Фиксация этапов обучения в виде элементов опыта
В связи с имеющимися данными о специфической связи активности отдельных нейронов с движениями, целью действия, местом и другими характеристиками поведения, была разработана экспериментальная модель, позволявшая дифференцировать связь нейрональной активности с каждым из этих аспектов поведения. Это была модель пищедобывательного поведения у кроликов, которым для получения пищи из 2-х кормушек, расположенных в углах передней стенки квадратной клетки, требовалось нажимать на педали, которые были расположены в углах задней стенки той же клетки. Регистрация активности корковых нейронов кроликов в сериях пищедобывательных актов вдоль каждой из боковых сторон клетки позволила выявить специфические активации нейронов, сопровождавшие реализацию отдельных актов данного поведения. Такие активации наблюдались во всех случаях реализации соответствующего поведенческого акта. На основании этих результатов был сделан вывод о специализации нейронов относительно определенных поведенческих актов, который лег в основу концепции системоспецифичности нейронов, утверждающей принадлежность любого нейрона только к одной функциональной системе.
Наряду со специализациями нейронов относительно отдельных систем поведенческих актов, таких как «подход к педали», «захват пищи», «нажатие педали», также были обнаружены и другие специализации. Во-первых, эти специализации нейронов относительно конкретных движений животного, и, во-вторых, специализации относительно объединений актов, например подход и нажатие педали. Если первые специализации можно было отнести к реализации прасистем, то вторые вступали в противоречие с принципом системо-специфичности и, на первый взгляд, свидетельствовали о наличии в субъективном опыте животного элементов, объединяющих несколько систем поведенческих актов.
При детальных исследованиях были обнаружены группы специализированных нейронов, специализаций же, не соответствовавших этапам обучения, за исключением нейронов прасистем, выявлено не было. При этом специализации относительно этапов, служивших в качестве промежуточных поведенческих актов и отсутствовавших в дефинитивном поведении, выражались в виде активаций, перекрывающих два последовательных поведенческих акта. Например, специализация относительно этапа нахождения в углу педали проявлялась в активации, начинавшейся в конце акта подхода к педали и продолжавшейся во время ее нажатия. Это позволило сделать вывод о специализации нейронов относительно этапов обучения.
Этот вывод исключительно важен для объективного изучения структуры субъективного опыта, так как дает ключ к выявлению элементов опыта, выделяемых его обладателем. В то же время полный набор поведенческих специализаций нейронов соответствует субъективному репертуару поведений.
Таким образом, элементом индивидуального опыта является функциональная система поведенческого акта, сформированная на конкретном этапе научения, т.е. в опыте индивида зафиксирована история его приобретения.
Как уже отмечалось, элементы одной функциональной системы поведенческого акта расположены в разных структурах мозга, и достижение результата происходит за счет их согласованной, кооперативной активности.
Хотя нейроны одной специализации могут быть обнаружены в разных областях, их количественная представленность сильно варьирует. Максимальное количество нейронов, специализированных относительно актов сформированного обучением в экспериментальной клетке поведения, было обнаружено в лимбической коре (около 40% зарегистрированных нейронов), в то время как в других корковых областях они были либо единичными, либо не достигали и 10%.
Сравнение наборов специализаций до и после доучивания также показало существенно больше изменения в лимбической коре по сравнению с моторной. В лимбической коре после доучивания появились новые специализации, соответствовавшие актам добавленного поведения.
Полученные результаты соответствуют представлению о перестройке опыта в результате включения в его состав новых элементов. На нейрофизиологическом уровне анализа результатам научения является формирование «добавки» к набору специализированных нейронов и изменение использования прасистем при реализации прежде существовавших функциональных систем.
- Оглавление:
- Введение
- Лекция 1 Общие вопросы физиологии поведения
- Лекция 2 Роль физиологических систем организма в регуляции поведения человека Общие принципы функционирования целого организма
- Системное квантование процессов жизнедеятельности
- Центры регуляции функций
- Лекция 3 Методы психофизиологических исследований
- Лекция 4 Управляющие и рабочие системы организма
- Управляющие и рабочие системы организма
- Лекция 5 Основы жизнедеятельности
- Клеточный метаболизм
- Минеральный обмен
- Обмен углеводов
- Обмен жиров
- Обмен белков
- Обмен энергии
- Законы термодинамики
- Первичная и вторичная теплота
- Основной обмен
- Закон поверхности тела Рубнера
- Расход энергии при физической нагрузке
- Лекция 6 Терморегуляция
- Терморегуляция
- Пойкилотермия
- Гетеротермия
- Системные механизмы регуляции температуры
- Температурные «ядро» и «оболочка»
- Ритмические изменения температуры
- Температурная схема тела
- Температура крови
- Рецепция результата Локализация и свойства терморецепторов
- Нервные центры
- Исполнительные механизмы
- Теплообразование
- Теплоотдача
- Регуляция теплоотдачи
- Потоотделение
- Локальная терморегуляция
- Гормональная терморегуляция
- Нейрогуморальная регуляция
- Условно-рефлекторная терморегуляция
- Терморегуляция при теплохолодовых процедурах
- Биологические функции воды
- Источники воды и пути выведения из организма
- Виды воды в организме
- Методы определения объема жидких фаз организма
- Электролитный состав жидких сред организма
- Функции системы крови
- Нервные центры
- Исполнительные механизмы
- Осмотическое давление
- Свертывание крови (гемостаз)
- Противосвертывающая система крови
- Реакция «самоторможения»
- Фибринолиз
- Трансцеллюлярные жидкости
- Лекция 8 Железы внутренней секреции
- Механизм действия гормонов
- Общие свойства гормонов
- Поджелудочная железа
- Надпочечники
- Щитовидная железа
- Околощитовидные железы
- Половые железы
- Вилочковая железа (тимус)
- Лекция 9 Гипоталамо-гипофизарная система. Эндокринная функция печени и почек
- Соматотропный гормон
- Гормоны задней доли гипофиза
- Активность гормонов задней доли гипофиза
- Окситоцин
- Эндокринная функция почек
- Печеночная и желчная секреция
- Лекция 10 Организация нервной системы
- Спинной мозг и спинномозговые нервы
- Внутреннее строение
- Продолговатый мозг
- Внутреннее строение
- Задний мозг
- Мозжечок
- Средний мозг
- Промежуточный мозг
- Гипоталамус
- Конечный мозг
- Кора головного мозга
- Лекция 11 Проведение возбуждения
- Проведение возбуждения по целому нерву
- Системная организация проводящих путей
- Лекция 12 Синаптическая передача
- Синаптическая передача
- Ультраструктура синапса
- Классификация синапсов
- Этапы и механизмы синаптической передачи
- Синтез медиатора
- Секреция медиатора
- Взаимодействие медиатора с рецепторами постсинаптической мембраны
- Инактивирование медиатора
- Электрическая теория передачи возбуждения
- Свойства синапсов
- Синаптическая передача в мозге
- Позвонки
- Спинной мозг
- Белое и серое вещество спинного мозга
- Серое вещество спинного мозга
- Центры внс
- Парасимпатический отдел
- Особенности строения симпатических и парасимпатических нервов
- Метасимпатическая часть вегетативной нервной системы
- Физиологические свойства симпатической нервной системы
- Физиологические свойства парасимпатической нервной системы
- Функциональный антагонизм симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы
- Лекция 15
- Пищеварительная система
- Чувствительные вегетативные пути
- Центры регуляции вегетативных функций
- Гипоталамус
- Температура тела
- Потребление пищи
- Передняя и задняя доли гипофиза
- Лимбическая система
- Поведенческие акты
- Лекция 16
- Обнаружение и различение сигналов Сенсорная рецепция
- Классификация рецепторов
- Сенсорные пороги Абсолютная чувствительность сенсорной системы
- Дифференциальная сенсорная чувствительность
- Передача и преобразование сигналов
- Кодирование информации
- Детектирование сигналов
- Опознавание образов
- Взаимодействие сенсорных систем
- Механизмы переработки информации в сенсорной системе
- Лекция 17 Общие свойства сенсорных систем Анатомия и физиология органов вкуса и обоняния
- Методы исследования сенсорных систем
- Вкусовая система
- Вкусовые ощущения
- Центральные вкусовые пути
- Обонятельная система
- Проводящие пути и центры висцеральной сенсорной системы
- Висцеральные ощущения и восприятие
- Основные количественные характеристики сенсорных систем человека
- Лекция 18 Анатомия и физиология кожи Общий покров
- Кожная рецепция
- Температурная рецепция
- Мышечная и суставная рецепция
- Лекция 19 Нейрофизиология боли
- Классификация боли
- Особые формы боли
- Причины возникновения боли
- Рецепторы и проводящие пути
- Афферентные ноцицептивные волокна
- Боль как системная интегративная реакция организма
- Нейрохимические механизмы болевого ощущения
- Поведенческие и вегетативные проявления боли
- Эндогенная антиноцицептивная система
- Эндогенные механизмы регуляции болевого ощущения. Эндорфины и энкефалины
- Нейротензины и другие пептиды
- Серотонинергическая регуляция болевого ощущения
- Психогенная регуляция болевого ощущения
- Лекция 20 Анатомия и физиология зрительной системы
- Строение глаза
- Зрачковый рефлекс
- Формирование изображения
- Аккомодация
- Острота зрения
- Аномалии рефракции
- Фоторецепция
- Палочки и колбочки
- Переработка информации нейронами сетчатки
- Центральные зрительные пути
- Зрительная кора
- Активность зрительной коры
- Наружное и среднее ухо
- Внутреннее ухо
- Кортиев орган
- Возбуждение рецепторов
- Различение высоты звука
- Центральные слуховые пути
- Вестибулярная система
- Маточка и мешочек
- Полукружные каналы
- Центральные вестибулярные пути
- Лекция 22 Управление движениями
- Общие сведения о нервно-мышечной системе
- Проприорецепция (глубокомышечное чувство)
- Центральные аппараты управления движениями
- Двигательные программы
- Координация движений
- Типы движений
- Выработка двигательных навыков
- Лекция 23
- Биологическое значение сна
- Объективные признаки сна
- Электроэнцефалографические показатели сна
- Соматовегетативные проявления сна
- Фазы сна и сновидения
- Фазы сна и психическая деятельность
- Теории сна
- Сенсорные механизмы сна
- Роль ствола мозга в механизмах сна
- Биологически активные вещества в механизмах сна
- Расстройства сна
- Лекция 24 Функциональные состояния
- Определение функционального состояния
- Роль и место функционального состояния в поведении
- Модулирующая система мозга
- Модулирующие нейроны
- Лекция 25 Психофизиология внимания
- Теории фильтра
- Проблема внимания в традиционной психофизиологии
- Проблема внимания в системной психофизиологии
- Лекция 26 Эмоции
- Общая характеристика эмоций
- Отрицательные и положительные эмоции
- Приспособительное значение эмоций
- Системные механизмы эмоций
- Физиологические основы эмоций
- Субстрат эмоций
- Теории эмоций
- Периферическая теория эмоций
- Интегративная (корково-подкорковая) теория эмоций
- «Застойные эмоции»
- Эмоции и обучение
- Эмоциональная основа обучения
- Медицинские аспекты эмоций
- Периферические компоненты эмоций
- Произвольные и непроизвольные периферические компоненты эмоций
- Обратные влияния периферических органов
- Отрицательные эмоции в генезе психосоматических заболеваний
- Механизмы «застойных эмоций»
- Конфликтная ситуация — ведущий фактор формирования «застойной отрицательной эмоции»
- Лекция 27 Адаптационный синдром
- Эмоциональный стресс
- Динамика эмоционального стресса
- Направленное повышение устойчивости к эмоциональному стрессу
- Профилактика последствий эмоциональных стрессов
- Воспитание эмоций
- Лекция 28 Мотивации
- Классификация мотиваций
- Общие свойства биологических мотиваций
- Теории мотиваций
- Механизмы формирования биологических мотиваций
- Трансформация внутренней потребности в мотивационное возбуждение
- Свойства мотивационных центров
- Отражение мотивации в электрической активности мозга
- Мотивация как особое состояние мозга
- Мотивации и эмоции
- Свойства мотивационного состояния
- Корково-подкорковая интеграция в структуре мотивационного возбуждения
- Пейсмекерная роль гипоталамических центров в структуре доминирующей мотивации
- Молекулярная интеграция мотивационного возбуждения
- Механизмы трансформации мотивации в целенаправленное поведение
- Мотивация и память
- Направляющий компонент доминирующей мотивации
- Мотивации и подкрепление
- Биологические мотивации в формировании личности
- Патологические мотивации
- Лекция 29 Общие принципы организации поведения
- Взаимодействие с внешним миром
- Функциональные системы гомеостаза и поведения
- Рефлекторный принцип организации поведения
- Условные рефлексы
- Правила выработки условных рефлексов
- Классификация условных рефлексов
- Закон силовых отношений
- Механизмы образования условного рефлекса
- Конвергентная теория условного рефлекса п.К.Анохина
- Ограничения рефлекторной теории поведения
- Системный принцип организации поведения
- Результат как ведущий фактор организации поведения
- Разновидности поведенческих результатов
- Результат как системообразующий фактор поведения
- Оценка результата поведения с помощью обратной афферентации
- Потребность и доминирующая мотивация как системоорганизующие факторы поведения
- Программирование поведения
- Саморегуляция поведения
- Квантование поведения
- Кванты поведения — единицы системной деятельности
- Общие постулаты системной организации поведения
- Принципиальные отличия от рефлекторной теории поведения
- Лекция 30 Психофизиология бессознательного
- Понятие бессознательного в психофизиологии
- Индикаторы осознаваемого и неосознаваемого восприятия
- Семантическое дифференцирование неосознаваемых стимулов
- Временные связи (ассоциации) на неосознаваемом уровне
- Функциональная асимметрия полушарий
- Обратные временные связи Роль обратных временных связей в нервном механизме «психологической защиты»
- Значение неосознаваемых стимулов обратной связи в когнитивной деятельности
- Роль бессознательного при некоторых формах патологии
- Лекция 31 Психофизиология сознания
- Основные концепции сознания
- «Светлое пятно»
- Повторный вход возбуждения и информационный синтез
- Мозговая основа ощущений
- Механизмы мышления Метод картирования внутрикоркового взаимодействия
- Сознание, общение, речь
- Функции сознания
- Три концепции — одно сознание
- Лекция 32 Психофизиология памяти
- Временная организация памяти
- Процессы, связанные с памятью
- Филогенетические уровни биологической памяти
- Градиент ретроградной амнезии
- Стадии фиксации памяти
- Основные положения теории консолидации энграммы
- Гипотеза одного следа и двух процессов
- Кратковременная и долговременная память
- Спонтанное восстановление памяти
- Восстановление энграммы действием второго электрошока
- Восстановление памяти методом напоминания
- Восстановление памяти методом ознакомления
- Ретроградная амнезия для реактивированных следов памяти
- Основные положения теории активной памяти
- Организация активной памяти
- Гипотеза о распределении энграммы
- Распределенность энграммы в опытах с локальными раздражениями мозга
- Распределенность энграммы по множеству элементов мозга
- Нейрофизиологические исследования распределенности энграммы
- Процедурная и декларативная память
- Дискретность мнемических процессов
- Константа Ливанова
- Объем и быстродействие памяти
- Диапазон ощущений
- Нейронные коды памяти
- Лекция 33 Психофизиология научения
- Механизмы научения
- Реактивное поведение
- Когнитивное научение -
- Психологические и биологические теории научения
- Подход к научению как процессу
- Представление о нейрофизиологических механизмах научения
- Специфика психофизиологического рассмотрения научения
- Системная психофизиология научения Проблема элементов индивидуального опыта
- Фиксация этапов обучения в виде элементов опыта
- Влияние истории научения на структуру опыта и организацию мозговой активности
- Связанные с событиями потенциалы мозга (ссп)
- Лекция 34 Системные механизмы поведения
- Механизмы врожденного поведения Инстинкты
- Системные компоненты инстинкта
- Особенности формирования инстинктивной деятельности
- Проявления инстинктивной деятельности
- Программирование инстинктивного поведения
- Факторы, определяющие программирование инстинктивной деятельности
- Общие закономерности формирования врожденных форм поведения
- Поведение в изменяющейся среде, приобретенное поведение.
- Онтогенез обучения
- Программирование приобретенного поведения на основе условных рефлексов
- Системные механизмы приобретенного поведения
- Динамические программы поведения
- Общие закономерности формирования приобретенного поведения
- Системогенез поведенческих актов
- Динамический стереотип
- Адаптивная роль поведения
- Торможение условно-рефлекторной деятельности
- Внешнее (безусловное) торможение
- Охранительное торможение
- Внутреннее (условное) торможение
- Лекция 35 Системная архитектоника поведенческих актов
- Афферентный синтез
- Предпусковая интеграция
- Пусковой стимул
- Нейрофизиологические механизмы афферентного синтеза
- Роль различных отделов головного мозга
- Значение стадии афферентного синтеза
- Принятие решения
- Акцептор результата действия
- Нейрофизиологические механизмы акцептора результата действия
- Эфферентный синтез
- Действие
- Оценка результатов действия
- Невозможность достижения потребного результата - конфликтная ситуация
- Рефлекторная дуга и системная архитектоника поведенческого акта
- Медицинские аспекты системной организации поведения
- Типы высшей нервной деятельности
- Экспериментальные неврозы
- Характеристика невротических состояний
- Сигнальные системы действительности
- Информационные свойства функциональных систем
- Лекция 36 Психическая деятельность человека
- Функциональные системы психической деятельности
- Архитектоника психической деятельности
- Афферентный синтез
- Мотивация и акцептор результатов действия
- Системные кванты психической деятельности
- Информационная основа системных квантов психической деятельности
- Мыслительная деятельность
- Узловые механизмы мыслительной деятельности
- Информационные эквиваленты мыслительной деятельности
- Эмоциональная основа психической деятельности
- Словесная основа мыслительной деятельности
- Морфофункциональные основы опознания зрительного объекта
- Динамика мыслительной деятельности
- Системогенез мыслительной деятельности
- Эндогенное и экзогенное построение мысли
- Саморегуляция мыслительной деятельности
- Творческая деятельность
- Программирование мыслительной деятельности
- Мотивация мыслительной деятельности
- Тема 1. Общие вопросы физиологии поведения
- Тема 2. Роль физиологических систем организма в регуляции поведения человека.
- Тема 3. Методы психофизиологических исследований.
- Тема 4. Управляющие и рабочие системы организма.
- Тема 5. Основы жизнедеятельности
- Тема 6. Терморегуляция
- Тема 7. Жидкие среды организма
- Тема 8. Железы внутренней секреции
- Тема 9. Гипоталамо-гипофизарная система
- Тема 10. Организация нервной системы.
- Тема 11. Проведение возбуждения
- Тема 12. Синаптическая передача.
- Тема 13. Строение позвоночника и спинного мозга
- Тема 14. Вегетативная нервная система
- Тема 15. Нервная регуляция функций внутренних органов
- Тема 16. Сенсорные системы
- Тема 17. Общие свойства сенсорных систем Вкус и обоняние
- Тема 18. Анатомия и физиология кожи
- Тема 19. Нейрофизиология боли
- Тема 20. Зрительная система
- Тема 21. Органы слуха и равновесия
- Тема 22. Управление движениями
- Тема 23. Сон
- Тема 24. Функциональные состояния
- Тема 25. Внимание
- Тема 26. Эмоции
- Тема 27. Адаптационный синдром
- Тема 28. Мотивации
- Тема 29. Общие принципы организации поведения
- Тема 30. Бессознательное
- Тема 31. Сознание
- Тема 32. Память
- Тема 33. Научение
- Тема 34. Системные механизмы поведения
- Тема 35. Системная архитектоника поведенческого акта
- Тема 36. Психическая деятельность человека
- Литература