Агрессия как проявление побуждения: фрустрация и агрессия
Согласно этой теории агрессия берет начало от побуждения, определяемого как «неинстинктивная мотивационная сила, являющаяся результатом лишения организма каких либо существенных вещей или условий, и возрастающая по мере усиления такого рода депривация» (Zillmann, 1983; , цитата по Д. Ричардсон и Р. Бэрону, 1998).
Теория основывается на двух положениях, сформулированных Доллардом и другими исследователями. Вместе взятые, эти положения известны как теория фрустрации – агрессии:
Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.
Агрессия всегда является результатом фрустрации.
Считается, что фрустрация провоцирует агрессию (побуждает к агрессии), что, в свою очередь, облегчает проявление или поддерживает агрессивное поведение. Однако многие эмпирические исследования показали, что фрустрация вызывает агрессию, прежде всего у людей, которые усвоили привычку реагировать на нее агрессивным поведением, а не отнюдь у всех и в любых ситуациях. В итоге один из авторов этой теории Миллер внес поправки в положения теории: фрустрация порождает различные модели поведения, и агрессия является одной из них.
- Тексты по юридической психологии Агрессия как социально-психологический феномен
- Агрессия подростков
- Психологические особенности агрессии девиантных подростков
- Основные теории агрессии Агрессия как инстинктивное поведение: врожденное стремление к смерти и разрушению
- Агрессия, направленная на других
- Разрушение Сохранение Танатос я Эрос
- Агрессия как проявление побуждения: фрустрация и агрессия
- Биологическая теория агрессивности
- Агрессия как приобретенное социальное поведение
- Понятие девиантного поведения
- Типы девиантного поведения
- Агрессивное поведение
- Аутоагрессивное поведение
- Сексуальные девиации и перверсии
- Сверхценные психологические увлечения
- Характерологические и патохарактерологические реакции
- Коммуникативные девиации
- Безнравственное и аморальное поведение
- Неэстетичное поведение
- Психология преступника
- Биологические и социальные теории личности преступника
- Роль потребностей в формировании личности преступника
- Роль социальной среды в формировании личности преступника
- Два подхода в изучении личности преступника: социально-типологический и социально-ролевой
- Психология преступника – убийцы
- Психология преступника – террориста
- Психологический анализ коллектива осуждённых
- Динамика личности осужденного и воспитательный процессе.
- Проблемы адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе.
- Психология убийства
- Литература
- Классификация и типология рецидивистов.
- Жестокое обращение с детьми
- Различные подходы к объяснению причин жестокого обращения с детьми.
- Психологическая жестокость.
- Последствия жестокого обращения с детьми.
- Генезис жестокости.