1.1. Основные концептуальные подходы к пониманию сущности межличностных отношений.
В современной психолого-педагогической науке проблема отношений личности разрабатывается сравнительно недавно (с конца 50-х начала 60-х г. 20в.), хотя первые исследования по данной проблеме были сделаны в начале 20 столетия [5,9,14,17 и др.]. При этом А.А. Бодалев (1983) выделил в психической реальности личности две сферы: экзопсихику, которую он понимал, как всю совокупность отношений личности с внешним объектом, к среде, социальной действительности и отдельным ее сторонам, в том числе и к людям, социальной группе, государству и т. п. Вторая сфера по А.А. Бодалеву – это эндопсихика, составляющая, по мнению ученого, ядро человеческой личности. Эндопсихические конституционные особенности личности обусловливают уровень развития личности, а, следовательно, им принадлежит решающая роль в формировании отношений личности. Указывая на то, что отношения как компоненты экзопсихики определяются в той или иной степени внешними условиями жизни, ученый, в то же время отмечает, что степень зависимости отношений личности от внешних условий или, наоборот, степень их воздействия на внешние условия зависит от врожденных или наследственных психических особенностей, т. е. эндопсихики.
Таким образом, в учении об отношениях личности отсутствует указание на активный преобразующий характер особенностей личности в формировании социально-адекватных форм отношений. Личность активно приспосабливается к внешним условиям жизни, находясь в ограниченных рамках эндопсихики. Внешние социальные условия определяют отношения личности лишь в качестве необходимых условий их возникновения [20].
Определенного внимания заслуживает теория В.А. Крутецкого (1976), так как его подход к проблеме отношений личности в дальнейшем стал классическим и разрабатывался различными исследованиями в последующие годы.
Основная мысли данной теории сводится к следующему: психологическим ядром личности является индивидуально-целостная система ее «субъективно-оценочных, сознательно-избирательных отношений в действительности, представляющая собой интериоризированный опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения» [2]. Согласно этой концепции система отношений определяет характер поведенческих реакций на внешнее воздействие. Все составляющие психологической организации человека – от самых низших до высших ее подструктур – связывается, так или иначе, с отношениями. Положительный и отрицательный опыт взаимоотношений с людьми однозначно формирует и собственную систему внутренних отношений личности [29]. Таким образом, понятие «личность» раскрывается как сложная система отношений, развивающаяся в процессе ее деятельности общения с другими людьми. [31 и др.].
Понятие «отношение» играет значительную роль при описании основных свойств личности, поэтому мы считаем необходимым раскрыть данную категорию. При изучении научной литературы мы столкнулись с различными определенными понятиями «отношений». Примером одного из толкований понятия «отношений» является следующее: «отношение – форма связи между объектами, отображаются то общее, что имеется у двух и более объектов (наличие или отсутствие признаков, свойств и т. п.)» [33, с. 17].
В психологии категория «отношения» используются весьма широко и в нескольких смыслах. Под взаимоотношения понимают личностью значимые, образное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние. Общение – это тот наблюдаемый процесс, в котором данное состояние актуализируется и проявляется; это такое поведение людей, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются их межличностные отношения. Взаимоотношения формируются в непосредственном взаимодействии «лицом к лицу» - на уроке и перемене, на экскурсии и утреннике, т. е. в ситуациях формального, регламентированного и неформального, свободного общения. Они составляют внутреннюю, не всегда видимую сторону педагогического взаимодействия, отражая потребностно-мотивационную сферу личности учителя и учащихся. Прежде всего, как отмечает Я.Л. Коломинский (1999), через отношение к окружающему миру выявляется родовая сущность человека. Это четко показано в работах С.Л. Рубенштейна (1978). Он указывал на то, что, ни один предмет, взятый сам по себе, не может обнаружить свою родовую сущность. Общее проявляется в единичном, через отношение единичного к единичному, когда одно единичное выступает в качестве эквивалента другого. Категория рода осуществляется через категорию отношения в ее связи с категории вещи.
«почти всякое человеческое действие, - говорит С.Л. Рубинштейн, - есть не только техническая операция по отношению к вещи, но и поступок по отношению к другому человеку, выражающий отношение к нему. Поэтому другой человек со своими действиями входит в «антологию» человеческого бытия. Через отношение к вещам, к человеческим предметам осуществляется взаимоотношение между людьми» [31, с. 336].
Таким образом , в психологии, как говорит Я.Л. Коломинский, «отношения – это философская категория, в которой выявляется родовая сущность психики, отношение сознания к материи, и категория, в которой выявляется родовая сущность человека – отношение человека в человеку» [24, с. 31].
В отношении человека к человеку следует различать объективные (отношения, в которые люди вынуждены вступать в процессе своей жизнидеятельности) и субъективные (сознание и переживание личностью объективных отношений) аспекты.
Субъективные отношения в нашей литературе чаще всего обозначаются термином «личные отношения».
Итак, из всей совокупности отношений человека к окружающему, мы выделили отношение человека к другим людям, одним из видов которых являются личные отношения. Для обозначения отношений между людьми нередко используется понятие «взаимоотношения».
Взаимоотношения – это обязательно прямые межличностные отношения. Они могут быть непосредственными – «лицом к лицу» или опосредованными какими-то средствами коммуникации (телефон, телеграф, радио, телевидение); могут быть одновременными или отсроченными (как, например, при переписке), но в них всегда должна сохраняться действительная возможность взаимности.
Следовательно, «взаимоотношения – это специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность непосредственного (или опосредованного техническими средствами) одновременного или отсроченного ответного личностного отношения». [27, c.33]
По своей модальности взаимоотношения могут совпадать с отношениями. Они могут быть объективными, субординационными (начальник-подчиненный), функциональными и т.д. и вместе с тем личными, индивидуальными, эмоциональными.
Межличностные отношения проявляются слитно с общением и предметным взаимодействием, в единстве со всеми групповыми феноменами. Поэтому очень часто отождествляются понятия «отношение» и «взаимодействие», отношения и любая связь между людьми, общение и совместная деятельность.
Мы считаем, что необходима дифференциация понятий, характеризующих основные межличностные феномены, хотя это вовсе не означает отрицания единства и слитности этих процессов в реальной жизни группы.
Так Добрович А. Б. (1987) отмечал, что личность фомируется как субъект деятельности, познания и общения.
Коломинский Я. Л. (1999) также пришел к необходимости различать взаимоотношение и общение. Он говорил, что общение – это «информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения».
В педагогическом общении учителю приходится управлять и функционально-ролевыми, и межличностными взаимоотношениями. В структуре межличностных процессов многие авторы (Бодалев А.А., 1998, Коломинский Я.Л., 1999 и др.) выделяют три компонента:
Поведенческий или практический.
Аффективный или эмоциональный.
Гностический (когнитивный или информационный).
Поведенческий компонент включает в себя результаты деятельности и поступки, мимику и жестикуляцию, пантомимику и речь, т.е. все, что люди могут наблюдать друг у друга. Аффективный включает все то, что что связано с состоянием личности. Гностический характеризуется активностью личности, принимающей и перерабатывающей информацию. Таким образом, межличностные отношения – это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы. Они выражаются в общении, совместной деятельности, поступках и во взаимооценках членов группы.
Существуют некоторые точки зрения на типологию отношений, но они схожи в том плане, что, подразумевая один и тот же тип межличностных отношений, авторы дают им разные названия.
Так Я.Л. Коломинский (1999) говорит о двух типах отношений – деловых и личных. А.А. Бодалев (1998) больше значения придает устойчивым оценочным отношениям, которые возникают на основе образа человека. И.И. Рыданова (1998), исследуя межличностные отношения дошкольников, обнаружена три их вида:
- собственно-личные;
- оценочные;
- зачатки деловых отношений.
Н.Н. Обозов в психологических отношениях людей выделяет: официальные и неофициальные; деловые и личные.
Мы в своей работе за основу взяли типологию межличностных отношений Смелков З.С. (1999). Основой для дифференциации деловых и личных (межличностных) отношений могут быть объективность и субъективность их детерминированности, официальность и неофициальность организации, характер и цели их существования (инструментальная и эмоционально-потребностная), их непосредственность и опосредованность. Деловые взаимоотношения, в первую очередь, являются действительными, а потом уже оценочными, они детерминированы объективными условиями, включены чаще всего в официальную организацию. Их цели всегда инструментальны, взаимосвязь либо непосредственна, либо опосредована различными средствами (людьми, инструкцией, техникой).
Из личных (межличностных) отношений, в свою очередь, выделяются оценочные (восхищение и популярность) и действенные (связанные с взаимодействием), они детерминированы не сколько объективными условиями, сколько субъективной потребностью в общении и удовлетворении; могут быть включены в официальную организацию, но не всегда.
Межличностные отношения не существуют вне конкретного контекста той или иной организации, но регулируются они, в отличии от официальных взаимоотношений, в большей мере личными особенностями взаимодействующих людей. Взаимосвязь здесь непосредственная и сопровождается всегда состоянием удовлетворенности (неудовлетворенности) субъектов друг другом [21].
Таким образом, межличностные отношения, это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия. Готовность к взаимодействию может реализоваться в поведении субъектов в условиях общения, совместной деятельности. Общение есть процесс непосредственных взаимоотношений обращения людей друг с другом, основанный на разумном понимании и намеренной передаче знаний, мыслей и переживаний в соответствии с социальными нормами и условиями осуществляемой деятельности. Именно совместная деятельность, общение раскрывают характер межличностных отношений. Процесс развития межличностных отношений начинается с раннего возраста. При этом происходит переход к собственно предметным действиям, к началу формирования так называемого практического, или сенсомоторного, интеллекта. В процессе учения происходит формирование интеллектуальных и познавательных способностей; через учение опосредствуется вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми людьми.
- Введение
- Глава 1. Современное состояние проблемы адаптации и социализации в психолого-педагогической науке
- 1.1. Основные концептуальные подходы к пониманию сущности межличностных отношений.
- 1.2. Педагогическое общение как фактор личностного развития ребенка.
- 1.3 Особенности развития детей младшего школьного возраста.
- 1.4. Групповая сплоченность и факторы ее определяющие
- 1.5. Влияние педагогического общения на групповую сплоченность и уровень развития коллектива младших школьников
- Глава II Цели, задачи, методы и организация исследования
- 2.1. Цель и задачи исследования
- 2.2. Методы исследования
- 2.3. Организация исследования.
- Глава 3. Практическое изучение стилей педагогического общения и особенностей межличностных отношений младших школьников в классе
- Определение влияния стилей педагогического общения на показатели групповой сплоченности
- Показатели групповой сплоченности и уровня развития коллектива по параметрам сплоченности класса (в баллах)
- Влияние стиля педагогического общения на привлекательность для школьника группы одноклассников и тип взаимоотношений в классе
- Оценка детьми отношений в классе (в % от числа детей)
- Список литературы.
- Андреева г.А. О понятии адаптации // Человек и общество. – л.: лгу, 1983. – с.62-69.
- Диагностика стиля взаимодействия (в.Н. Симонов)
- Определение опосредованности групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности.
- Привлекательность для школьников группы одноклассников.