Различные подходы к объяснению причин жестокого обращения с детьми.
Широкие исследования жестокого обращения с детьми строятся вокруг трех основных теоретических объяснений: психиатрического, социологического и ситуационного.
Психиатрические объяснения.
Психиатрическая модель ставит в центр личность и семейную историю родителей. Она предполагает что жестокие родители больны и требуют психиатрического лечения. Однако исследователи так и не смогли выделить комплекс черт личности, вязанных со склонностью к жестокому обращению с детьми. Единственный факт который им удалось установить заключается в том, что многие взрослые, проявлявшие жестокость в обращении с детьми, сами в детстве подвергались подобному обращению. Психологи не могут сказать с уверенностью, почему примеры жестокого обращения с детьми передаются от одного поколения к другому. Одно из наиболее правдоподобных объяснений состоит в том, что те люди с которыми в детстве жестоко обращались, на основе подражания насильственным ролевым моделям просто воспроизводят в своем взрослом поведении пример жестокого поведения родителей или воспитателей. Возможно в детстве родители приучили этих людей к тому, что рассчитывать на их заботу или, наоборот, не принимать их в расчет не допустимо, что плакать и просить помощи бесполезно, неуместно, или это свидетельствует о дурном характере. Один ребенок родители которого проходили курс психотерапии с целью преодоления своей жестокости был встревожен тем, что отец перестал его бить. Он с горечью спрашивал социального работника: «Почему отец больше меня не любит?» Дети усваивают такие уроки в раннем возрасте и, и когда сами становятся родителями, применяют те же методы «воспитания» к своим детям.
Социологические объяснения.
Одна социальная ценность в американском обществе существенным образом связана с жестоким обращением с детьми это ценность - насилия. По количеству убийств и других насильственных преступлений США превзошли все другие индустриально развитые страны, а насилие на экранах телевизоров постоянно внушает нам что это вполне приемлемый способ разрешения конфликтов. Кроме того, если физическая агрессия проявляется в ссорах между мужем и женой, то, вероятно, она проявляется и в отношениях родителей с детьми. Вероятность жестокого обращения с детьми повышается в следствие широкого мнения, будто физическое наказание является эффективной формой воспитания. 93% родителей физически наказывают своих отпрысков, хотя большинство все же соблюдает меру. Для сравнения стоит упомянуть что в более миролюбивых обществах, где предпочитаются дисциплинарные меры, ориентированные на любовь, значительно реже встречается насилие, в том числе и над детьми.
Бедность также играет свою роль в жестоком обращении с детьми, хотя жестокость по обращению с детьми встречается во всех слоях общества, почти в семь раз чаще о ней упоминается там, где семейный годовой доход не превышает прожиточный минимум. Такую статистику можно отчасти объяснить тем, что случаи жестокого обращения с детьми в семьях, принадлежащих среднему классу, не так часто становятся достоянием гласности. Верно однако и то, что любое напряжение в семье, - а бедность, бесспорно, является источником такого напряжения, - увеличивается риск плохого обращения с ребенком.
Другим фактором риска является безработица. В периоды высокого уровня безработицы количество случаев насилия мужчин над своими женами и детьми заметно увеличивается. Родители неожиданно потерявшие работу начинают вымещать злобу и раздражение на своих детях. Безработица приносит с собой не только финансовые проблемы, но также снижает социальный статус и самоуважение потерявшего работу человека. Безработный отец иногда пытается возместить эти утраты добиваясь беспрекословного подчинения членов семьи с помощью физической силы.
Еще одной нередко встречающейся особенностью семей, в которых имеет место жестокое обращение с детьми, является социальная изоляция. Такие родители часто живут в изоляции от своих родственников, друзей и местных организаций социальной помощи. Им трудно поддерживать дружеские отношения с окружающими, и они редко становятся членами общественных организаций и объединений. Иногда им некого попросить о помощи в трудную минуту, и они обращают свое раздражение и свой гнев против собственных детей.
Ситуационное объяснение.
Подобно социологической модели жестокого обращения с детьми, ситуационная модель ищет его причины в факторах внешней среды. Однако ситуационная модель придает центральное значение формам взаимодействия между членами семьи. Причем дети рассматриваются как активные участники этого процесса. При изучении конкретной роли каждого ребенка в жестоких по отношению к детям семьях, мы замечаем, что родители обычно выделяют одного из детей, к которому начинают относиться особенно предвзято. Младенцы и дети младшего возраста становятся самыми частыми объектами родительской жестокости. Дети с физическими и умственными аномалиями или чрезвычайно обидчивые дети также подвержены риску плохого отношения со стороны родителей. Постоянно плачущие грудные младенцы тоже могут выводить родителей из себя. В других случаях поводом может стать расхождение между ожиданиями родителей и особенностями ребенка. Например, мать, которая привыкла выражать свою любовь физически, обнаруживает, что ее ребенок не любит прикосновения к себе. В ряде случаев родители имеют нереалистическое представление о том, как должны вести себя дети. Например, отец может рассердиться, если трехлетний ребенок не убирает свою комнату. Такие неадекватные представления иногда приводят к жестокому обращению с детьми.
- Тексты по юридической психологии Агрессия как социально-психологический феномен
- Агрессия подростков
- Психологические особенности агрессии девиантных подростков
- Основные теории агрессии Агрессия как инстинктивное поведение: врожденное стремление к смерти и разрушению
- Агрессия, направленная на других
- Разрушение Сохранение Танатос я Эрос
- Агрессия как проявление побуждения: фрустрация и агрессия
- Биологическая теория агрессивности
- Агрессия как приобретенное социальное поведение
- Понятие девиантного поведения
- Типы девиантного поведения
- Агрессивное поведение
- Аутоагрессивное поведение
- Сексуальные девиации и перверсии
- Сверхценные психологические увлечения
- Характерологические и патохарактерологические реакции
- Коммуникативные девиации
- Безнравственное и аморальное поведение
- Неэстетичное поведение
- Психология преступника
- Биологические и социальные теории личности преступника
- Роль потребностей в формировании личности преступника
- Роль социальной среды в формировании личности преступника
- Два подхода в изучении личности преступника: социально-типологический и социально-ролевой
- Психология преступника – убийцы
- Психология преступника – террориста
- Психологический анализ коллектива осуждённых
- Динамика личности осужденного и воспитательный процессе.
- Проблемы адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе.
- Психология убийства
- Литература
- Классификация и типология рецидивистов.
- Жестокое обращение с детьми
- Различные подходы к объяснению причин жестокого обращения с детьми.
- Психологическая жестокость.
- Последствия жестокого обращения с детьми.
- Генезис жестокости.