logo search
УМП_этнопсихология

Понятие этноса в концепции этногенеза л.Н. Гумилева

Л.Н. Гумилев (1913-1992), историк и этнограф, выдвинул оригинальную «концепцию Гумилева» происхождения этносов. Давая определение этносу, он утверждает, что для правильного понимания этноса следует выделить следующие понятия:

Гумилев выделяет следующие характеристики этноса:

  1. имеет тесную связь с ландшафтом, так как именно природные и ландшафтные особенности обеспечивают людям возможность выжить;

  2. зависит и от социальных и искусственно созданных условий, которые влияют на развитие ландшафта;

  3. имеет свое психологическое своеобразие, под которым понимается сложившийся коллектив людей, обладающий следующими характеристиками:

По Гумилеву, необязательными, т.е. не всегда говорящими о существовании единой этнической системы, признаками этноса являются социальные, общественно-экономические, идеологические, культурные и языковые категории.

Этносы могут образовываться разными способами: вследствие воздействия религии, простого родства, в результате территориального слияния из-за войны и т. д.

Этнос как система в теории Гумилева анализируется через анализ семьи как системы, в которой реально существующим и действующим фактором являются не предметы, а связи между отдельными людьми, которые при взаимной несхожести и есть реальные проявления системы. Связи в системе могут быть как положительными, так и отрицательными. В контексте семьи системные связи проявляются на протяжении всей жизни индивида, начиная с младенчества, когда его связь со старшими имеет зависимый характер, в течение его взрослой жизни, когда уже он о ком-то заботится, и это меняет качество связи, и в конце, когда, став стариком, ему самому нужна забота и его связь с системой, опять меняет свое содержание.

Гумилев выдвигает следующие характеристики этноса как системы:

Гумилев определяет этногенез как длительный цикличный процесс развития, включающий в себя такие фазы:

  1. Фаза подъема – интенсивный рост пассионарного напряжения в этнической системе следствие пассионарного толчка.

  2. Фаза акматическая – пассионарное напряжение достигает наивысших для данной системы уровней.

  3. Фаза надлома – резкое снижение пассионарного напряжения, сопровождающееся расколом этнического поля, ростом числа субпассионариев, острыми конфликтами внутри этнической системы.

  4. Фаза инерционная – некоторое повышение и затем плавное снижение уровня пассионарного напряжения.

  5. Фаза обскурации – пассионарное напряжение убывает до уровня ниже гомеостатического (нулевого).

  6. Фаза регенерации – возможное восстановление этнической системы за счет сохранившейся на окраинах ареала пассионарности.

  7. Фаза мемориальная – близкая к гомеостазу фаза этногенеза, знаменуется завершением этого процесса. На этой фазе этническая система уже потеряла пассионарность, лишь отдельные ее члены продолжают сохранять культурные традиции прошлого.

В процессе исторического развития этногенез может происходить в результате осуществления различных этнических контактов с другими этносами.

Выделяются следующие виды этнических контактов и, следовательно, этногенеза:

Для объяснения особенностей этногенеза Гумилев использует понятие пассионарности, которая управляет развитием этносов. Ее задачей является подача импульса, который и приводит в движение механизм развития этноса.

Пассионарность имеет следующие характерные особенности:

  1. может присутствовать в целом этносе, в отдельных группах, а также в характере отдельных представителей этноса, которым будут присущи такие черты характера, как:

  1. имеет характер подсознательного процесса и протекает как различные проявления нервной деятельности представителей этноса;

  2. запечатлевается в истории этноса в виде особо важных событий, которые коренным образом меняют течение его жизни.

Теория самоорганизации синергетическая парадигма

Теория самоорганизации представляет собой один из подходов в решении задач, связанных с этническими процессами. Эта теория основана на принципе синергетики, которая является дальнейшим эволюционным развитием системных методов. Понятие «синергетика» определяется как совместное действие.

Фундаментальным принципом данной концепции является возможность спонтанного возникновения системы из беспорядка и хаоса в результате процессов самоорганизации. При этом понятие хаоса не несет в себе негативного смысла, а наоборот, приобретает созидательное значение, когда хаос выступает силой, способствующей самоструктурированию нелинейной среды. Хаос лежит в основе механизма объединения простых структур в сложные и согласования темпов их эволюции.

Нелинейная система – это мир с иными, отличающимися от привычных для классической науки закономерностями. Это закономерности вырастания сложных структур из малых и хаотичных, построения целого из частей.

Нелинейные системы имеют следующие отличительные особенности:

Особенности самоорганизующихся систем:

Отдельные члены этноса обладают самыми разнообразными психологическими особенностями и характеристиками, но для этнической системы важны не все эти особенности и даже не их сумма, а те характеристики, которые в свое время закрепились и нашли отражение в традициях, обычаях, установках, стереотипах, идеалах, т.е. стали системными. Именно эти системные характеристики. Или «параметры порядка», в той или иной мере накладывают отпечаток на каждого представителя этноса. В то же время для этнической системы очень важным является то, чтобы каждый ее элемент (отдельный человек) имел свободу воли. Так, в период хаоса и смут идеи отдельного человека или группы могут стать «параметрами порядка», которые позволят вывести этнос из этого состояния.