти и разрушению
- Агрессия, направленная на других
- Разрушение Сохранение Танатос я Эрос
- Агрессия как проявление побуждения: фрустрация и агрессия
- Биологическая теория агрессивности
- Агрессия как приобретенное социальное поведение
- Понятие девиантного поведения
- Типы девиантного поведения
- Агрессивное поведение
- Аутоагрессивное поведение
- Сексуальные девиации и перверсии
- Сверхценные психологические увлечения
- Характерологические и патохарактерологические реакции
- Коммуникативные девиации
- Безнравственное и аморальное поведение
- Неэстетичное поведение
- Психология преступника
- Биологические и социальные теории личности преступника
- Роль потребностей в формировании личности преступника
- Роль социальной среды в формировании личности преступника
- Два подхода в изучении личности преступника: социально-типологический и социально-ролевой
- Психология преступника – убийцы
- Психология преступника – террориста
- Психологический анализ коллектива осуждённых
- Динамика личности осужденного и воспитательный процессе.
- Проблемы адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе.
- Психология убийства
- Литература
- Классификация и типология рецидивистов.
- Жестокое обращение с детьми
- Различные подходы к объяснению причин жестокого обращения с детьми.
- Психологическая жестокость.
- Последствия жестокого обращения с детьми.
- Генезис жестокости.