logo
ТЕКСТЫ ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Сверхценные психологические увлечения

Одним из наиболее распространенных видов отклоняющегося поведения вне психопатологических рамок считаются сверхценные психологические увлечения. Увлечением называют повышенный интерес к чему-либо с формированием пристрастного эмоциональ­ного отношения. При сверхценном увлечении все характеристики обыч­ного увлечения усиливаются до гротеска, объект увлечения или деятельность становятся определяющим вектором поведения чело­века, оттесняющим на второй план или полностью блокирующим любую иную деятельность. Классическим примером пароксизмального увлечения и «гиперувлечения» является состояние влюбленно­сти, когда человек может быть полностью сосредоточен на объекте и субъекте эмоционального переживания, утрачивать контроль за временем, посвященным ему, игнорировать любые иные стороны жизнедеятельности. Существенными признаками сверхценных пси­хологических увлечений считаются:

• глубокая и длительная сосредоточенность на объекте увлече­ния

• пристрастное, эмоционально насыщенное отношение к объекту увлечения

• утрата чувства контроля за временем, затрачиваемым на увле­чение

• игнорирование любой иной деятельности или увлечения

Психологическое увлечение в отличие от психопатологического не выходит за границы традиционных для общества или отдельных его групп. Поэтому одно и тоже групповое или коллективное увле­чение может включать как людей с обычным интересом к такому виду деятельности, так и увлеченных, и гиперувлеченных, захва­ченных идеей фикс. Сверхценные психологические увлечения входят в состав аддиктивного, патохарактерологического типов девиантно­го поведения, а также отклоняющегося поведения на базе гиперс­пособностей. Используя терминологию N.Peseschkian, при сверх­ценных увлечениях происходит «бегство от реальности» в какую-либо деятельность в ущерб другой и в ущерб гармонии личности, в целом.

При «трудоголизме» происходит бегство от реальности в сферу деятельности и достижений. Повышенным интересом и увлечением для человека становится его работа или иная деятельность, на по­прище которой он пытается достичь совершенства. Если у обычного человека работа является способом повышения собственного пре­стижа, авторитетности, материального благополучия, удовлетворе­ния потребности властвовать и доминировать, или она рассматрива­ется как повинность, то у человека-трудоголика работа становится самоцелью, а не способом достижения чего-либо. Он получает удо­вольствие от самого процесса деятельности, а не от его результата, хотя результат также немаловажен для продолжения данного вида работы. Трудоголик (работоголик) сосредоточен на интересующей его деятельности практически постоянно, он не способен отвлечься от мыслей о работе даже на отдыхе или намеренной смене деятель­ности.

Базой для формирования сверхценного увлечения в виде трудоголизма являются, как правило, либо особенности характера, спо­собствующие фиксации внимания и деятельности на выполнении служебных обязанностей из-за страха не справиться с ними, прослыть неспособным и неквалифицированным специалистом, либо аддиктивный уход от реальности, которая воспринимается как не­интересная, непривлекательная и скучная. В первом случае форми­рование трудоголизма происходит на основе психастенических (анан-кастных) или астенических (зависимых) чертах характера. Неуве­ренность в себе, собственных способностях, страх проиграть и не справиться с поставленными задачами, затрудненность в межлич­ностных контактах, робость и скромность, неумение выстроить соб­ственную карьеру, используя личное обаяние, общительность или манипулятивные способы приводит к постепенной выработке ги-перкомпенсаторного поведения в сфере деятельности. Человек на­чинает «перерабатывать», уделять больше внимания работе, чем со­служивцы, стремиться к избеганию любых неожиданностей и дове­дения результатов собственного труда до совершенства. Постепенно выработанный стиль становится чертой характера, и интенсивный труд начинает доставлять удовольствие.

Иной механизм формирования трудоголизма обнаруживается при аддиктивном поведении. Повышенный уровень работоспособности, увлеченность процессом деятельности, получение от него удовлет­ворения может являться замещающей деятельностью. «Бегство в ра­боту» может быть связано с неприспособленностью человека к обы­денной жизни, ее бытовым требованиям, невозможностью испы­тывать удовольствие и «маленькие житейские радости». Индивида с аддиктивным поведением в виде трудоголизма тяготит серость и однообразие жизни, отсутствие «великих потрясений». Моделируя сложности на работе в своей деятельности и преодолевая их, такой человек живет полноценной, по его мнению жизнью, кардинально отличающейся от реальной жизни.

Сверхценные психологические увлечения в виде активной и при­страстной деятельности могут включать не только профессиональ­ную сферу. Человек может быть трудоголиком но поприще хобби. Например, он может формально ходить на основную работу, добросовестно выполнять ее, не получая удовлетворения, и при этом ориентироваться на иную деятельность (ремонт своего автомобиля, уход за садом, рыболовство, охота, коллекционирование и т.д.).

При сверхценном увлечении азартными играми человек склонен полностью посвящать себя игре, исключая любую иную деятель­ность. Игра становится самоцелью, а не средством достижения ма­териального благополучия. Увлеченность азартными играми называ­ется гемблиигом. Выделяются следующие признаки, характерные для гемблинга, как разновидности аддиктивного типа девиантного по­ведения (Ц.П.Короленко, ТА-Донских):

1. Постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимо­го в ситуации игры.

2. Изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой деятельности, постоянные мысли об игре, преобла­дание в воображении ситуаций, связанных с игровыми ком­бинациями.

3. «Потеря контроля», выражающаяся в неспособности прекра­тить игру как после большого выигрыша, так и после посто­янных проигрышей.

4. Появление состояний психологического дискомфорта, раздра­жительности, беспокойства (т.н. «сухой абстиненции») через короткие промежутки времени после очередного участия в игре с труднопреодолимым желанием приступить к игре («игровым драйвом»).

5. Увеличение частоты участия в игре и стремление ко все более высокому риску.

6. Нарастание снижения способности сопротивляться соблазну («снижение игровой толерантности») возобновить игру.

Человек, склонный уходить от реальности в мир игр, выбирает данной вид поведения в связи с неприспособленностью к действи­тельности, обыденности, которая перестает его удовлетворять и ра­довать. Он ищет в игре азарта и риска, бурных запредельных эмо­ций, которых не находит в повседневной жизни. Основой аддик­тивного поведения в виде гемблинга является феномен «жажды острых ощущений» и, как следствие, высокой степени риска, игре «на грани фола», когда за секунду можно потерять все, что имеешь или приобрести «весь мир». В подобный вид аддиктивного поведе­ния включаются карточные игры, рулетка, тотализатор и др.

Азартные игры не всегда связаны с денежным риском или рис­ком для жизни. Азарт может быть связан с вымышленным риском при идентификации себя с участниками игр, к примеру компью­терных. Идеями фикс могут становиться спортивные игры, лоте­реи, разгадывание кроссвордов, а также сексуальные игры.

Особой разновидностью сверхценных психологических увлече­ний является т.н. «паранойя здоровья» — увлеченность оздорови­тельными мероприятиями. При этом человек в ущерб иным сферам жизнедеятельности (работе, семье) начинает активно заниматься тем или иным способом оздоровления — бегом, особой гимнасти­кой, дыхательными упражнениями, моржеванием, обливанием ле­дяной водой, промыванием ноздрей и полости рта соленой водой и пр. Механизмом формирования «паранойи здоровья» является фе­номен «сдвига мотива на цель», когда из средства достижения здоровья оздоровительные мероприятия превращаются в самоцель, в источник единственного или доминирующего способа получения удовольствий.

Увлечение какой-либо деятельностью достигающей крайней сте­пени выраженности с формированием культа и создания идолов с полным подчинением человека и растворением индивидуальности носит название фанатизм. Чаще фанатичное отношение формирует­ся в таких сферах, как религия (религиозный фанатизм), спорт (спортивный фанатизм) и музыка (музыкальный фанатизм). Общей характеристикой фанатизма является выработка человеком стерео­типа подчинения собственных интересов и устремлений интересам конфессии, команды, музыкального коллектива, сосредоточение внимания и сил на поддержке идола и оказания всемерной и актив­ной помощи, миссионерская деятельность. В рамках девиантного поведения в виде фанатизма человек начинает действовать по психологическим законам группы и ведомого человека, он не способен критично отнестись к высказываниям кумира, идола и осознать отклонения собственного поведения, которое может заключаться в отрыве или уходе из семьи, игнорирование работы.

Мотивы отрыва человека от реальности и ухода в группу (рели­гиозную, спортивных или музыкальных фанатов), подчинения себя идеи и лидеру могут быть различными. Одним из мотивов может быть психологические проблемы, с которыми индивид справиться самостоятельно не способен или считает, что не способен. Как пра­вило, данный мотив основывается на психопатологических симпто­мах и синдромах, патологии характера или внутриличностном не­вротическом конфликте. Его уход в группу фанатиков обусловлен снятием с себя ответственности за принятие решений по многим жизненным проблемам, желанием стать ведомым, искоренить в себе сомнения и неуверенность. Другим мотивом фанатичного поведения в группе может быть стремление уйти от однообразной, не вызывающей радости и эмоционального отклика реальности. Кумир, идол, идея, ритуал, причастность к какой-либо тайне или социальной группе, обретение новых переживаний становятся своеобразными аддиктами.