Динамика личности осужденного и воспитательный процессе.
Проводниками пенитенциарной психологии, прежде всего являются сотрудники ИУ. на каких бы должностях (воспитатель, производственник, оперативник, медик) они не состояли. В их деятельности необходимо отметить по крайней мере четыре обязательные для всех стороны:
1. Воспитательная деятельность - это главная из них социальная сторона. Сотрудники ИУ обязаны привить осужденным принятое в обществе мировоззрение, а также ряд других важных качеств: нравственность, гуманность, честность, патриотизм и т. д. Для того, чтобы выработать эти качества, все работники ИУ (прежде всего воспитатели) должны твердо верить в конечный успех своей работы, с какими бы трудностями им ни пришлось столкнуться. Эта их вера должна передаваться осужденным, они обязаны уметь заражать своей верой самых апатичных из них.
2. Коммуникативная деятельность — это организация общения с осужденными, в ходе которого происходит направляемый воспитателями обмен информацией. Здесь действует следующая закономерность: важно не только то, что говорится, но также и то как говорится и кем. Пенитенциарной психологии известны многочисленные случаи, когда умный и идейный воспитатель не мог донести свои слова ДО сознания и сердца осужденных в связи с возникновением между ними так называемого «психологического барьера». СОТРУДНИКИ ИУ и, прежде всего, воспитатель и должны уметь слушать людей и, разговаривая с ними, находить индивидуальный подход к каждому из них. Большое значение в решении этих вопросов имеет знание воспитателями индивидуальных особенностей осужденных.
К этим особенностям относятся, в первую очередь, темперамент, черты характера, направленность и тип личности, и состояние здоровья осужденного. Например, суровый строгий тон в беседе с уклоняющимся от работы осужденным сангвинического темперамента принесет положительные плоды. Но этот же тон будет совершенно неприемлем в беседе с осужденным меланхоликом, у которого взаимоотношение с коллективом и трудовой процесс не ладятся из-за таких черт характера, как робость и застенчивость. В последнем случае осужденному надо посочувствовать, подбодрить его, вселить уверенность в себе.
3. Организационная деятельность. Любой сотрудник ИУ, постоянно работая с людьми, для того, чтобы правильно решить производственные и воспитательные задачи, должен быть хорошим организатором и волевым человеком. Талант воспитателя как организатора у сотрудника ИУ проявляется в создании коллектива осужденных, в руководстве этим коллективом и производственными процессами. Мало наметить стратегию воспитательного воздействия, нужно уметь провести в жизнь свои замыслы и при этом преодолеть открытое, а чаще и скрытое сопротивление осужденных. Для решения сложных организаторских задач работник ИУ должен обладать определенным авторитетом в глазах осужденных. Этот авторитет предполагает, во-первых, знание своего дела, обладание специальными знаниями, навыками и умениями;
во-вторых, творческое решение им воспитательных задач, отсутствие шаблона; в-третьих, высоко развитое чувство ответственности как за свои действия, так и за действия подчиненных ему людей;
в-четвертых, высокий уровень общей культуры и, наконец, индивидуальный стиль в своей работе.
4. Конструктивная деятельность. Она связана с отбором композиций и проектированием воспитательного материала, созданием планов, воспитательной тактики и стратегии. Конструктивная деятельность является основанием, на котором строятся организационная и коммуникативная деятельность. Она включает в себя следующие аспекты: 1) содержание будущей деятельности (планирование); 2) систему и последовательность собственных действий (тактику и стратегию воспитательного воздействия); 3) систему и последовательность действий воспитуемых (при этом проектируется деятельность коллектива в целом, а также отдельных групп и отдельных осужденных).
Здесь реализуются положительные качества сотрудника ИУ образующие творческое начало его личности: интеллектуальный уровень, память, мышление, воображение, творческая интуиция.
Сложность воспитательного процесса в ИУ, как уже отмечалось ранее, имеет ряд трудностей, прежде всего связанных с тем, что основная масса осужденных представляет собой человеческий материал, имеющий пороки в правосознании, в моральных и этических программах. Осужденные оказывают скрытое, порой и открытое сопротивление воспитательному процессу. Условия изоляции в ИУ не позволяют использовать все меры воспитательного воздействия на личность. Среди осужденных имеется большое количество педагогически запущенных людей, требующих строго индивидуального подхода к ним.
Важным фактором воздействия на осужденного является коллектив, в котором он находится. Прежде всего, необходимо учесть эффективность воздействия коллектива на личность, исследовать структуру коллектива осужденных, связи между отдельными их группами. Но прежде чем переходить к анализу коллектива, следует остановиться на отдельной ячейке, его составляющей, — личности осужденного, и проследить динамику, т. е. развитие этой личности. Исследования динамики личности человека, лишенного свободы приводит к выводу, что ее развитие в этих особых условиях подчинено определенным закономерностям. Она состоит из ряда этапов, являющих «критическими» в динамике личности осужденного. Именно в них, как правило, происходит резкая смена состояний, установок и направленности личности осужденного. Это страх перед грядущим наказанием в связи с арестом; состояние апатии непосредственно после приговора; готовность искупить свою вину; стремление поскорее выйти на свободу, — вот далеко не полный перечень состояний, которые доминируют в личности на различных этапах от момента ареста до момента освобождения.
Значительную часть осужденных составляют лица, которые не желают в ИУ учиться в школе и в профтехучилище, вообще отрицательно относятся к обучению. Мотивы отказа от этого следующие: убеждение, что у осужденного уже имеется хорошая специальность, и учеба ничего к ней не прибавит; трудности в учебе в связи с большим перерывом, когда многое забылось; солидный возраст; уверенность в том, что учиться поздно, а также то, что учеба на заработок не влияет; боязнь, что на учебные занятия не хватит терпения; страх перед необходимостью учиться после рабочего дня; нежелание тратить время на учебу и, наконец, немотивированный отказ от учебы.
Необходимо отдельно остановиться на уровне развития у осужденных познавательных потребностей и «психологии тюремного чтения». Как показывают исследования, у многих осужденных познавательные потребности вообще неразвиты. Поэтому значительная часть из них не считает нужным повышать свой образовательный уровень, хотя бы читать художественную литературу. Многие из не желающих учиться в школе ИУ не осознают значения образования вообще и не видят в повышении образования реальных, прежде всего сиюминутных выгод для себя.
Воспитатели исправительных учреждений нередко сталкиваются с такой ситуацией, при которой осужденный оказывается невосприимчивым к педагогическим воздействиям или неправильно на них реагирует. Это нежелание или неумение понять друг друга, а порою, взаимная отчужденность и называется психологическим барьером. Чаще психологический барьер возникает при работе с нарушителями режима, отказчиками от работы, осужденными, принадлежащими к отрицательным группам. Психологические барьеры существенно снижают эффективность воспитательной работы, затрудняют процесс исправления и перевоспитания осужденных.
Юристы должны знать, что по своему содержанию психологический барьер может быть двух видов — смысловым и эмоциональным. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
При смысловом барьере, - перевоспитуемый осужденный может хорошо понимать и уметь выполнить требования, которые к нему предъявляет воспитатель, но искажает при этом мотивацию требований, вкладывает в них предвзятый смысл и упорно их не выполняет. По А.С. Макаренко — это «внутреннее сопротивление личности» воспитательному воздействию как следствие сформировавшейся установки осужденного отрицательно реагировать на любое требование, исходящее от начальника отряда, мастера, учителя. Такой барьер — основа невосприимчивости воспитуемого к педагогическому воздействию воспитателя. В этом случае то или иное его требование, рассчитанное на определенный педагогический эффект, дает прямо противоположный результат.
При эмоциональном барьере, — осужденный испытывает такие эмоциональные переживания, которые делают недоступными его разуму доводы логики. Такой барьер - результат накопления тяжелых эмоциональных переживаний у осужденного. ВозникшиЕ ПО разным причинам (и особенно под влиянием оскорблений) чувства отчужденности, антипатии, озлобленности мешают осужденному осознать правомерность требований воспитателя, не позволяют убедиться в неправильности своих действий и поступков. При эмоциональном барьере даже ясные и справедливые требования воспитателя не получают положительного отклика в душе такого человека.
При воспитании у осужденного перспективы на активную перестройку личности во имя будущего освобождения и приобщения к трудовой жизни администрация ИУ получает в его лице хорошего союзника, который будет помогать в решении сложных педагогических задач переделки личности. Одна из главных задач в этом процессе — постановка правильного диагноза, какие качества в осужденном следует укреплять и развивать и с какими качествами, взглядами, чертами и привычками следует бороться. Пенитенциарная (уголовно-исполнительная) психология в анализе и оценке личности осужденного исходит из оптимистического прогноза: в каждом человеке можно обнаружить положительные черты, какие бы страшные преступления он ни совершил. Опираясь на эти положительные черты, можно приступить к переделке и формированию социально-положительной личности осужденного.
Одна из причин возникновения психологического барьера — неправильное применение взысканий и поощрений. На практике нередко бывает так: воспитатель к одним осужденным бывает более снисходителен, чаще их поощряет (порой даже незаслуженно), редко наказывает, с другими все обстоит наоборот. В результате незаслуженного наказания или слишком сурового наказания, завышенной требовательности, несправедливости у осужденного возникают отрицательные эмоции, которые, зарождаясь вначале в связи с конкретным частным случаем применения воспитателем наказания, легко распространяются на более широкий круг явлений и начинают определять отношение воспитуемого к воспитателю. Нередко такие осужденные настойчиво пытаются заслужить поощрение, вернуть расположение и доверие воспитателя, но если последний вовремя не заметит стараний осужденного, не поощрит его усердие, то воспитуемый, разуверившись в возможности заслужить одобрение воспитателя, перестает реагировать на его требования, оказывается глухим к педагогическим воздействиям. Неправильная дисциплинарная практика ведет к возникновению психологических барьеров, а, в свою очередь, психологические чего дня; нежелание тратить время на учебу и, наконец, немотивированный отказ от учебы.
Часто причиной смыслового барьера становится многократное повторение словесных воздействий, моральных сентенций. Эти нравоучения осужденный не воспринимает, так как не придает им значения, на которое рассчитывает воспитатель. Чтобы устранить такие случаи, необходимо вдумчиво отнестись к выбору мер педагогического воздействия, применять методы воспитания в комплексе, в зависимости от поведения осужденного. Мера воздействия, на которую осужденный не реагирует, не должна больше применяться, но если же она применяется, то только в иных условиях и по-иному.
Для достижения успеха в работе с осужденными необходимо знание личности осужденного, специфики направленности личности осужденного, действительные его взгляды и убеждения, а не просто его высказывания, которые иногда диктуются корыстными соображениями, а подчас являются просто бравадой.
Как уже отмечалось, кроме главных факторов (труд, режим, коллектив и воспитание), которые действуют постоянно, на осужденного могут влиять и так называемые факультативные факторы. К ним относятся семья осужденного, его дружеские связи с людьми вне зоны ИУ, участие в художественной самодеятельности, занятия художественными ремеслами, учеба в школе и некоторые другие. Однако наличие указанных факторов вовсе не означает, что гарантировано положительное их влияние. Так, неурядицы в семье осужденного могут отрицательно сказаться на его настроении, дружеские связи с людьми, находящимися на воле, далеко не всегда положительно влияют на перестройку личности осужденного и т.д. Но неверно и вообще игнорировать факультативные факторы, пренебрегать их положительным влиянием на результаты воспитательного процесса, когда это возможно. Одним из наиболее сильных факторов этой категории является семья осужденного. При наличии у него детей, жены, родителей целесообразно использовать этот фактор как доминирующий при воспитании чувства перспективы на будущее. Осужденный, любящий своих родственников, должен видеть в своем будущем возможность соединиться с ними и осознавать, что эта возможность тем быстрее реализуется, чем лучше он будет работать, соблюдать требования режима и способствовать положительной перестройке своей личности.
Чрезвычайно важен для превентивной практики и тот факт, что механизмы неосознаваемой регуляции формируются и закрепляются еще в раннем детстве. При этом важнейшее влияние на них оказывает семья, личный пример родителей, их поведение, которые запечатлеваются у ребенка, характер эмоциональных отношений родителей с детьми, что, в частности, оказывается решающим фактором для формирования эмоциональной сферы, чувства эмпатии, сопереживания, внушающие воздействия, оказываемые на детей родителями, система мер наказания и поощрения. Отсюда и предупреждение такого рода преступлений также должно и может быть осуществлено путем социальных программ, включающих разнообразные психотерапевтические, суггестивные, психолого-педагогические воздействия. Вместе с тем, организация превентивной практики преступлений с неосознаваемой мотивацией имеет ряд специфических особенностей. Разберем их.
1. Важной отличительной чертой неосознаваемых поведенческих регуляторов, и в первую очередь сформированных в раннем детстве установок, является их прочность и устойчивость.
2. Применение суггестивных методов в перестройке несознаваемых регуляторов преступного поведения отнюдь не означает отказа от традиционных, хорошо зарекомендовавших себя форм и методов педагогической коррекции, применяемых, в том числе и к несовершеннолетним с отклоняющимся поведением. Напротив, эффективность воспитательно-профилактических воздействий может быть обеспечена лишь в том случае, когда суггестивные методы закрепляются в системе воспитания, осуществляемого на основе коллективной, трудовой, общественно-полезной деятельности, в процессе, где могут формироваться новые установки позитивной социальной ориентации.
3. Следует учитывать, что сфера неосознаваемой регуляции имеет раннее онтогенетическое происхождение и закладывается в первую очередь в семье. Неблагополучная семья уже на самых первых стадиях развития ребенка должна стать объектом заботы органов профилактики, в поле зрения которых должны, прежде всего, попасть те факторы семейного общения и воспитания, которые могут способствовать формированию асоциального поведения. То есть, неосознаваемая мотивация отнюдь не является неким необъяснимым психическим образованием, которое не зависит от социальных факторов, условий воспитания и жизнедеятельности индивида. Так же, как и сознательная психическая регуляция поведения человека, сфера неосознаваемой регуляции продукт и результат социализации личности, происходящий под влиянием различных- организованных, целенаправленных и стихийно действующих социальных факторов.
Таким образом, раскрытие природы и путей формирования механизмов неосознаваемой регуляции преступного поведения предоставляет возможность превентивной пенитенциарной теории и практике наметить научно обоснованные подходы и методы предупреждения формирования неосознаваемой асоциальной мотивации, пути перестройки внутренних регуляторов асоциально направленного поведения. В этом отношении важное значение для практической организации воспитательно-профилактической работы, а ИУ имеют выводы психологов о структуре личности и ее связи с индивидуальной деятельностью, в процессе которой может происходить формирование новых и перестройка прежних установок у осужденных. Эти принципы организации позволяют так построить воспитательно-профилактическую работу в коллективе осужденных, что становится возможным эффективное воздействие и перестройка у них как осознаваемых, так и неосознаваемых поведенческих регуляторов.
- Тексты по юридической психологии Агрессия как социально-психологический феномен
- Агрессия подростков
- Психологические особенности агрессии девиантных подростков
- Основные теории агрессии Агрессия как инстинктивное поведение: врожденное стремление к смерти и разрушению
- Агрессия, направленная на других
- Разрушение Сохранение Танатос я Эрос
- Агрессия как проявление побуждения: фрустрация и агрессия
- Биологическая теория агрессивности
- Агрессия как приобретенное социальное поведение
- Понятие девиантного поведения
- Типы девиантного поведения
- Агрессивное поведение
- Аутоагрессивное поведение
- Сексуальные девиации и перверсии
- Сверхценные психологические увлечения
- Характерологические и патохарактерологические реакции
- Коммуникативные девиации
- Безнравственное и аморальное поведение
- Неэстетичное поведение
- Психология преступника
- Биологические и социальные теории личности преступника
- Роль потребностей в формировании личности преступника
- Роль социальной среды в формировании личности преступника
- Два подхода в изучении личности преступника: социально-типологический и социально-ролевой
- Психология преступника – убийцы
- Психология преступника – террориста
- Психологический анализ коллектива осуждённых
- Динамика личности осужденного и воспитательный процессе.
- Проблемы адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе.
- Психология убийства
- Литература
- Классификация и типология рецидивистов.
- Жестокое обращение с детьми
- Различные подходы к объяснению причин жестокого обращения с детьми.
- Психологическая жестокость.
- Последствия жестокого обращения с детьми.
- Генезис жестокости.