logo
ТЕКСТЫ ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Динамика личности осужденного и воспитательный процессе.

Проводниками пенитенциарной психологии, прежде всего яв­ляются сотрудники ИУ. на каких бы должностях (воспитатель, производственник, оперативник, медик) они не состояли. В их деятельности необходимо отметить по крайней мере четыре обязательные для всех стороны:

1. Воспитательная деятельность - это главная из них соци­альная сторона. Сотрудники ИУ обязаны привить осужденным принятое в обществе мировоззрение, а также ряд других важных качеств: нравственность, гуманность, честность, патриотизм и т. д. Для того, чтобы выработать эти качества, все работники ИУ (прежде всего воспитатели) должны твердо верить в конечный ус­пех своей работы, с какими бы трудностями им ни пришлось столкнуться. Эта их вера должна передаваться осужденным, они обязаны уметь заражать своей верой самых апатичных из них.

2. Коммуникативная деятельность — это организация обще­ния с осужденными, в ходе которого происходит направляемый воспитателями обмен информацией. Здесь действует следующая закономерность: важно не только то, что говорится, но также и то как говорится и кем. Пенитенциарной психологии известны многочисленные случаи, когда умный и идейный воспитатель не мог донести свои слова ДО сознания и сердца осужденных в связи с возникновением между ними так называемого «психоло­гического барьера». СОТРУДНИКИ ИУ и, прежде всего, воспитатель и должны уметь слушать людей и, разговаривая с ними, находить индивидуальный подход к каждому из них. Большое значение в решении этих вопросов имеет знание воспитателями индивиду­альных особенностей осужденных.

К этим особенностям относятся, в первую очередь, темпера­мент, черты характера, направленность и тип личности, и состоя­ние здоровья осужденного. Например, суровый строгий тон в бе­седе с уклоняющимся от работы осужденным сангвинического темперамента принесет положительные плоды. Но этот же тон будет совершенно неприемлем в беседе с осужденным меланхоли­ком, у которого взаимоотношение с коллективом и трудовой про­цесс не ладятся из-за таких черт характера, как робость и застен­чивость. В последнем случае осужденному надо посочувствовать, подбодрить его, вселить уверенность в себе.

3. Организационная деятельность. Любой сотрудник ИУ, по­стоянно работая с людьми, для того, чтобы правильно решить производственные и воспитательные задачи, должен быть хоро­шим организатором и волевым человеком. Талант воспитателя как организатора у сотрудника ИУ проявляется в создании коллектива осужденных, в руководстве этим коллективом и производствен­ными процессами. Мало наметить стратегию воспитательного воздействия, нужно уметь провести в жизнь свои замыслы и при этом преодолеть открытое, а чаще и скрытое сопротивление осуж­денных. Для решения сложных организаторских задач работник ИУ должен обладать определенным авторитетом в глазах осуж­денных. Этот авторитет предполагает, во-первых, знание своего дела, обладание специальными знаниями, навыками и умениями;

во-вторых, творческое решение им воспитательных задач, отсутст­вие шаблона; в-третьих, высоко развитое чувство ответственности как за свои действия, так и за действия подчиненных ему людей;

в-четвертых, высокий уровень общей культуры и, наконец, инди­видуальный стиль в своей работе.

4. Конструктивная деятельность. Она связана с отбором ком­позиций и проектированием воспитательного материала, создани­ем планов, воспитательной тактики и стратегии. Конструктивная деятельность является основанием, на котором строятся организа­ционная и коммуникативная деятельность. Она включает в себя следующие аспекты: 1) содержание будущей деятельности (пла­нирование); 2) систему и последовательность собственных дейст­вий (тактику и стратегию воспитательного воздействия); 3) систе­му и последовательность действий воспитуемых (при этом проек­тируется деятельность коллектива в целом, а также отдельных групп и отдельных осужденных).

Здесь реализуются положительные качества сотрудника ИУ образующие творческое начало его личности: интеллектуальный уровень, память, мышление, воображение, творческая интуиция.

Сложность воспитательного процесса в ИУ, как уже отмеча­лось ранее, имеет ряд трудностей, прежде всего связанных с тем, что основная масса осужденных представляет собой человеческий материал, имеющий пороки в правосознании, в моральных и эти­ческих программах. Осужденные оказывают скрытое, порой и от­крытое сопротивление воспитательному процессу. Условия изоля­ции в ИУ не позволяют использовать все меры воспитательного воздействия на личность. Среди осужденных имеется большое ко­личество педагогически запущенных людей, требующих строго индивидуального подхода к ним.

Важным фактором воздействия на осужденного является кол­лектив, в котором он находится. Прежде всего, необходимо учесть эффективность воздействия коллектива на личность, исследовать структуру коллектива осужденных, связи между отдельными их группами. Но прежде чем переходить к анализу коллектива, сле­дует остановиться на отдельной ячейке, его составляющей, — лич­ности осужденного, и проследить динамику, т. е. развитие этой личности. Исследования динамики личности человека, лишенного свободы приводит к выводу, что ее развитие в этих особых усло­виях подчинено определенным закономерностям. Она состоит из ряда этапов, являющих «критическими» в динамике личности осужденного. Именно в них, как правило, происходит резкая сме­на состояний, установок и направленности личности осужденно­го. Это страх перед грядущим наказанием в связи с арестом; со­стояние апатии непосредственно после приговора; готовность ис­купить свою вину; стремление поскорее выйти на свободу, — вот далеко не полный перечень состояний, которые доминируют в личности на различных этапах от момента ареста до момента ос­вобождения.

Значительную часть осужденных составляют лица, которые не желают в ИУ учиться в школе и в профтехучилище, вообще отри­цательно относятся к обучению. Мотивы отказа от этого следую­щие: убеждение, что у осужденного уже имеется хорошая специ­альность, и учеба ничего к ней не прибавит; трудности в учебе в связи с большим перерывом, когда многое забылось; солидный возраст; уверенность в том, что учиться поздно, а также то, что учеба на заработок не влияет; боязнь, что на учебные занятия не хватит терпения; страх перед необходимостью учиться после рабочего дня; нежелание тратить время на учебу и, наконец, немоти­вированный отказ от учебы.

Необходимо отдельно остановиться на уровне развития у осу­жденных познавательных потребностей и «психологии тюремного чтения». Как показывают исследования, у многих осужденных по­знавательные потребности вообще неразвиты. Поэтому значитель­ная часть из них не считает нужным повышать свой образователь­ный уровень, хотя бы читать художественную литературу. Многие из не желающих учиться в школе ИУ не осознают значения обра­зования вообще и не видят в повышении образования реальных, прежде всего сиюминутных выгод для себя.

Воспитатели исправительных учреждений нередко сталкива­ются с такой ситуацией, при которой осужденный оказывается невосприимчивым к педагогическим воздействиям или непра­вильно на них реагирует. Это нежелание или неумение понять друг друга, а порою, взаимная отчужденность и называется психо­логическим барьером. Чаще психологический барьер возникает при работе с нарушителями режима, отказчиками от работы, осу­жденными, принадлежащими к отрицательным группам. Психо­логические барьеры существенно снижают эффективность воспи­тательной работы, затрудняют процесс исправления и перевоспи­тания осужденных.

Юристы должны знать, что по своему содержанию психологи­ческий барьер может быть двух видов — смысловым и эмоцио­нальным. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

При смысловом барьере, - перевоспитуемый осужденный может хорошо понимать и уметь выполнить требования, которые к нему предъявляет воспитатель, но искажает при этом мотива­цию требований, вкладывает в них предвзятый смысл и упорно их не выполняет. По А.С. Макаренко — это «внутреннее сопротивле­ние личности» воспитательному воздействию как следствие сфор­мировавшейся установки осужденного отрицательно реагировать на любое требование, исходящее от начальника отряда, мастера, учителя. Такой барьер — основа невосприимчивости воспитуемого к педагогическому воздействию воспитателя. В этом случае то или иное его требование, рассчитанное на определенный педагогиче­ский эффект, дает прямо противоположный результат.

При эмоциональном барьере, — осужденный испытывает та­кие эмоциональные переживания, которые делают недоступными его разуму доводы логики. Такой барьер - результат накопления тяжелых эмоциональных переживаний у осужденного. ВозникшиЕ ПО разным причинам (и особенно под влиянием оскорблений) чувства отчужденности, антипатии, озлобленности мешают осуж­денному осознать правомерность требований воспитателя, не по­зволяют убедиться в неправильности своих действий и поступков. При эмоциональном барьере даже ясные и справедливые требова­ния воспитателя не получают положительного отклика в душе та­кого человека.

При воспитании у осужденного перспективы на активную пе­рестройку личности во имя будущего освобождения и приобще­ния к трудовой жизни администрация ИУ получает в его лице хо­рошего союзника, который будет помогать в решении сложных педагогических задач переделки личности. Одна из главных задач в этом процессе — постановка правильного диагноза, какие каче­ства в осужденном следует укреплять и развивать и с какими ка­чествами, взглядами, чертами и привычками следует бороться. Пенитенциарная (уголовно-исполнительная) психология в анализе и оценке личности осужденного исходит из оптимистического прогноза: в каждом человеке можно обнаружить положительные черты, какие бы страшные преступления он ни совершил. Опира­ясь на эти положительные черты, можно приступить к переделке и формированию социально-положительной личности осужден­ного.

Одна из причин возникновения психологического барьера — неправильное применение взысканий и поощрений. На практике нередко бывает так: воспитатель к одним осужденным бывает бо­лее снисходителен, чаще их поощряет (порой даже незаслуженно), редко наказывает, с другими все обстоит наоборот. В результате незаслуженного наказания или слишком сурового наказания, за­вышенной требовательности, несправедливости у осужденного возникают отрицательные эмоции, которые, зарождаясь вначале в связи с конкретным частным случаем применения воспитателем наказания, легко распространяются на более широкий круг явле­ний и начинают определять отношение воспитуемого к воспита­телю. Нередко такие осужденные настойчиво пытаются заслужить поощрение, вернуть расположение и доверие воспитателя, но если последний вовремя не заметит стараний осужденного, не поощрит его усердие, то воспитуемый, разуверившись в возможности за­служить одобрение воспитателя, перестает реагировать на его тре­бования, оказывается глухим к педагогическим воздействиям. Не­правильная дисциплинарная практика ведет к возникновению психологических барьеров, а, в свою очередь, психологические чего дня; нежелание тратить время на учебу и, наконец, немоти­вированный отказ от учебы.

Часто причиной смыслового барьера становится многократное повторение словесных воздействий, моральных сентенций. Эти нравоучения осужденный не воспринимает, так как не придает им значения, на которое рассчитывает воспитатель. Чтобы устранить такие случаи, необходимо вдумчиво отнестись к выбору мер пе­дагогического воздействия, применять методы воспитания в ком­плексе, в зависимости от поведения осужденного. Мера воздейст­вия, на которую осужденный не реагирует, не должна больше применяться, но если же она применяется, то только в иных ус­ловиях и по-иному.

Для достижения успеха в работе с осужденными необходимо знание личности осужденного, специфики направленности лично­сти осужденного, действительные его взгляды и убеждения, а не просто его высказывания, которые иногда диктуются корыстными соображениями, а подчас являются просто бравадой.

Как уже отмечалось, кроме главных факторов (труд, режим, коллектив и воспитание), которые действуют постоянно, на осуж­денного могут влиять и так называемые факультативные факторы. К ним относятся семья осужденного, его дружеские связи с людь­ми вне зоны ИУ, участие в художественной самодеятельности, занятия художественными ремеслами, учеба в школе и некоторые другие. Однако наличие указанных факторов вовсе не означает, что гарантировано положительное их влияние. Так, неурядицы в семье осужденного могут отрицательно сказаться на его настрое­нии, дружеские связи с людьми, находящимися на воле, далеко не всегда положительно влияют на перестройку личности осужден­ного и т.д. Но неверно и вообще игнорировать факультативные факторы, пренебрегать их положительным влиянием на результа­ты воспитательного процесса, когда это возможно. Одним из наи­более сильных факторов этой категории является семья осужден­ного. При наличии у него детей, жены, родителей целесообразно использовать этот фактор как доминирующий при воспитании чувства перспективы на будущее. Осужденный, любящий своих родственников, должен видеть в своем будущем возможность со­единиться с ними и осознавать, что эта возможность тем быстрее реализуется, чем лучше он будет работать, соблюдать требования режима и способствовать положительной перестройке своей лич­ности.

Чрезвычайно важен для превентивной практики и тот факт, что механизмы неосознаваемой регуляции формируются и закрепляются еще в раннем детстве. При этом важнейшее влияние на них оказывает семья, личный пример родителей, их поведение, которые запечатлеваются у ребенка, характер эмоциональных от­ношений родителей с детьми, что, в частности, оказывается ре­шающим фактором для формирования эмоциональной сферы, чувства эмпатии, сопереживания, внушающие воздействия, ока­зываемые на детей родителями, система мер наказания и поощре­ния. Отсюда и предупреждение такого рода преступлений также должно и может быть осуществлено путем социальных программ, включающих разнообразные психотерапевтические, суггестивные, психолого-педагогические воздействия. Вместе с тем, организация превентивной практики преступлений с неосознаваемой мотива­цией имеет ряд специфических особенностей. Разберем их.

1. Важной отличительной чертой неосознаваемых поведенче­ских регуляторов, и в первую очередь сформированных в раннем детстве установок, является их прочность и устой­чивость.

2. Применение суггестивных методов в перестройке несозна­ваемых регуляторов преступного поведения отнюдь не оз­начает отказа от традиционных, хорошо зарекомендовав­ших себя форм и методов педагогической коррекции, при­меняемых, в том числе и к несовершеннолетним с откло­няющимся поведением. Напротив, эффективность воспита­тельно-профилактических воздействий может быть обеспе­чена лишь в том случае, когда суггестивные методы закре­пляются в системе воспитания, осуществляемого на основе коллективной, трудовой, общественно-полезной деятельно­сти, в процессе, где могут формироваться новые установки позитивной социальной ориентации.

3. Следует учитывать, что сфера неосознаваемой регуляции имеет раннее онтогенетическое происхождение и заклады­вается в первую очередь в семье. Неблагополучная семья уже на самых первых стадиях развития ребенка должна стать объектом заботы органов профилактики, в поле зре­ния которых должны, прежде всего, попасть те факторы семейного общения и воспитания, которые могут способст­вовать формированию асоциального поведения. То есть, неосознаваемая мотивация отнюдь не является не­ким необъяснимым психическим образованием, которое не зави­сит от социальных факторов, условий воспитания и жизнедеятельности индивида. Так же, как и сознательная психическая ре­гуляция поведения человека, сфера неосознаваемой регуляции продукт и результат социализации личности, происходящий под влиянием различных- организованных, целенаправленных и сти­хийно действующих социальных факторов.

Таким образом, раскрытие природы и путей формирования механизмов неосознаваемой регуляции преступного поведения предоставляет возможность превентивной пенитенциарной теории и практике наметить научно обоснованные подходы и методы предупреждения формирования неосознаваемой асоциальной мо­тивации, пути перестройки внутренних регуляторов асоциально направленного поведения. В этом отношении важное значение для практической организации воспитательно-профилактической работы, а ИУ имеют выводы психологов о структуре личности и ее связи с индивидуальной деятельностью, в процессе которой может происходить формирование новых и перестройка прежних установок у осужденных. Эти принципы организации позволяют так построить воспитательно-профилактическую работу в коллек­тиве осужденных, что становится возможным эффективное воз­действие и перестройка у них как осознаваемых, так и неосозна­ваемых поведенческих регуляторов.