logo
ТЕКСТЫ ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Психологические особенности агрессии девиантных подростков

Нередко проводниками агрессивных действий выступают дети с затруднениями в социальной интеграции. Они, как пишет А. Гуггенбюль (2000), чувствуют себя изгоями, жертвами и «аутсайдерами». «Их повышенная агрессивность- всего лишь отчаянная попытка добиться признания собственной возрастной группы»[9 с.46]. Характер их поведения объясняется не влиянием группы, утверждает автор, а нерешенными личными проблемами. Агрессия в этом возрасте может служить в качестве противостояния состоянию зависимости и помогает детям отделиться от родителей. Замечается, чем больше тот или иной человек зависит от других людей, тем больше латентной агрессии в нем накапливается. Здесь, согласно мнению А. Гуггенбюля, мы сталкиваемся с двумя конфликтующими потребностями человека: потребностью в принадлежности, близости другому и стремлением сохранить и утвердить собственную идентичность, как независимую. Предполагается, что как только идентичность оказывается под угрозой слишком тесного слияния с другим, начинает возрастать агрессия, ведущая к различению, отделению. Стремление подростка к самостоятельности, к признанию его новой социальной роли, встречая противодействие взрослых, ведет к появлению «зоны отчуждения», психологического барьера, преодолевая который, многие подростки прибегают к агрессивным формам поведения.

По мнению М. Раттера (1984), агрессивность вызывается не только дефицитом признания и любви, ожиданием наказания или воспоминания о нем, но и активным стремлением ребенка устранить конфликтную ситуацию любыми средствами.[21 с.62] Дефицит любви, полагал он, составляет фон, на котором легче проявиться агрессивности. Сама агрессивность применительно к человеку- это свидетельство ограниченности средств, которыми располагает ребенок для преодоления затруднений.

Согласно наблюдениям исследователей, существует определенная динамика подростковой агрессивности: у подростков 12-13 лет наиболее выражен негативизм, отмечается рост физической, вербальной агрессии, у 14-15 летних на первый план выходит вербальная агрессивность, физическая агрессия, негативизм повышаются незначительно.[31]

По данным ученых, агрессивные подростки обладают некоторыми общими чертами, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения. К таким чертам относятся бедность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У таких детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, озлобленность против окружающих, эмоциональная грубость, наблюдается крайняя самооценка (либо завышенная, либо заниженная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов. Для хорошо интеллектуально и социально развитых подростков агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости.

Несомненно, что раскрытие причин и характера агрессивности подростков требует проведения определенной классификации. Предполагается, что классификация агрессивности подростков, основывающаяся на комплексе свойств, типичных для определенной группы детей, позволяет глубже рассмотреть причины отклонений в их личностном развитии и поведении, а также наметить пути коррекционной работы поведения подростков[31].

Одними исследователями за основу типологии берутся психофизиологические различия детей, другими - особенности их психосоциального развития. Так, например, В.С. Братусь , П.И. Сидоров (1984) выделяют следующие группы подростков: 1) дети с психопатическими чертами характера; 2) подростки с задержками умственного развития; 3) дети, не имеющие патологических отклонений, безнадзорные, не правильно воспитанные, что породило упрямство, вседозволенность, а в результате агрессивность и другие формы отклонений.[31 с.51].

С.Я. Беличева [1977] к первой группе относит глубоко педагогически запущенных подростков, суждения которых примитивны, поверхностны, процессы внимания, запоминания ослаблены. Этих детей, как она пишет, отличает бравада антисоциальными поступками. Вторая группа характеризуется аффективными нарушениями, раздражительность, гневливость, злобность. У многих появляются истероидные формы поведения. К третьей группе автор относит детей развязанных, неуживчивых, конфликтных [].

Л.М. Семенюк (1996) совместно с другими исследователями, условно выделяет четыре группы подростков на основе определенного типа поведения, с учетом направленности их личности. Первую группу характеризует устойчивый комплекс аномальных, аморальных, примитивных потребностей, стремление к потребительскому времяпрепровождению, деформация ценностей и отношений. Типичные особенности этих детей- неуживчивость, эгоцентризм, равнодушие к переживаниям других, грубость, вспыльчивость, драчливость, дерзость. В их поведении, как отмечает Л.М. Семенюк, преобладает физическая агрессивность. Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями и ценностями. Они отличаются импульсивностью, быстрой сменой настроения, лживостью, раздражительностью, желанием занять привилегированное положение за счет слабых, младших. Им доставляет удовольствие чужая боль. Применение физической силы проявляется ситуативно и лишь против тех, кто слабее. Третью группу характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями, ценностями, взглядами. Эти подростки отличаются односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. В их поведении преобладает косвенная и вербальная агрессивность. В четвертую группу входят подростки, которые обладают слабо деформированными потребностями. Они безвольны, мнительны, заискивают перед более сильными сверстниками, трусливы, мстительны, обладают отсутствием определенных интересов и ограниченным кругом общения. В их поведении преобладают вербальная агрессия и негативизм.

Агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит другого выхода, кроме драки или словесных угроз. Главными причинами, побуждающие подростка принимать участие в драках, утверждение себя в глазах окружающих с помощью кулаков следует искать в правилах поведения, принятых в референтных для него группах сверстников, в традициях дворовых и уличных компаний. Референтными группами для части подростков становятся различные компании с ассоциальной направленностью, где агрессивность довольно часто рассматривается как доказательство «бывалости», «мужественности». Для многих из них характерно умышленное подражание определенным манерам конкретных людей, тем стереотипам, которые транслируются различными средствами информации. Согласно наблюдениям, риск приобретения агрессивных поведенческих навыков подростком увеличивается, если в неформальном подростковом и юношеском общении насильственные действия часто практикуются, если субъект сам подвергался им и отвечал на них По мнению Л.М. Семенюк, агрессивность подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в социуме, что проявляется в соответствующем поведении. На развитие агрессивности подростка, считает она, могут влиять природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя.

Имеются работы, в которых сделана попытка «депсихиатризации» девиантного поведения (А.Реан, К.Леонгард, А.Личко и др.),. Агрессивная нагрузка в них переносится на характерологию, типы акцентуаций характера. А.А. Реан (1996) подчеркивает криминогенность возбудимого типа акцентуаций (К. Леонгард), который связан с повышенной агрессивностью, импульсивностью, низкой терпимостью. Многим подросткам относящимся к эпилептоидному типу (А. Личко), как отмечается, свойственны несдержанность, немотивированность реакций, мстительность, злопамятность, хулиганские выходки отличаются особой жестокостью [ ].

Ряд ученых полагают, что наиболее полную картину сущности агрессивного поведения подростка дает анализ его мотиваций. Значительную роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность и т. п. Агрессивное поведение детей подросткового возраста, связанное с этими эмоциями, выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, убийствах, отчасти в изнасилованиях, в повреждении либо уничтожении имущества. В подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости его особенностей, внутренних и внешних условий развития подростка могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки агрессивного поведения. Как утверждает В.Л. Васильев (2000), сама подростковая среда очень агрессивна.[6] Отношения нередко строятся на унижении слабых, а порой и на откровенной жестокости. Согласно предположению Ю.Б. Можгинского (1999), многие агрессивные поступки подростков являются следствием личностного кризиса. Автор пишет, что «часто приходится видеть, как признаки разлада личности в виде болезненного отношения к восприятию собственного Я окружающими людьми, одиночества и оторванности от мира, несоответствия своего Я неким, зачастую ложным, идеалам, ощущения утраты целостности внутреннего мира сопутствуют жестокой агрессии». [18 с.24]

Выводы психологов на редкость единодушны в гуманистическом признании того, что агрессивный подросток - это прежде всего обычный ребенок, а черты и качества агрессивности он приобретает под влиянием ошибок, упущений в воспитании, сложностей в окружающей среде. Насколько многообразны аспекты подростковой агрессивности, настолько и разнообразны, а порой неизбежны факторы трансформации агрессивного поведения в асоциальное, девиантное, делинквентное и криминальное. Для предотвращения криминализации подростковой среды властями и общественностью предпринимаются многочисленные специальные профилактические воспитательные меры работы с подростками, одним из средств которой является создание специализированных Школ социальной адаптации.

По утверждению В.Ф. Пирожкова (1995), криминализация подростковой среды в настоящее время достигла своего критического уровня [24]. Структура преступности несовершеннолетних имеет существенные особенности. Замечено, что для нее характерно резкое возрастание преступлений имущественных и сопряженных с насилием. Например, удельный вес изнасилований, разбоев и грабежей совершенных несовершеннолетними втрое выше, чем в структуре общей преступности. Специфической особенностью насильственных преступлений подростков, в том числе убийств и тяжких телесных повреждений, как известно, является резкая неадекватная, лежащая в истоках мотивации таких преступлений реакция на действия, которые воспринимаются ими как оскорбление. Психологи связывают объяснение этого феномена с двумя мотивами: недоверие к взрослым из-за необоснованного обобщения собственных «ненормальных» отношений и переноса этих взаимоотношений на других людей.

Замечено, что повинуясь законам группы, подростки идут на невероятно жестокие преступления, для того, как отмечают некоторые исследователи, «чтобы как им кажется, восстановить жизненно важную для них связь собственного Я с группой».[18 с.24]. Уголовный мир оказывает определенное влияние на подростковые группы. Включаясь в криминальную среду с ее нормами и ценностями, несовершеннолетний получает широкое поле для самоутверждения, самореализации своего «Я» и компенсации неудач, которые постигли его в обществе. В преступной среде максимально реализуется стремление подростка к самостоятельности, физического риска, разнообразным экстремальным ситуациям. Ценности и нормы криминальной субкультуры привлекают подростка внешне броскими атрибутами и символикой, эмоциональной насыщенностью норм, правил, ритуалов.

Раттер и Гиллер (1999) приходят к заключению, что для преступности несовершеннолетних существуют множество причин, включая влияние групп сверстников, социального контроля и социального научения, биологических факторов, влияющих на проявления ассоциального поведения и ситуационных факторов. С их точки зрения, абсурдно искать единственное объяснение преступности несовершеннолетних [27]. Особое значение проблема агрессивности человека имеет, как утверждает И.Б. Бойко (1993), для мест лишения свободы, где наиболее полно и весьма разнообразно представлены все известные формы проявлений агрессии у отбывающих наказание [4]. К таким же местам относятся специализированные школьные учреждения для девиантных подростков, где их концентрированное количество еще более усугубляет стигматизацию подростка как асоциального, частично отвергаемого полноценным обществом. В этих учреждениях собраны лица с разной степенью педагогической запущенности и «криминальной зараженности», в которой царит своя субкультура, аналогичная криминальной, оказывающая на несовершеннолетнего непосредственное воздействие и в значительной мере определяющая его поведение. В этих учреждениях они находятся в том же возрасте, что и несовершеннолетние воспитательно-трудовых колоний - 14-18 лет, в возрасте психологически насыщенного формирования личности подростка.

Учеными на основе изучения личных дел, автобиографий несовершеннолетних осужденных были установлены следующие факторы, служащие объяснением их повышенной агрессивности: 1) общее социальное неблагополучие (конфликтные отношения в семье, отсутствие одного или двух родителей, авторитарные методы воспитания с элементами насилия, сексуальные домогательства, постоянное унижение достоинства ребенка); 2) определяющее влияние малых «отрицательных» групп улицы, приводящее к увлечению наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом, раннему вступлению в половую связь, которая нередко сопровождается насильственным принуждением[4]. Кроме того, на повышенный фон агрессивности осужденных подростков влияет такой специфический фактор, как осуждени по статье.

С течением времени в условиях социальной изоляции и при стереотипном образе жизни происходит и стереотипизация личности несовершеннолетнего, стирание граней между различными вариантами девиаций. Пребывание в состоянии определенной социальной изоляции вызывает у несовершеннолетнего переживания различной глубины и силы, накладывает отпечаток на ценностно-ориентационную сферу и мотивы деятельности, психические свойства, систему отношений.